9 мин.

Звезда по имени Феттель

В ноябре 2010-го Германию охватила эйфория – явление, названное в немецкой прессе Vettelfieber, что можно было бы перевести на русский язык как «феттелелихородка». В понедельник после победы в Абу-Даби немецкие газеты отдали первые полосы газет под фотографии плачущего на подиуме молодого парня, искренне радующегося победе. Даже желтый Bild, обычно выходящий с полуобнаженной красоткой на обложке, в этот день поместил вместо традиционной девушки фото Феттеля в полный рост. Почти каждый выпуск новостей на радио заканчивался трансляцией записи поздравления Кристиана Хорнера по тим-радио и этого трогательного «Unbeliveble! I love you boys» («Невероятно! Я люблю вас, ребята!»), завершавшегося победным криком Себастьяна. А телевизионные каналы выпускали в эфир сюжеты про нового чемпиона, многие из которых можно было объединить под общей тематикой «Ты помнишь, как все начиналось…».

Среди прочих документальных роликов всплыл небольшой сюжет, подготовленный телеканалом RTL к первой победе Себастьяна в Монце в 2008 году. Журналист побеседовал с самим пилотом, с его близкими, с болельщиками из родного Хеппенхайма, но что самое ценное – привел кадры съемки маленького Себастьяна, тогда еще начинающего картингиста. Мальчик с золотыми волосами и искренней широкой улыбкой, ставшей сегодня частью его имиджа, проводит корреспондента в детскую и демонстрирует свои бесценные сокровища – шкаф с кубками за победы в различных соревнованиях, фото с Михаэлем Шумахером, автограф своего кумира. Во время интервью он немного робеет перед камерой, но в то же время очень серьезно и вдумчиво рассуждает, отвечая на вопрос о подражании Михаэлю: «Ich bin kein Schumacher, ich bin der Vettel!» («Я не Шумахер, я Феттель!»). Знатоки немецкого поймут: ребенок не просто заявил о своей индивидуальности, но и подчеркнул ее, употребив перед своей фамилией определенный артикль.

Не секрет, что в определенный момент каждого нового талантливого немецкого гонщика сравнивали с Михаэлем. В годы, когда карьера великого чемпиона была в зените славы, а в его родной стране царил бум автоспорта, эксперты выискивали зарождающиеся черты нового Шумахера в юных звездах. Не избежал этого и Феттель, с легкой руки прессы прозванный бэби-Шуми. Как и много лет назад, когда он ребенком подчеркнул свою индивидуальность, Себ и во взрослом возрасте часто отвечает на сравнение с кумиром детства следующим образом: «Я выступаю в «Ф-1» не для того, чтобы побить результаты Михаэля. И не очень люблю сравнивать свою жизнь и свою карьеру с его карьерой. Он просто легенда, а я только в самом начале пути. Думаю, я совсем другой. Именно, я – Себастьян Феттель». Впрочем, вряд ли ему уже требуется это доказывать. Завоевав два чемпионских титула, установив множество рекордов в категории «самый юный», Себастьян с лихвой подтвердил, что он – самостоятельное явление в истории автоспорта. Юная звезда по имени Феттель.

Конечно, нельзя отрицать, что карьера Себа имеет много общих черт с развитием карьеры Шумахера. Он тоже из небогатой семьи, также остро нуждался в спонсорах, а увлечение картингом первоначально расценивалось исключительно как развлечение, к «Формуле-1» его не готовили. Папа Норберт Феттель, большой поклонник автоспорта, однажды на Рождество подарил трехлетнему сыну карт. Малыш тут же протестировал машину в собственном дворе при температуре -5 градусов. Этот маленький двор стал первой трассой Себа. Иногда папа выливал ведро воды, чтобы сын мог тренировать скольжение в поворотах. Следующим этапом стала площадь перед центральным супермаркетом, где такие же карапузы наматывали круги, без какой-либо соревновательной основы. Но однажды все перевернулось – более взрослый мальчик привез настоящий большой карт и разрешил Себу его опробовать. «До сих пор это самый великий день в моей жизни! Я вообще не хотел вылезать из него. И я не успокоился, пока у меня не появился такой же. Тогда я оказался в чемпионате по картингу в классе Bambini. Это был абсолютно иной мир. У многих ребят уже была собственная командная одежда, спонсоры, механики. Я все делал сам со своим папой. У нас совершенно не было представления обо всем этом, но нам безумно нравился процесс…»

Не было не только представления, но и спонсоров. Вместе с папой, одетый в свой гоночный комбинезон Себ ездил по автомобильным выставкам. Там они ходили от стенда к стенду и спрашивали людей, отвечающих за маркетинг. Иногда таким образом удавалось найти финансовую поддержку.

