7 мин.

Дьявол в деталях. Как «Формула-1» намерена изменить гонки

В Большом цирке снова перемены. 2014 год пройдет не только с новыми болидами, но и с новыми правилами – решения последнего заседания стратегической группы и комиссии «Формулы-1» прогремели как гром среди ясного неба. Перемены поистине революционны и значительно изменят привычный облик чемпионата. И если одни изменения выглядят вполне логичными решениями, то некоторые другие вызывают шок и массу вопросов. В истории чемпионата было немало странных предложений, призванных сделать гонки интереснее, которые, к счастью, не прошли – «медальная система» определения чемпиона, искусственный полив трассы, добавление балласта быстрым командам… На этот раз не прошла идея «Пирелли» о двух обязательных пит-стопах – и слава Богу, от этой идеи за версту несет как искусственностью, так и элементарным нежеланием шинников и команд брать на себя ответственность за возможный риск в угоду шоу с быстро изнашивающейся резиной. Но в этот раз некоторые спорные инициативы были приняты и станут неотъемлемой частью Гран-при. Нас ждет сильно обновленная «Формула-1» – попробуем разобраться в новых правилах и предугадать их последствия.

Новые пятисекундные штрафы

Начнем по возрастающей. В следующем сезоне будут введен еще один способ наказания пилотов – в случае мелкой провинности нарушитель будет наказан пятисекундным штрафом. Вопросы возникают уже по этому пункту – каким образом штраф будет применяться и за какие нарушения? На данный момент ответа нет – команды еще только собираются найти ему применение. Но целесообразность нового наказания уже сейчас вызывает сомнения – какое попрание правил недостойно штрафного проезда, но не должно остаться безнаказанным? На ум приходит разве что превышение скорости на пит-лейн, где на сегодняшний день преступление и наказание явно несоразмерны – потеря двадцати секунд во время штрафного проезда мимо боксов явно неравнозначна долям секунды, которые дают лишняя пара километров превышения. В иных же случаях прекрасно работают и нынешние меры.

Также нельзя забывать про новую балльную систему штрафов, которая начнет действовать со следующего сезона. Какое место в ней займет пятисекундное наказание? Новая система и так выглядит достаточно суровой – действуй она в 2012 году, скажем, Ромен Грожан и Пастор Мальдонадо были бы неоднократно дисквалифицированы. Новые штрафы ведут к большему закрепощению гонщиков и, следовательно, к снижению зрелищности. Потому очень хочется верить, что стюарды не станут злоупотреблять новым наказанием, раздавая его, к примеру, за незначительные нарушения правил ведения борьбы на трассе. Иначе мы получим еще более стерильную «Формулу-1», в которой пилоты будут идти на обгон только в зонах DRS, где сложно сделать что-то не так…

Постоянные номера гонщиков

Введение постоянных номеров для пилотов – куда более интересное предложение, и оно вполне может принести выгоду «Формуле-1». Напомним, сегодня номера распределяются перед каждым сезоном – действующий чемпион получает цифру 1 на носовой обтекатель, его напарник получает цифру 2, остальные же номера распределяются в строгом соответствии с занятыми местами в Кубке Конструкторов, пропуская «несчастливое» число 13. Данная система, по сути, умаляет значение номеров в «Формуле-1» – большинство зрителей мало обращает внимания на то, какая цифра красуется на болиде их любимых пилотов.

Теперь же каждому гонщику предлагается выбрать один номер от 2 до 99, под которым он будет всю карьеру в Больших призах, цифру 1 же имеет право носить по-прежнему только действующий чемпион. Это прекрасно для маркетинга – согласитесь, продавать атрибутику и пиарить пилотов проще, если у них есть узнаваемый номер. Криштиану Роналду является самой известной «семеркой» в мире, а поклонники НХЛ наверняка знакомы с раскрученным прозвищем Александра Овечкина «Alex The Gr8». Футболки и свитера с фамилиями португальского кудесника мяча и российского снайпера расходятся как горячие пирожки и частично своей популярностью они обязаны узнаваемости номеров Роналду и Овечкина. Если проводить аналогии с хоккеем, то вполне можно ввести традицию закрепления номеров за самыми заслуженными гонщиками – так, например, номер 99, под которым в НХЛ выступал знаменитый Уэйн Гретцки, выведен из обращения во всех командах лиги. Словом, хуже от такой инициативы явно никому не станет.

Лимит расходов с 2015 года

И снова вроде бы благие намерения вызывают резонный вопрос, куда же ими вымостили дорогу. Все попытки ограничить расходы команд на настоящий момент заканчивались провалом – никто не забыл, как закончила ФОТА с ее попытками контролировать собственную финансовую деятельность, а про инициативу Макса Мосли о «двухуровневой» «Формуле-1», выданную британцем в 2009 году, и вспоминать не хочется. На сей раз к контролю бюджетов обещают привлечь представителей ФИА и ФОМ – рабочая группа, состоящая из них и делегатов команд, должна будет выработать четкие правила соблюдения жесткого лимита.

