8 мин.

5 вещей, которые вернут «Макларен» на вершину «Формулы-1»

Сегодня совершенно ясно, что «Макларен» находится в сильнейшем упадке. Конюшня лишена жесткой руки, финансовое положение оставляет желать лучшего, классные специалисты убегают в другие коллективы, а общий класс гонщиков нельзя сравнить с пилотскими дуэтами конкурентов. Множество отдельных проблем, оставленных без разрешения, привели к системному кризису и подвели коллектив из Уокинга к краю пропасти. «Макларен» – одна из лучших команд в истории «Формулы-1» и должна бороться только за самые большие трофеи.

Как же решить возникшие сложности и вновь встать на чемпионские рельсы?

Рон Деннис, come back

Рон Деннис передал свои полномочия Мартину Уитмаршу в марте 2009 года, а в последующее время начал все больше отдаляться от управления коллективом. В январе этого года по условиям контракта он стал неисполнительным председателем совета директоров, то есть официально перестал нести ответственность за деятельность формульной команды. Сегодня Рону принадлежит только четверть всех акций конюшни.

В декабре Деннис захотел выкупить еще 25 процентов ценных бумаг «Макларена», дабы вернуть контроль над терпящим бедствие коллективом. Конечно, здесь все зависит еще и от желания инвесторов продать свою долю Рону, но, зная характер и хватку Денниса, можно не сомневаться – если британец захочет вернуть бразды правления конюшней в свои руки, он это сделает.

Исторически «Макларен» всегда выбирался из кризиса в тот момент, когда руководство легендарной конюшни решалось на глобальные перемены. После кризиса в конце 70-х команда вернулась на вершину только тогда, когда к управлению коллективом пришел «железный Рон», провернувший масштабные изменения. Британец вернул Ники Лауду с пенсии, переманил спонсоров у Фрэнка Уильямса и лучше других разглядел талант молодого Алена Проста. Когда же проверенная комбинация перестала приносить успех, Деннис сменил поставщика моторов и пригласил в Уокинг перспективного Айртона Сенну.

В 1992 году конюшня снова начала скатываться вниз, и вернуться в сражение за большие призы вновь помогла смена моторостроителя и состава пилотов. В начале 2000-х у «Макларена» наступил период без титулов, который удалось локально преодолеть ставкой на Хэмилтона и шпионской информацией, полученной от «Феррари». Вскоре смена технического регламента вновь отбросила команду далеко назад, и с тех пор легендарная конюшня не выиграла ни одного крупного трофея.

Почему именно Деннис? Все качественные изменения «Макларена», описанные выше — результат личной инициативы британца. Рон — это именно та жесткая рука, в которой так остро сегодня нуждается команда из Уокинга, своего рода Данко, указывающий путь тонущему в неудачах коллективу. Возможно, роль официального руководителя несколько утомила Денниса, но для того, чтобы «Макларен» встал на ноги, этого и не нужно. Управлять конюшней можно сидя в кресле совета директоров, а непосредственную работу с коллективом можно доверить другому лицу. 66-летний британец выглядит единственным человеком, способным решиться на кардинальные изменения в управлении «Маклареном».

Чемпионский бюджет

Джентльменское соглашение между командами об ограничении бюджетов не имеет по сути никакой юридической силы. «Ред Булл» и «Феррари» потратили на этот год 240 и 250 миллионов евро соответственно. Конюшни явно не намерены опускать плану расходов, и в следующем сезоне им в этот помогут астрономические призовые, вручаемые за 2013 год. В Милтон-Кейнсе получат 162 миллиона, а Скудерии достанется 171 миллион долларов. Серьезные финансовые ресурсы на сезон-2014 бросил и «Мерседес», хотя бонусов ему полагается почти в два раза меньше, чем «Ред Булл» и «Феррари».

А что же «Макларен»? На нынешний сезон было выделено всего 160 миллионов евро. Примерно схожий по размаху бюджет у «Лотуса», испытывающего серьезные финансовые проблемы. Лишь пятое место в Кубке конструкторов серьезно отразится на призовых «Макларена» – за этот год конюшня получит всего 72 миллиона евро. Несколько спасает положение то, что коллектив из Уокинга получает большие бонусы за исторические достижения.

«Макларен»-2008 и «Ред Булл»-2013 буквально поменялись местами — насколько крепко стоит на ногах четырехкратный чемпион мира и насколько шатко положение некогда легендарной конюшни. Правда, финансовую ситуацию «Макларена», усугубляющуюся в связи с уходом из «Формулы-1» Vodafone, обещает поправить «Хонда».

Современные условия «королевских гонок» не оставляют шансов финансово неблагополучным командам и коллективам, выделяющим недостаточное количество средств на борьбу за титул. Чемпионские амбиции — чемпионские расходы.

Мартин Уитмарш — слабое звено

Над работой Мартина Уитмарша стоит задуматься. Руководитель команды несет ответственность не только за успехи, но и за неудачи коллектива.

Уитмарш принял команду в марте 2009 года, провального для британской команды.

«Макларен» всегда отличала способность отыгрываться после неудачного начала сезона, и коллектив в очередной раз это продемонстрировал. Безусловно, в этом есть заслуга и Мартина.