Первая победа в картинге случилась в 1995 году. Но была омрачена для Себа отсутствием победного венка победителю. Каждый раз его вручали – а тут нет. Мальчик был так расстроен, что готов был отказаться от призового кубка. Любовь к венкам сохранилась у него по сей день, и после Абу-Даби, зная об этой слабости, команда преподнесла ему символический золотой венок.

Детство, посвященное автоспорту…. Бесконечные разъезды по трассам, ночевки в семейном трейлере, соответствующие оценки в школе – все это стало этапами одного большого пути. В 2004 году он провел блестящий сезон в чемпионате «Формула-БМВ», обклеив всю машину победными смайликами. Каждый смайл означал победу, 18 смайлов – 18 побед из 20. Кстати, Себастьян сохранил эту милую традицию и в «Ф-1», и в этом году по правую руку в кокпите болида Феттеля особенно много желтых улыбающихся рожиц.

В качестве дополнительного приза за победу в «Формуле-БМВ», молодой немецкий пилот получил право пройти тесты в «Формуле-1». Его первые впечатления сравнимы с впечатлениями других пилотов, проезжающих первые круге в болиде «Формулы-1»: «Я был так потрясен мощностью машины, что подумал, окей, это для настоящих мужчин». По его собственным словам, процесс превращения из юноши в настоящего мужчину занял у него пять минут – ровно столько потребовалось, чтобы полюбить скорость «Королевской Формулы»…

Сегодня, когда немец штампует поул за поулом, попутно опережая по количеству первых мест на стартовом поле одного гранда за другим, слова «Феттель» и «скорость» уже стали практически синонимами. Молодой, быстрый, успешный – все эти эпитеты прекрасно подходят имиджу компании «Ред Булл», для которой Феттель стал идеальным воплощением реализации их молодежной программы для автогонщиков.

Самый юный пилот, завоевавший очки, поул, победу в Гран-при, титул и самый юный двукратный чемпион – все эти рекорды «Формулы-1» принадлежат одному человеку – Себастьяну Феттелю, настоящему немецкому вундеркинду. «Каким ты был в детстве? Первый сходил в туалет, как взрослый?» – шутит знаменитый Джереми Кларксон, беря интервью у Феттеля в программе Top Gear. К слову, и здесь Себастьян стал «самым-самым», и теперь вслед за Рубенсом Баррикелло по праву может носить майку с надписью «Я быстрее Стига». Насколько это важно для него? Для такого перфекциониста как Феттель, безусловно: «Когда я с кем-нибудь отправляюсь бегать, то всегда хочу быть быстрее. Я нахожу вызовы для себя повсюду. Первый в лифте, первый наверху, снова первый внизу, первый в комнате, первый принял душ – часто это совершенно бессмысленные вещи. Даже в очереди в супермаркет я уже кого-то однажды обогнал».

Но быть самым быстрым еще не значит быть чемпионом. 2010 год можно назвать ключевым в карьере Себастьяна. Обладая прекрасной и быстрой машиной, лидером чемпионата он стал, лишь завоевав титул в Абу-Даби. – финальной гонке сезона. Титул висел на волоске из-за череды обидных технических сходов и собственных ошибок… После эпизодов в Турции и Бельгии на Себастьяна обрушилась лавина критики, его обвиняли в неопытности, излишней горячности, неумении совершать обгоны.

