6 мин.

Итоги года в «Формуле-1». «Ред Булл»

Сезон

Изменения в регламенте ударили по конструкторскому штабу австрийцев больнее, чем по аналогичным структурам других команд. По сути, у Эдриана Ньюи отняли коробку с «аэродинамическими» игрушками, в частности, выдувной диффузор, с которым болид RB7 демонстрировал потрясающую скорость и стабильность в поворотах. Еще одной проблемой стали шины: новый автомобиль RB8 неравномерно прогревал задние и передние покрышки, что приводило к серьезным проблемам в квалификациях. В результате, на первых этапах чемпионата «Ред Булл» был далек от оптимальной скорости, хотя в гонках демонстрировал некоторый потенциал, и в Мельбурне Феттель умудрился приехать вторым.

Решить проблему с шинами и найти замену выдувному диффузору удалось не сразу, но уже первые обновления для RB8 дали результат – в Бахрейне Себ одержал первую победу.

Австрийская конюшня не сбавила обороты и продолжила активно развивать болид по ходу всего сезона. К примеру, на Гран-при Европы в Валенсию «быки» привезли уже четвертую версию выхлопной системы. Вообще, главные обновления касались именно задней части машины, где малейшее изменение компоновки сулило немалые преимущества: сначала конструкторы расположили под выхлопной системой по схеме «скоса» тоннель для холодного потока воздуха к центральным зонам диффузора, а во второй половине чемпионата перешли на конкурирующую модель с эффектом Коанда.

Как и полагается конюшне, стремящейся к победам, «Ред Булл» неустанно искал серые зоны в регламенте, чтобы стать быстрее: решения инженеров из Милтон-Кейнса привели к тому, что ФИА по ходу сезона три раза пришлось закрывать бреши в регламенте.

Из-за срочных изменений в правилах инженерам приходилось делать «откаты» и заново изобретать нечто особенное. В промежутках, в тех Гран-при, где все складывалось замечательно, например в Валенсии, периодически подводил команду единственный узел, который надолго стал ахиллесовой пятой «быков» – встроенный в двигатель генератор производства «Маньетти Марелли».

И только под занавес сезона «Ред Булл» обрел настоящую, доминирующую форму – после пересмотра всей задней подвески (в комплекте с другими обновлениями), австрийцы выиграли четыре Гран-при в подряд (с Сингапура по Индию). И, несмотря на то, что концовка чемпионата осталась за пилотами «Макларена», набранных за сезон очков вполне хватило, чтобы забрать оба титула.

Пилоты

Учитывая практически идеальные выступления Себастьяна Феттеля в прошлом году, многие опасались, что молодой немец и в 2012 году проведет чемпионат аналогичным образом.

Однако за этот год мы узнали, что Феттель – тоже человек, который, как и многие другие, способен допускать ошибки под давлением: например, в одной из гонок Себ умудрился чуть не расколошмать собственный RB8, пилотируя в режиме пейс-кара, но отделался тем, что снес пенопластовую табличку. Мы узнали, что Себ, хоть и немного, но страдает болезнью многих гонщиков, выступающих в современной «Формуле-1», а именно: плохо приспосабливается к болиду, которому недостает прижимной силы.

Тем не менее, когда болид позволяет работать на пределе собственных и технических возможностей, остановить немца практически нереально. Когда Ньюи сотоварищи наконец прикрутили к машине нужные крылья, диффузоры, и прочие вкусности, повышающие уровень сцепления с трассой, Себастьян рванул вперед в таком темпе, что угнаться за ним некоторое время не представлялось никакой возможности. Единственным, кто действительно пытался навязать борьбу немцу во второй половине сезона, был Льюис Хэмилтон, но британца слишком часто подводили то надежность болида, то ошибки команды.

Да, Фернандо Алонсо каждый раз – что порой казалось настоящей мистикой – оказывался в непосредственной близости от Себа, но очковый запас все равно стремительно таял, и в конце чемпионата практически ни у кого уже не вызывало сомнений, что чемпионский титул в итоге достанется именно молодому немцу. Стоит отметить и еще одну немаловажную подробность: Себастьян доказал, что может добиваться нужного результата не только стартуя с поула, уезжая от конкурентов на безопасное расстояние и после этого контролируя преимущество, но и отчаянно прорываясь сквозь пелотон, порой даже стартуя с пит-лейн.