Правильным было и решение пригласить Баттона, так как Ковалайнен явно не потянул роль пилота «Макларена». Два британских чемпиона мира в британской команде — казалось бы, что еще надо для победы в сражении с конкурентами за чемпионство?

Но титула выиграть не получилось. А когда Уокингу предоставился самый реальный шанс на завоевание трофеев, в дело вмешались крайняя ненадежность шасси и человеческий фактор. И тут Уитмарш окончательно «поплыл». Механиков, совершавших непростительные ошибки на пит-стопах, он предлагал пожалеть и понять, Льюис и руководство больше занимались обсуждением деталей контракта, чем борьбой за титул, а Дженсон так долго искал пресловутый баланс, что «Макларен» упустил даже вторую строчку в Кубке конструкторов.

С каждым годом надежд на то, что последует обратная метаморфоза из известной сказки и Мартин превратится «из тыквы в карету», все меньше. Уитмарш слишком легко отпускает важных и полезных людей из команды и совершенно не хочет искать равноценную замену. И если уход Хэмилтона вызван скорее конфликтом с Деннисом, чем с Мартином, то последующий провал с приглашением Переса — вина нынешнего руководителя команды. Попытку сделать Баттона первым пилотом также следует признать неудачной — Дженсон никак не тянет на роль лидера и стабильно быстрого гонщика.

Уитмарш нашел свой предел продвижения по карьерной лестнице и такую сложную должность, как роль руководителя «Макларена», он не потянул. Почему бы Деннису не задуматься о других кандидатурах на этот пост? Росс Браун сейчас без работы и является куда более опытным и искушенным руководителем, чем Мартин.

Усиление технического штаба

В последние несколько лет из «Макларена» наблюдается стабильный отток качественных кадров, в том числе и технических. И если Падди Лоу не добился больших успехов в технической области и перешел в «Мерседес» исключительно на административную должность, то после ухода Пэта Фрая в июле 2010 года уже на Гран-при Германии «Феррари» оказалась намного быстрее «Макларена» и в целом сохранила преимущество в скорости относительно Уокинга во второй половине сезона. «Макларен» легко расстается со своими инженерами, уходящими к конкурентам, а переманивать чужих специалистов почему-то чурается...

Похоже, сейчас в команде частично осознали недостатки своей кадровой политики. Приглашение главы отдела аэродинамики «Ред Булл» – серьезный успех. Однако этого мало. Если «Макларен» хочет всерьез в будущем соперничать с «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседесом», он должен вести более активную политику по переманиванию качественных специалистов. Не нужно стесняться забирать лучшее у конкурентов, ведь нынешняя «Формула-1» – большой бизнес. Побеждает тот, кто заручится лучшими ресурсами.

Джеймс Ки явно теряет время в не имеющей перспектив «Торо Россо», почему бы «Макларену» не пригласить талантливого инженера, которого так хотела заполучить Скудерия?

Сильный состав пилотов

В «Макларене» за всю историю его существования сменился не один десяток пилотов, а чемпионами стали всего семь человек. Впору говорить о том, что это были действительно выдающиеся гонщики. Каков нынешний состав пилотов?

Баттон — чемпион мира и отличный пилот, но он мог бы добиваться большего, если бы был более быстрым в квалификациях. К тому же Баттон уже не молод и вскоре его может постигнуть участь Марка Уэббера — австралиец с каждым годом выступал все слабее и слабее.

Приглашение талантливого Магнуссена — определенно, шаг вперед в сравнении с неудачным экспериментом с Пересом. «Макларен» действительно принял решение в правильный момент — если уж команда возлагает все надежды на 2015 год, то логично предоставить юному гонщику необходимый опыт, учитывая, что того количества тестовых километров, которые были у Льюиса Хэмилтона, у Кевина нет и не будет.

На смену Баттону может прийти Фернандо Алонсо, который вот уже четыре года не добивается успехов со Скудерией, и отношения испанца с Лукой ди Монтеземоло точно не улучшаются. «Макларену» определенно нужен лидер и первый номер команды, и Алонсо вполне отвечает этим требованиям. Да, Фернандо не молод, но еще несколько лет на высоком уровне ему обеспечены. Испанец быстрее Баттона и сможет добиваться более стабильных результатов. Переход Алонсо — также отличная возможность для того, чтобы ослабить прямого конкурента – «Феррари», и тем самым облегчить себе задачу.

Реализуема ли затея с приглашением гонщика, скандально ушедшего из «Макларена»? Нет ничего невозможного — Фернандо признает, что спустя шесть лет стал куда опытнее и умнее и больше не ищет приключений на старости формульных лет. Даже Рон Деннис намекает в интервью, что ради успеха предприятия он готов забыть прежние обиды. Упускать пилота такого уровня — кощунственно.

Прост-Лауда, Прост-Сенна, Хаккинен-Култхард, Хэмилтон-Алонсо, Хэмилтон-Баттон — команде определенно нужна сильная пара гонщиков, чтобы претендовать на титул в ближайшем будущем. Кто знает, быть может, пара Алонсо-Магнуссен окажется не хуже легендарных дуэтов и принесет Уокингу еще не один трофей.

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham

Итоги года в «Формуле-1». «Ред Булл», «Мерседес»

Самые быстрые спортсмены в истории. Михаэль Шумахер