Реклама 18+
Реклама

Итоги года в «Формуле-1». «Макларен»

Лучший сезон Хэмилтона, проблемы Баттона и уникальные технические идеи британской конюшни – в обзоре Sports.ru.

Сезон

Еще с зимних тестов стало ясно, что болид MP4-27, построенный в Уокинге, – один из быстрейших в пелотоне, и позволит Льюису Хэмилтону и Дженсону Баттону побороться за победу в чемпионате мира. Глядя на убедительный успех в Австралии, вряд ли кто-то мог предположить, что по ходу сезона английская конюшня резко сбавит обороты и в итоге окажется только на третьем месте в Кубке конструкторов.

«Макларен» первым внедрил выхлопную систему с эффектом Коанда, и в первых трех гонках уверенно добирался до подиумов, однако, начиная с Гран-при Бахрейна, после неудачного планового обновления прогресс замедлился. В последующих заездах англичане вкусили весь спектр технических проблем: шины никак не хотели прогреваться, а затем быстро разрушались, да и вообще, для борьбы за высокие места MP4-27 явно не хватало скорости.

Показательными выглядели проблемы Баттона – чемпион мира 2009 года не просто не мог найти общий язык с машиной, но и вовсе признавался, что зашел в тупик. На первых европейских этапах Дженсону даже пришлось копировать настройки напарника, чтобы хоть как-то выбраться на путь истины.

Хэмилтон на фоне партнера смотрелся здорово, но порой и он не добирал очков – по вине команды, которая никак не могла «перенастроить» бригаду механиков на пит-стопах.

Победа в Монреале – несмотря на ее полную заслуженность – на фоне других гонок в начале чемпионата выглядела практически случайной. Однако уже к середине лета «Макларен» действительно оказался близок к исправлению ситуации.

Баттон не просто не мог найти общий язык с машиной, но и вовсе признавался, что зашел в тупик

Инженеры «откатили» технические изменения болидов – Баттон, как наиболее пострадавший, в боевых условиях тестировал влияние тех или иных элементов на поведение машин, – а на базе в это время готовилась спецификация «Б» с учетом допущенных ошибок.

Новый аэродинамический обвес появился на Гран-при Германии, и с этого момента «Макларен» вновь вернулся в борьбу за, казалось, упущенный чемпионат. После финиша Дженсона на втором месте в Хоккенхайме последовали победы в Венгрии (Хэмилтон), Бельгии (Баттон) и Италии (Хэмилтон). Однако, несмотря на хорошую скорость, машине порой не хватало запаса прочности. В результате уникальных технических неполадок (вроде той, что приключилась на Гран-при Абу-Даби – когда сломался топливный насос, с которым не было проблем более десятилетия), Хэмилтон лишился шансов побороться за титул (Баттон из-за проблем в начале года к финальной части чемпионата практически не претендовал на первое место в чемпионате).

И все же победами в последних двух гонках сезона британская конюшня оставила надежду болельщикам команды на продолжение успешных выступлений в сезоне-2013.

В этом году «Макларен» внедрил немало новинок, и часто становился героем наших технических обзоров: это и выхлопная система Коанда, и хитрые устройства прогрева шин, и необычные плавники на понтонах, а также укороченная версия заднего антикрыла. Большую часть этих идей приняли на вооружение соперники, и наверняка используют их в следующем сезоне.

Еще одной особенностью работы конюшни в этом году стали пит-стопы. На Гран-при Германии бригада механиков «Макларена» умудрилась поменять шины на автомобиле Баттона за рекордные 2,3 секунды, а на болиде Хэмилтона однажды во время плановой смены резины вовсе удалось заменить руль! При этом, зачастую, эти же люди, торопясь, начисто перечеркивали гонки паре британцев…

Итоговый результат полностью отражает массу проблем коллектива – периодически быстрая машина оказалась довольно ненадежной. И если зимой «Макларен» сконцентрируется на этом аспекте, новая модель наверняка сможет выполнить те задачи, с которыми не справилась предшественница.

