6 мин.

5 странных решений межсезонья в «Формуле-1»

Неторопливость «Макларена» в подписании контракта с Льюисом Хэмилтоном

Плоть от плоти британской конюшни, вступая в шестой год сотрудничества, был искренне уверен в том, что ему со дня на день предложат новое трудовое соглашение. Ведь негоже лидеру конюшни, чей договор теряет силу в конце сезона, слоняться кошкой Шредингера по паддоку, живя в неведении относительно настоящего и будущего. Тем не менее Мартин Уитмарш и его ближайшие приспешники готовить документы не торопились.

Более того, даже бровью не повели, когда пилот изобразил миниатюру «капитан очевидность как бы намекает». Покивать головой-то покивали — мол, это прекрасно, что ты хочешь остаться в нашей большой и дружной семье, где не принято щелкать клювом — но ничего больше.

И это заставило Льюиса, а вместе с ними и целый ряд аналитиков от автоспорта призадуматься. То ли британцы попросту пошли на психологическую уловку — и с помощью контрактных игрищ пытаются еще больше мотивировать Хэмилтона, подзавалившего прошлый сезон. То ли всерьез прикидывают перспективы превращения Дженсона Баттона в первого пилота с последующим извлечением пользы как из этой трансформации, так и из стартующего по осени «глупого сезона».

Пока определенности в этом вопросе нет, равно как и нет однозначной оценки поступку. Конечно, если Льюиса стимул продлить сотрудничества встряхнет, от преображения гонщика выиграют все. Но ведь есть и другая сторона, упав на которую монета зафиксирует поражение британца. Гнет психологической ответственности и давления ожиданий рискует расплющить чемпиона мира-2008 — как показывает практика, он не очень стойко противостоит напору подобных сил.

Приглашение за руль «Маруси» пилота-женщины

Ваш вечно брюзжащий автор всегда считал, что тестером резонно нанимать гонщиков исключительно двух типов. Либо молодых и потенциально интересных ребят с целью вырастить из них брендового для конюшни боевого пилота. Либо опытных гонщиков в возрасте, обладающих богатейшими навыками в области настройки и доводки болида. Их вклад в межсезонную работу и формирование пакетов обновлений переоценить невозможно, поэтому даже пугающие цифры в паспорте на фоне этого отходят на второй план.

Российская конюшня «Ф-1» оба принципа попрала — и двинула маркетинговым путем, возжелав подписанием Марии де Виллоты привлечь к себе внимание прессы и спонсоров. Выбор был сделан из расчета сразу по нескольким магистральным направлениям. Здесь и громкое имя (спортсменка является дочерью итальянского гонщика конца 1970-х — начала 1980-х годов Эмилио де Виллоты), и эпатаж как таковой, и вполне себе презентабельная внешность, и даже какая-никакая привязка к спорту — 32-летняя дама в прошлом году сотрудничала с «Рено».

Однако это ли на самом деле требовалось конюшне, начинающей построение болида и внутрикомандной иерархии с чистого листа? Так ли пиар был важнее сбора данных для шасси, которое единственным в пелетоне не несет на себе KERS? Достойная ли это подмога Тимо Глоку, третий сезон кряду готовящемуся тянуть на себе всю ношу по техническому «фидбэку» с механиками? Хотелось бы ошибаться, но результаты конца сезона, скорее всего, приведут Николая Фоменко к неутешительному выводу при оценке мартовского трансферного хода.

Использование «Ред Булл» альтернативной модели на тестах в Барселоне

Чемпионы мира бросили вызов миру еще до того, как стартовал планетарный форум. Уверовав в непогрешимость улучшенной версии прошлогоднего болида, они отказались перестраховываться — и на повторные тесты в Барселоне привезли альтернативный вариант RB8 с опытным аэродинамическим пакетом, новыми антикрыльями и нехарактерной для концепта Ньюи выхлопной системой.