Для Марка Уэббера сезон, фактически, складывался зеркальным образом. В начале чемпионата австралиец выдал впечатляющую, хоть и не слишком, серию, четыре раза подряд финишировав на четвертом месте. После этого – хотя на тот момент RB8 лучше слушался именно Марка – главный кенгуру пелотона выдал сумбурный отрезок, чередуя выдающиеся результаты с не слишком успешными. В конце же первенства, окончательно, как казалось, пав в неравной битве с обновлениями машины, Уэббер все-таки сумел завершить год более или менее позитивно, дважды приехав на подиум, а в венчавшем чемпионат Гран-при Бразилии добрался, что весьма символично, на уже «полюбившемся» четвертом месте.

Лучшая и худшая гонки

С точки зрения итогового результата лучшим следует признать Гран-при Кореи. Свое превосходство над конкурентами «Ред Булл» наглядно продемонстрировал уже в квалификации, по итогам которой оба пилота команды очутились на первом ряду стартовой решетки. В воскресенье, когда огни светофора погасли, Феттель рванул вперед чуть лучше напарника, пободался с ним по ходу парочки поворотов, но в итоге все-таки выскочил вперед. Марк поначалу активно пробовал контратаковать, но затем вынужден был обороняться от Алонсо, и тут уже было не до Феттеля и возможного лидерства – надо было предпринимать активные действия, чтобы не пустить вперед настырного испанца. После этого Себ занялся любимым делом – контролем ситуации с позиции силы, а Марк, оторвавшись от соперников, довольно спокойно доехал до финиша на второй позиции.

Говоря же о самом неудачном выступлении, упоминания стоит Гран-при Испании. Основной причиной явного недобора очков послужил провал в квалификации – Феттель вынужден был начинать гонку с седьмого места, а Уэббер и вовсе с одиннадцатого. В итоге Феттелю все-таки удалось спасти для команды хоть какие-то очки – Себ финишировал шестым, – а вот Марк так и закончил гонку на все том же одиннадцатом месте, к тому же пропустив вперед Льюиса Хэмилтона, который вообще стартовал последним из-за нехватки топлива.

Перспективы в сезоне-2013

Нет нужды напоминать о том, что в следующем году серьезных изменений в регламенте не предвидится. Стабильность в правилах позволит Ньюи и его техническому штабу хорошенько подготовиться к сезону-2013. Однако также следует помнить о том, что концепция нынешнего болида «Ред Булл» закладывалась еще в 2008-2009 годах – даже сам Эдриан признает, что потенциал его успешной модели потихоньку исчерпывается. Наконец, соперники в лице «Макларена» и «Феррари» в прошедшем сезоне доказали, что на длинной дистанции (в гонке) они выглядят как минимум не хуже обладателей трех последних Кубков конструкторов.

Исходя из этих факторов, можно предположить еще более острую борьбу за победу в чемпионате, чем в прошедшем первенстве – при условии, что топ-команды быстро поймут принцип работы новых шин «Пирелли», – и тогда важную роль сыграют «дополнительные показатели». В этом отношении у «Ред Булл» полный порядок: во-первых, аэродинамическая труба функционирует идеально, а инженерный штаб быстро и успешно внедряет различные новинки – это признаки успешного развития болида по ходу сезона; во-вторых, в пилотском составе австрийской конюшни также все отлично – Марк Уэббер демонстрирует хорошие выступления на «сырой» технике, а Себ Феттель невероятно быстр на проработанной машине. К тому же оба гонщика опытные – здесь наверняка не будет срывов, как, возможно, у Серхио Переса из «Макларена» (что предполагает потерю очков для команды).

Серьезным соперником «Ред Булл» в споре за Кубок конструкторов может стать и «Феррари», если, конечно, Масса новый сезон проведет так же, как вторую половину 2012 года.

Итоги года в «Формуле-1». «Феррари»

Итоги года в «Формуле-1». «Макларен»