Пилоты

Льюис Хэмилтон провел один из своих лучших сезонов в карьере, и если бы не многочисленные ошибки команды и отказы техники, неоднократно лишавшие британца хороших результатов, пилоту «Макларена» наверняка удалось бы навязать Феттелю и Алонсо серьезную борьбу в споре за чемпионский титул. Тем не менее, были у Льюиса и невыразительные выступления – в Бахрейне болид «Макларена» отказался демонстрировать конкурентоспособную скорость, что в итоге привело к финишу на восьмой позиции. В целом, чемпиону мира 2008 года удалось оставить в прошлом проблемы с перепадами формы, лучше напарника приспособиться к работе с покрышками «Пирелли», и в итоге по количеству одержанных побед за сезон Льюис уступил только завоевавшему титул Феттелю.

Что касается Баттона, то он вряд ли может занести прошедший сезон себе в актив. Во многом это связано с тем, что Дженсон, неплохо смотревшийся на конкурентоспособной машине, полностью провалился, когда болид не позволял бороться за высокие места – и это на фоне напарника, продолжавшего сражаться за очки. Летом в головах инженеров «Макларена» родилась пара идей, к возобновлению чемпионата болид был переработан, и болельщики получили возможность увидеть привычного Баттона, завершившего сезон отличной победой в Бразилии.

Хэмилтону удалось оставить в прошлом проблемы с перепадами формы и лучше напарника приспособиться к работе с покрышками

Надеемся, что чемпион мира 2009 года действительно преодолел проблемы – или, по крайней мере, знает, как теперь с ними бороться, – ведь если в следующем сезоне вновь возникнут трудности, решать их Дженсону придется самому. В 2012 году напарником станет молодой Серхио Перес, который в случае форс-мажора вряд ли предложит более удачные настройки, и, наоборот, скорее сам попросит о помощи.

Однако если у британской команды не возникнет проблем с болидом, можно предположить, что Баттон станет одним из претендентов на чемпионский титул, поскольку новую машину «Макларен» построит в соответствии с пожеланиями лидера команды.

Лучшая и худшая гонки

Если говорить непосредственно о результатах, то лучшим стоило бы признать стартовый Гран-при Австралии, ведь именно в Мельбурне пилотам «Макларена» единственный раз в сезоне удалось вдвоем постоять на подиуме. Однако результаты в начале года, как и вклад в их достижение пилотов и команды, весьма относительны, так что звание лучшего Гран-при для «серебряных» отправляется в Остин, где состоялся первый, спустя несколько лет, Гран-при США. На «Трассе Америк» было все – интрига, борьба, обгоны, а триумфатором гонки заслуженно стал Льюис Хэмилтон, подвинувший с первой строчки Себастьяна Феттеля. Баттон также провел неплохую гонку, и в итоге проехал под клетчатым флагом, замкнув первую пятерку.

Что касается худшего Гран-при, то здесь вне конкуренции Гран-при Кореи. Шутка ли – именитая британская конюшня рисковала остаться вообще без очков, и только героические потуги Хэмилтона, рвавшегося спасать репутацию команды с прицепившимся к болиду куском астротерфа, не позволили провалу «Макларена» стать оглушительным.

Перспективы в сезоне-2013

В прошедшем чемпионате команда из Уокинга прошла огонь и воду – преодолела несколько кризисных моментов, связанных с организацией и работой механиков в гонках, а также развитием болида, – и наверняка сделала правильные выводы. Во всяком случае, концовка сезона-2012 говорит о том, что в «Макларене» на верном пути. Однако успех в новом чемпионате во многом будет зависеть от того, каким окажется новый болид и как британцы справятся с предсезонными тестами.