Другими словами, представители Милтон-Кейнса еще по весне целую сессию посвятили обкатке узлов, с которыми остальные конкуренты примутся экспериментировать только после возвращения чемпионата в Европу. Случись апдейтам проверку боем выдержать — и «быков» впору было бы провозглашать досрочными триумфаторами турнира.

Однако на болид посыпались технические проблемы, из-за чего возникли сомнения не только в их надежности, но и в целесообразности риска как такового. Ведь четыре тестовых дня «парнокопытные» могли бы вместе со всеми поработать над управляемостью задней части, которая доставляет дискомфорт даже рулевым RB8. Однако взамен они предоставили соперникам неслабую фору, в том числе и потому, что по возращению на базу решили повременить с альтернативными наработками.

«Кто не рискует, тот не пьет шампанского из Кубка конструкторов», — скажете вы. Верно. Но «Ред Булл» последние годы отличался последовательной и вполне себе консервативной философией в доработке шасси. Так что изначально слабо верилось в их готовность переметнуться на сторону авангарда.

Запрет ФИА на систему регулировки дорожного просвета, разработанного «Лотусом»

Антон Погорельский в своем материале по полочкам разложил ситуацию, спровоцированную конъюнктурой внутри ФИА. И после такого разбора полетов многим деятелям всемирной федерации следовало бы сделать себе харакири, дабы кровью смыть клеймо позора от безнравственного поступка. Однако высокие чины живут и здравствуют (даже грозят новыми санкциями экспериментаторам с подвижной передней плоскостью), тогда как нестандартно мыслящие команды продолжают пребывать в тени «Ред Булл». Из-за чего теряют деньги, спонсоров и поддержку болельщиков, разочарованных очередным фиаско в технической гонке вооружений.

Тем не менее в свете случившегося удивляет уже не столько цинизм ФИА — к этому за последние годы мы привыкли, – сколько идиотская непоследовательность решений. Уж коли вы стремитесь прервать гегемонию отдельно взятого коллектива или нивелировать его преимущество, так расширьте сферу поиска! Оставьте в покое техническую область, «банами» в которой уничтожаете репутацию «Ф-1» как вершины интеллектуального поиска. Проверьте, к примеру, бюджеты команд и проследите объем и потоки используемых в году средств. Там, готовы спорить, найдется немало чудных открытий, которые развяжут ФИА руки в отношении санкций. Или как минимум обнаружатся «серые зоны», взывающие к заплаткам и запретам. Собственно, чем не повод навести порядок? А заодно оставить в покое демпферы масс, воздуховоды, выдувные диффузоры, систему регулировки просвета…

Запрет «Феррари» на общение гонщиков с прессой

Для Стефано Доменикали в порядке вещей то, что аэродинамический отдел его конюшни за две недели до старта чемпионата не понимает, как распределяются воздушные потоки вокруг нового болида итальянцев. Совершенно нормально то, что за неделю до старта турнира инженеры реанимируют выхлопную систему, несколько раз в ходе тестов наглядно демонстрировавшую свою низкую эффективность. Приемлемо, что задняя часть машины испытывает нехватку сцепления с трассой — и доставляет пилотам уйму хлопот при прохождении связки высокоскоростных поворотов на чуть поистрепавшейся резине.

Зато синьор Доменикали терпеть не может попрание корпоративной этики — например, заявления гонщиков о недостаточной эффективности болида или дефиците скорости с прижимной силой. Когда он такое видит, то прям жесточайше негодует: на тестах в Барселоне острая критика Фернандо Алонсо, задевшая итальянца за живое, привела к полному запрету гонщикам общаться с прессой.

Позднее, правда, мораторий был снят — видимо, пресс-служба оперативно провела среди «нарушителей морали» разъяснительную работу. Но репутация босса в очередной раз оказалась подмоченной. И не факт, что она успеет высохнуть за те четыре гонки чемпионата-2012, что Лука ди Монтеземоло отвел команде на адаптацию нового болида.