При текущем ужасающем неравенстве команд трудно ждать какого-то объективного решения. Богатые всегда найдут способ потратить лишние миллионы – лазеек для этого существует не одна и не две: «Ред Булл» строит чемпионские болиды не только из-за гениальности инженеров, а еще и благодаря самым большим (по данным Мартина Уитмарша) расходам в чемпионате. Скорее всего, у рабочей группы что-то похожее по эффективности на финансовый фэйр-плей, действующий сегодня в европейском футболе. «ПСЖ», принадлежащий арабским шейхам, быстро нашел выход из ситуации – и вот компания «Qatar Tourism Authority», напрямую связанная с владельцами клуба, заключает с командой спонсорский контракт на 200 миллионов в год, и к парижской команде УЕФА придраться не может.

В «Формуле-1» богатеи найдут выход потратить жгущие руки миллионы ради преимущества над соперниками – например, заводские команды легко могут скрыть расходы, связанные с разработкой двигателей. Причем в этом случае ограничение бюджета может обернуться еще большими расходами – производители моторов, серьезно вкладывающиеся в разработку, могут еще больше поднять ценник для других команд. А если лимит бюджета будет символическим – скажем, 200 миллионов долларов, и будет затрагивать только «Феррари» и «Ред Булл», возникает другой вопрос – ради чего старались? Примерно так работает потолок зарплат в КХЛ, который должен уравнивать команды, а на деле разве что не дает совсем уж разгуляться самым богатым клубам лиги.

Не стоит забывать, что в стратегической группе, от которой будет многое зависеть в решении данного вопроса, состоят представители только топ-команд, которые сами себе не враги и постараются создать максимально комфортные условия для себя. «Формуле-1» нужно думать о справедливом распределении прибыли и грамотном сокращении расходов путем изменений в техническом регламенте – но чемпионат, видимо, решил пойти по другому пути.

Двойные очки за заключительную гонку чемпионата

Самым спорным нововведением является поистине революционная идея о награждении участников финальной гонки сезона очками в двойном размере – такого в «Формуле-1» еще не было. Теперь заключительный Гран-при принимает наиболее важный характер – за победу в нем можно получить разом 50 очков, а в случае победного дубля выигравшая команда отхватит сразу 86 зачетных баллов! Понятно, ради чего это сделано – всем хочется держать интригу в чемпионате как можно дольше, и победы, подобные триумфу «Ред Булл» в нынешнем сезоне, популярности «Формулы-1» не способствуют. Но не слишком ли радикальный шаг?

Введение подобных мер несколько обесценивает все прочие Гран-при сезона. По словам Гельмута Марко, изначально планировалось ввести «двойные» очки на последних четырех этапах – такая мера однозначно уронила бы значимость всех остальных гонок если не ниже плинтуса, то весьма близко к нему. Стоит ли овчинка выделки – в случае повторения доминирования одного и того же пилота, аналогично сезону-2013 – даже тройные очки не смогли бы сохранить интригу до финального этапа. И какая гонка автоматически получает статус самой главной в сезоне – «тилькедром» в Абу-Даби хоть и поражает феерическим фоном Гран-при, но конфигурация трассы абсолютна безлика, зоны безопасности огромны, а шансов увидеть по ходу гонки дождь равны нулю. Если уж и оценивать какие-то этапы важнее других, то логичнее награждать пилотов большими очками в Монако, Спа или Монце, но не давать их за гламурный восточный Гран-при.

Кроме того, это вносит элемент случайности – сход, авария, тактическая ошибка в последней гонке могут резко отбросить в общем зачете как пилота, так и команду, нивелируя их успехи в предыдущих Гран-при. В то же время, другой гонщик может проваливать чемпионат, но на заключительном этапе все звезды сойдутся так, как надо – и он разом опередит своих более достойных коллег.

Есть и еще один момент. Если трасса, принимающая у себя заключительный этап чемпионата мира, не будет подходить по своим характеристикам болидам команды, ведущей борьбу за титул, претендента будет ждать оглушительный провал. Кажется, это не слишком честно.

Однако в такой непредсказуемости можно найти свои плюсы – последний этап превращается в своеобразный «суперфинал» и наверняка соберет громадную зрительскую аудиторию. Но именно сейчас «Формула-1» как никогда близка к той грани, которая отделяет профессиональный спорт от ярмарочного шоу, где искусственные меры по повышению зрелищности давно опережают соревновательный дух.

Фото: REUTERS/Nacho Doce

Большая пайка. Почему «Формула-1» рискует зайти в тупик

Хотите приобрести брендовую одежду, обувь и аксессуары по низким ценам? Загляните перед покупкой на KupiVIP купоны.