Впрочем, предпосылок для создания неудачной машины нет, но пилотский состав на данный момент не выглядит сильным звеном «Макларена». Баттон пока не убедил в том, что способен выжимать максимум даже из «трудных» машин, а Серхио Перес во второй половине прошедшего чемпионата частенько выглядел несконцентрированным и невнимательным гонщиком. Кроме того, мексиканец еще не знает, что такое настоящее давление – ему еще наверняка придется столкнуться с агрессивной британской прессой и завышенными ожиданиями болельщиков; на преодоление всех трудностей понадобится время.

И все же, «Макларен» наверняка нацеливается только на победу – другой цели в Уокинге принять не могут.

Итоги года в «Формуле-1». «Заубер», «Мерседес», «Лотус»

Итоги года в «Формуле-1». «Торо Россо», «Уильямс», «Форс-Индия»

Итоги года в «Формуле-1». «ХРТ», «Маруся», «Катерхэм»

+23
Популярные комментарии
+3
yury131246
Может быть я и загнул, может быть я совсем зря заподозрил Денниса причастным к сливу, но как мне кажется, будучи всё таки владельцем команды, он должен нести ответственность за выбор тех-иных наемников на ключевые роли и менять их из-за обескураживающих резалтов.
Но пока лишь тишь, да гладь. Пусть это мой персональный загиб без претензий на истину, я не ставил перед собой никогда цель разобраться полностью во внутренней кухне Макларена, мне бы разобраться уж с кухней Феррари, где тоже черт ногу сломит... мне не знакомы ни масштабы сотрудничества, ни что скрывается за логотипами, это явно не моё кредо, я не копаю так глубоко, как привычен ты, друже:). У меня подход созерцателя и намного проще согласно популярному стереотипу: счет на табло! А этот самый счет говорит нам, что команда с таким огромным инженерно-конструкторским потенциалом, способная ежегодно практически безболезненно отпускать налево+направо до половины действующего руководящего штата (ставшая кузницей кадров Ф1, блин:), имевшая в начале сезона практически идеальный болид для чемпионства, уже который год кряду топчется на 2-3 ступеньке подиума по непонятным причинам, и никто в этих причинах не хочет разбираться. А почему они так упорно замалчиваются? Что, опять мнимая неприкосновенность? кто прольет свет на них? может ты как наиболее продвинутый среди нас сподобишься рискнуть и выдвинуть твою гипотезу? Ну рискни, попытка не пытка, как сов-но справедливо отмечал незабвенный Лаврентий Берия:)
Ответ на комментарий King_Stah
Вот тут ты уже загнул насчет Денниса!!! Поверь, Рону хватает возни с новым детищем -- Макларен Аутомотив и компанией МакЛарен Груп в целом. И он если и влазит в дела команды то на уровне каких-то принципиальных стратегических решений глобального уровня, как владелец. Он и отошел-то от руководства непосредственно гоночной командой с тем чтобы заняться Аутомотивом более плотно и тем самым обеспечить финансовые тылы команды: т.е. именно то из-за чего страдает Уильямс и за что они последние несколько лет отчаянно пытаются хвататься. А Деннис все это просчитал намного раньше и схватился за это дело лет эдак 20 назад. Как результат: мощная поддержка" в лице подразделений МакЛарен груп: той же МакЛарен электроникс. И через эти подразделения можно мутить интересные дела приносящие пользу МакЛарен как группе компаний так и команде. Вот например, ты думаю видел логотип энергетика Лукозэйд на заднем антикрыле маков. А в курсе ли ты что реально скрывается за этим логотипом??? Какие там масштабы сотрудничества???
+1
Гасер
Как ни крути, а команда в этом году обязана была бороться за чемпионство. И причину своего поражения они должны искать в себе - так разбазаривать очки маки не имели право.
Ответ на комментарий yury131246
Может быть я и загнул, может быть я совсем зря заподозрил Денниса причастным к сливу, но как мне кажется, будучи всё таки владельцем команды, он должен нести ответственность за выбор тех-иных наемников на ключевые роли и менять их из-за обескураживающих резалтов.
