5 мин.

Квант милосердия. На что рассчитывать «Лотусу» в 2014 году

Информация о сделке со стороны «Лотуса» еще официально не подтверждена, но в Quantum заверяют – соглашение с Энстоуном достигнуто. Долгожданное финансирование спасет команду от зависимости от денег рента-драйверов и решит проблемы с задолженностями перед сотрудниками. На бумаге все выглядит отлично, но как все сложится на практике?

Финансовая стабильность

Кими Райкконен может спать спокойно: когда в «Лотусе» еще даже не подтвердили сделку с инвесторами, глава компании Quantum Мансур Ийаз уже раздавал интервью, в которых сразу же заверил: все долги будут погашены, в том числе и обязательства по зарплате финского чемпиона. Не получивший, как выяснилось, ни цента за нынешний сезон Кими едва не устроил демарш, но Эрику Булье удалось уговорить пилота выступить в США и Бразилии — теперь соперникам из «Мерседеса» и «Феррари» придется поволноваться за свои места в Кубке конструкторов.

Но финансовое неблагополучие нынешнего «Лотуса» не измеряется одними только долгами – команде катастрофически не хватает инвестиций, а переход Райкконена в стан прямых конкурентов автоматически перетягивает личных спонсоров гонщика в сторону боксов «Феррари». Quantum обещает решить и эту проблему: «Мы погасим все долги, после чего приведем спонсоров высокого качества, которых вы очень скоро увидите. Эти спонсоры дадут нам возможность долгое время конкурировать на самом высоком уровне».

По информации Bild, бюджет «Лотуса» в следующем сезоне может превысить сумму в 200 млн евро, однако эти цифры далеки от поистине баснословных трат «Ред Булл» и «Феррари» – итальянская и австрийская конюшни готовы инвестировать в сезон-2013 почти 300 млн евро и явно не настроены снижать планку расходов в будущем.

Итак, какое же влияние получит в совете директоров «Лотуса» инвестиционный фонд? Известно, что компании, наскоро переименованной из Infinity в Quantum Motorsports Ltd, принадлежит 35 процентов ценных бумаг конюшни, то есть так называемым мажоритарным пакетом акций новые инвесторы не обладают и права решающего голоса не имеют. Но сейчас Quantum для «Лотуса» – словно джин из волшебной лампы для Аладдина. Арабские инвесторы помогают формировать бюджет, расплачиваются по долгам, приводят за собой спонсоров — настоящая «палочка-выручалочка» для любого гоночного коллектива. В сложившихся условиях вес слова Мансура Ийяза настолько велик, что позволяет посягать на святая святых любой конюшни «Формулы-1» – выбор основного гонщика.

Состав пилотов

Впрочем, приглашение Нико Хюлькенберга — это один из тех случаев, когда мнение руководства команды изначально совпадает с мнением инвесторов. Кими Райкконену нужна адекватная и равносильная замена — уже в следующем сезоне Нико может подтвердить свой статус восходящей звезды «Формулы-1». 26-летний немец быстр и стабилен — получая в свои руки конкурентоспособную машину, он из гонки в гонку исправно финиширует в очках, иногда оставляя позади таких гигантов, как Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон. К тому же не познавший вкуса грандиозных успехов парень готов гоняться практически за идею и не потребует космических бонусов Райкконена — это немаловажный фактор для сегодняшнего «Лотуса».

Будущий напарник Хюлькенберга, Ромен Грожан, стабильностью не отличается. Он невзрачно стартовал в новом сезоне, но воспрянул духом во второй части первенства и особенно после новости об уходе Кими Райкконена. В интервью француз подчеркивает, что намерен повести конюшню к победам, но справится ли он с ролью настоящего лидера, если болид окажется неудачным? И в каком психологическом состоянии окажется Ромен, если Хюлькенберг начнет раз за разом его опережать?

С учетом «фактора Грожана» и времени, которое потребуется Хюлькенбергу на адаптацию в новой команде, шансы «Лотуса» на хорошие результаты в Кубке конструкторов не кажутся высокими. Тем более что конкуренты будут набирать очки чаще и стабильнее.

Себастьян Феттель способен зарабатывать зачетные баллы за двоих, а Даниэль Риккардо будет рвать жилы, доказывая, что соответствует темпу четырехкратного чемпиона. В «Феррари» нацелились на взятие Кубка конструкторов и собрали дуэт из двух самых стабильных и опытных пилотов последних лет. Нико Росберг проводит лучший отрезок в карьере, а адаптация Льюиса Хэмилтона подходит к концу.

В общем, в каждой топ-команде есть как минимум по одному чемпиону мира, в «Феррари» – даже два, и только «Лотус» остается с дыркой от бублика. Нет, дуэт из двух перспективных, но не слишком опытных (с точки зрения умения вести борьбу за победы) гонщиков — это совсем не то, что нужно для того, чтобы замахнуться на по-настоящему крупный джекпот.

Технический аспект

Щедрые авансы от Quantum определенно помогут «Лотусу» в будущем выделять необходимый бюджет на разработку нового болида, но, скорее всего, это не коснется автомобиля образца 2014 года. Разработка нового автомобиля началась весной, а деньги от арабов появятся в команде лишь поздней осенью (или вообще зимой), и потому вряд ли финансовая помощь поможет концептуально улучшить почти достроенное шасси.

Получилось, что к важному переходному периоду, когда топ-командам для достижения максимальной эффективности при разработке машины требуются солидные средства, Энстоун подошел неготовым. Да, шанс наверстать упущенное появится по ходу сезона-2014, однако к тому моменту ситуация в чемпионате может оказаться совсем запущенной.

Также не забудем, что болиды «Лотуса» в последние годы ни разу не были на поул-позиции и всего дважды первыми пересекали финишную черту. Безусловно, пока что конюшня превосходит конкурентов в понимании и контроле износа покрышек «Пирелли», в особенности на жарких трассах, однако в следующем году это преимущество может быть утеряно. Если из-за перехода на турбомоторы и увеличения крутящего момента покрышки станут более износостойкими, болид «Лотуса» окажется заурядным по сравнению с другими машинами топ-команд.

Возможно, «Лотус» и ожидают неплохие перспективы в 2015 году, но по поводу следующего сезона радоваться определенно рано. Деньги инвесторов не помогут «здесь и сейчас» в работе над новым болидом, нестабильность Ромена Грожана сослужит команде плохую службу в борьбе за Кубок конструкторов, возможное несовершенство мотора «Рено» скажется на результатах, а уход создателей нынешней машины Джеймса Эллисона и Дирка де Бера явно не поспособствует успешной подготовке инженерного штаба конюшни к году больших перемен. В таких условиях потолком результатов может оказаться лишь четвертое или пятое место в командном зачете.

Смена командования. Кто остановит Феттеля в 2014 году?