6 мин.

5 причин смотреть Гран-при США

Феттель против интриги

Насколько хорош тот или иной гонщик? В «Формуле-1» мы никогда не получим четкого ответа на подобный вопрос – спорт слишком закрытый. Можно сравнивать пилотов друг с другом, оценивать их достижения в младших гоночных категориях, выявлять разницу в таланте по рефлексам или умению мыслить стратегически, но при этом постоянно натыкаться на новые загадки. В автогонках всегда будет неравенство, начиная с веса и роста спортсменов и заканчивая уровнем IQ гоночных инженеров – каждая мелочь имеет значение, но просчитать все просто невозможно.

Можно лишь вывести примерные пропорции значимости разных факторов (при этом их вес также может меняться от гонки к гонке) – допустим, 60 процентов итогового успеха отдать на откуп машине, 30 – шинам, 10 – самому гонщику. И затем – смириться. Смириться с тем, что результат в «Формуле-1» не зависит от одного человека, и что кто-то может легко выигрывать у конкурентов, даже если он – по мнению кого-либо – этого не заслуживает.

Впрочем, тут мы подходим к очередному вопросу: как определить заслуженность успеха? Как можно выяснить, сколько сил отдал спортсмен на тренировках или во время работы на симуляторе? Какую отдачу он от своих стараний получил? Каким оказался его вклад в поиск настроек на квалификацию и гонку? Хоть «Формула-1» – это спорт цифр, но все же некоторые вещи измерить или оценить невозможно…

Так получилось, но долгожданный для многих Гран-при США, который проходит на новой трассе (что предполагало хоть какую-то, но все же интригу), с точки зрения борьбы за первое место внезапно стал пресным. Причин, по которым Феттель уверенно лидирует, несколько, и хотя каждая из них вряд ли является важнейшей, вместе они привели к серьезному отрыву немца от конкурентов.

Во-первых, болиду «Ред Булл» RB8 – быстрому на разных типах трасс – хорошо подошел трек в Остине. А во-вторых, важную роль сыграл выбор покрышек на Гран-при компании «Пирелли». Консервативный выбор в пользу среднего и жесткого типа, а также характеристики дорожного полотна «трассы Америк» (трек оказался очень гладким и скользким) подчеркнули сильные стороны RB8 и слабые – болида «Феррари» F2012.

Машина Эдриана Ньюи по ходу сезона серьезно эволюционировала, и под конец года стала одной из лучших (если не лучшей) по быстрому прогреву покрышек. В то же время отличительной чертой автомобиля Скудерии является более бережное обращение с резиной. И если на длинной дистанции «Феррари» – под конец отрезков – кажется достаточно конкурентоспособной машиной, то на квалификационном круге очевидное преимущество у «Ред Булл» – шины на RB8 быстрее входят в температурный режим, чем на F2012, а значит, на первых порах дают больше сцепления.

Вклад Феттеля тоже нельзя недооценивать. Минимум ошибок в пилотаже, гигантские отрывы на тренировках – после такого у конкурентов запросто опустятся руки. Может быть, дрогнули не все, но часть соперников Себ наверняка деморализовал.

С его лидерством в США не смирился, кажется, только Льюис Хэмилтон. И помарка Феттеля на решающем квалификационном круге также может добавить сил англичанину. Так что вопрос, несмотря на, казалось бы, данный по ходу тренировок ответ, все еще остается открытым: сумеет ли Себ убить интригу? Подождем до понедельника.

Насколько хороша трасса в Остине?

Если судить по тем трассам в США, которые принимали «Формулу-1» последние лет тридцать, автодром в техасском Остине – однозначно лучший. Он построен именно для «Ф-1» – это не непонятный лабиринт в инфилде «Индианаполис Мотор Спидвей» и не городской трек с 90-градусными поворотами, вроде того, что был проложен по кочковатым улицам Финикса. «Трасса Америк», пожалуй, лучший и сложнейший из современных автодромов Германа Тильке.