Но пока лишь тишь, да гладь. Пусть это мой персональный загиб без претензий на истину, я не ставил перед собой никогда цель разобраться полностью во внутренней кухне Макларена, мне бы разобраться уж с кухней Феррари, где тоже черт ногу сломит... мне не знакомы ни масштабы сотрудничества, ни что скрывается за логотипами, это явно не моё кредо, я не копаю так глубоко, как привычен ты, друже:). У меня подход созерцателя и намного проще согласно популярному стереотипу: счет на табло! А этот самый счет говорит нам, что команда с таким огромным инженерно-конструкторским потенциалом, способная ежегодно практически безболезненно отпускать налево+направо до половины действующего руководящего штата (ставшая кузницей кадров Ф1, блин:), имевшая в начале сезона практически идеальный болид для чемпионства, уже который год кряду топчется на 2-3 ступеньке подиума по непонятным причинам, и никто в этих причинах не хочет разбираться. А почему они так упорно замалчиваются? Что, опять мнимая неприкосновенность? кто прольет свет на них? может ты как наиболее продвинутый среди нас сподобишься рискнуть и выдвинуть твою гипотезу? Ну рискни, попытка не пытка, как сов-но справедливо отмечал незабвенный Лаврентий Берия:)
+1
King_Stah
Вот тут ты уже загнул насчет Денниса!!! Поверь, Рону хватает возни с новым детищем -- Макларен Аутомотив и компанией МакЛарен Груп в целом. И он если и влазит в дела команды то на уровне каких-то принципиальных стратегических решений глобального уровня, как владелец. Он и отошел-то от руководства непосредственно гоночной командой с тем чтобы заняться Аутомотивом более плотно и тем самым обеспечить финансовые тылы команды: т.е. именно то из-за чего страдает Уильямс и за что они последние несколько лет отчаянно пытаются хвататься. А Деннис все это просчитал намного раньше и схватился за это дело лет эдак 20 назад. Как результат: мощная поддержка" в лице подразделений МакЛарен груп: той же МакЛарен электроникс. И через эти подразделения можно мутить интересные дела приносящие пользу МакЛарен как группе компаний так и команде. Вот например, ты думаю видел логотип энергетика Лукозэйд на заднем антикрыле маков. А в курсе ли ты что реально скрывается за этим логотипом??? Какие там масштабы сотрудничества???
Ответ на комментарий yury131246
Ты, дружище, как и твой хороший друг-макофан со стажем, прав, "вы оба правы"(С), как когда утверждала АБП:). Макларен именно та команда, которой свойственно кардинально исправлять ситуацию по ходу сезона, но никак не наоборот, что для меня, болелы Феррари, было полной неожиданностью и не меньшим обескураживающим разочарованием, поверь... <br />
На фоне этой ситуации в Макларене, о которой сов-но справедливо пишут тут её преданные болельщики, мне кажется немного странной всеобщая макофанская стезя по коллективному преданию анафеме только Уитмарша, хотя всем хорошо известно, что он лишь наемник, и кто реально правит бал в команде, хотя и якобы отошел от её управления. Кризис управления по самым разным причинам явно поразил в последние годы не только Макларен и Феррари, не обошел он и другие команды... Конечно проще всего пытаться объяснить это ФИА-политикой снижения расходов, личностным фактором Мосла, лихорадочными изменениями регламента и шинными метаморфозами, но моя имха: решающим фактором ставшего уже традиционным неуспеха топ-команд пелотона в последние годы явился именно дефицит правильного и мудрого руководства... И открытым текстом без малейшего опасения получить ушат грязи на мою седую голову выскажусь прямо: и Рону, и Луке, и сэру Фрэнку надо последовать примеру Петера Заубера - смениться у руля команды и уступить бразды правления более молодым и рисковым ввиду своей явной недееспособности справиться с проблемами команд
Написать комментарий 17 комментариев
Реклама 18+