Напряжение достигло своего апогея в финале сезона. Вплоть до последней гонки сразу несколько пилотов претендовали на титул. Но завоевал его только один. Феттель безошибочно провел концовку чемпионата, проявив целеустремленность и психологическую устойчивость. При нынешней конкуренции эти качества являются чуть ли не главными козырями в борьбе за победу. Что же сделало его таким сильным? Безусловно, нереальная жажда победы и огромная вера в себя: «Да, я всегда верил, что завоюю титул. Многие думают, что я говорил так, чтобы не показать общественности, что сдался. Полная ерунда! Я просто знал, что чемпионат закончится только после пересечения линии финиша последней гонки. «Никогда не сдаваться» – так постоянно говорил Оливер Кан, и это действительно работает!»

Завоевав первый титул, Феттель обрел уверенность. По мнению многих экспертов, он стал сильнее как пилот и практически перестал совершать ошибки, поверив в себя. Здесь можно вспомнить Михаэля Шумахера в 1995-м, и Фернандо Алонсо в 2006-м… Казалось, что каждая победа дается им так легко. Молодые амбициозные чемпионы, действующие смело, уверенные в себе, в некотором роде даже наглые…

Как-то Себастьяна спросили, чтобы он выбрал – быть успешным «плохим парнем» или милым неудачником. Тот удивился, почему нельзя разделять эти понятия. Стереотип о том, что чемпионский титул предполагает определенную долю наглости на трассе, не лишен истины. И несмотря на свой общий положительный образ, нынешний Себастьян обладает решительностью и не делает соперникам подарков на трассе. После рискованного обгона Фернандо Алонсо в Монце Ники Лауда буквально снял свою знаменитую красную кепку в знак уважения перед Феттелем, который в тот момент повел себя не как собиратель очков, а настоящий гонщик, по праву являющийся лидером чемпионата.

Вне трассы причина популярности Феттеля у болельщиков проста: это обаятельный и коммуникабельный молодой человек, открытый для общения, и, несмотря на свои успехи, лишенный звездной болезни. Зрителям нравится, что чемпион Феттель выгляди как парень из соседского двора. Он всегда улыбается, надевает джинсы даже на прием у князя Монако, встречается не с моделью или певицей, а со школьной подругой, летает обычными авиакомпаниями, у него нет яхты, а его папа до сих пор предпочитает останавливаться на трассе в собственном трейлере.

Журналистов он подкупает другим: готовностью отвечать на вопросы и своим знаменитым чувством юмора, которое англичанин Кристиан Хорнер считает по-настоящему британским. Это Феттель дарит Берни Экклстоуну на 80-летие ходунки «Ред Булл» с кнопками вызова помощника, подруги и приема «Виагры». Это он же, отвечая на прямой вопрос о помощи Уэбберу в завоевании титула, напоминает о наличии скорой помощи, которая всегда находится на трассе. Это Себастьян после победы может пропеть по тим-радио песенку «Крэзи Фрог» или оценить иронию журналистов Bild и дать им измерить в сантиметрах свой знаменитый победный указательный палец.

«Стать чемпионом нелегко, быть им еще сложнее», – сказал Феттель в одном и первых интервью после победы в сезоне-2010. Вместе с победами и рекордами титул приумножает не только количество поклонников, но и толпу злопыхателей, добавляется нагрузка в проведении различных пиар-мероприятий, все меньше остается свободного личного времени, а главное неминуемо приводит к единственной цели – защитить завоеванный результат. Одному немецкому пилоту уже удалось многолетнее доминирование на трассе, удастся ли второму – покажет время. Даже опережая Михаэля Шумахера на круг, Себастьян Феттель не забывает об уникальном достижении своего кумира. Построить вокруг себя команду, годами вдохновлять людей на победу, выносить психологический прессинг, переживать поражения – чтобы добиться всего этого, мало быть вундеркиндом и блестящим квалифайером.

«Талант есть у всех. Но почему одному удается его применить, а другому нет? Об этом я часто задумываюсь. В конце концов, речь идет о том, чтобы найти свой собственный путь. Осознание этого – признак зрелости», – так философски рассуждает молодой парень сегодня. И хотя немецкая пресса больше не называет его бэби-Шуми и не дарит бутылочки с молоком, Себастьяну еще далеко до спортивной зрелости. Он только в начале своего пути, и суждено ли ему и дальше оставаться «самым-самым», зависит, сейчас в первую очередь от него самого.