Однако чрезмерная сложность может привести к неприятному для зрителей эффекту: мест для обгонов здесь, судя по словам пилотов, не так и много. Вся надежда на первый поворот, а также заднюю прямую с зоной DRS – если обгонов не будет и гонка окажется скучной, важная для команд и их спонсоров местная публика может снова отвернуться от «Формулы-1».

Битва стратегов – сколько пит-стопов будет в гонке?

По-правде говоря, шинники «Пирелли» подложили незаинтересованным болельщикам свинью – привезли на этап в США слишком жесткие шины. Из-за низкого износа покрышек завтра в гонке ожидается лишь один пит-стоп и предсказуемая гонка – маловероятно, что кто-нибудь рискнет проехать заезд с двумя запланированными остановками в боксах.

Конечно, с точки зрения сохранения интриги в чемпионате в Остин нужно было везти мягкие составы, с которыми «Феррари» дружит больше, чем с жесткими. Но теперь уже ничего не поделать, и болельщикам остается только вспоминать, что в прошлые годы такие вещи, увы, тоже возникали. Например, в 2005-м «Рено» и «Макларен» долго перетягивали канат, вынуждая «Мишлен» производить более подходящие покрышки то для одной, то для другой конюшни, а в 2000-м «Бриджстоун» привез на Гран-при Японии шины, которые больше подошли «Феррари», а не «Макларену».

Вряд ли в «Пирелли» хотели помочь «Ред Булл» – выбор жестких шин для совершенно новой трассы изначально казался оправданным, – но получилось то, что получилось.

10-е место в Кубке конструкторов – битва за деньги

«Катерхэм» и «Маруся» по-прежнему не зарабатывают очки в гонках, но 10-е место в Кубке конструкторов дает значительно больше денег, чем 11-е, так что борьба в конце пелотона обещает быть не менее жаркой, чем за подиум. Гран-при США – предпоследний шанс для конюшни Тони Фернандеса вырваться вперед.

Возможности опередить «Марусю» у «Катерхэма» в командном зачете, если честно, не слишком велики. Единственная надежда – на повальные сходы в группе лидеров.

Возможно, решающая гонка в чемпионате

Если Себастьян Феттель выиграет этап в США, то Фернандо Алонсо для переноса битвы на последний этап сезона потребуется финишировать не ниже четвертого места. Однако испанец стартует восьмым, а обгоны на новой трассе, похоже, будут непростыми. Есть ли у «Феррари» хоть какие-то возможности дотянуться до группы лидеров?

Вполне. В итальянской команде наверняка понимали, что достать «Ред Булл» в квалификации будет тяжело, и могли сосредоточиться на поиске компромиссных настроек, чтобы Фернандо не слишком сильно уступил на одном быстром круге и при этом получил шанс побороться в гонке.

Косвенным признаком этого является показанная на разных отсечках трассы скорость автомобиля под номером 5. У болида Алонсо все в порядке с максималкой – она не самая высокая в пелотоне, но все же не такая низкая, как у загруженных прижимной силой автомобилей «Ред Булл».

Куда интереснее смотреть на отметки окончания секторов. Конец первого отрезка трассы приходится на середину связки скоростных «змеиных» поворотов – болиды с высокой прижимной силой проходят этот участок быстрее, а вот скорость Фернандо скорее сопоставима со скоростью двух «Марусь» или «Мерседесов» (которые постоянно страдают из-за нехватки прижимной силы).

Засечки в конце второго и третьего секторов (последний – это финишная прямая) располагаются в зоне разгона – и тут у Алонсо полный порядок со скоростью – он находится в группе лидеров. Если это не случайность, то предположим, что машина испанца настроена на быстрый разгон и возможность «цепляться» за конкурентов на прямой в зоне DRS, чтобы затем легко их обгонять.

Если Алонсо со своей задачей не справится, чемпионат для него закончится.

Квалификация к Гран-при США. Как это было

«Остановить Феттеля могут только технические проблемы»