Ремарки для Эрика
При пристальном слежении за заявлениями главы конюшни и инициированными им кадровыми перестановками, приходишь к неутешительному выводу. У Эрика Булье и в помине нет четкого плана развития «Лотус-Рено» в долгосрочной перспективе. По крайней мере, относительно подбора персонала, способного и, что не менее важно, желающего выжимать максимум из разработок конструкторского бюро. Метания последних месяцев лишь подчеркивают: конюшня из Энстоуна перестала ставить во главу угла реализацию технического потенциала, как это было еще несколько сезонов назад в эпоху выступлений Фернандо Алонсо, а сосредоточилась на поиске финансовой выгоды. Причем избрала полем для него не рекламные рынки или биржевые площадки — торг пошел местами в кокпите…
Предпосылкой к этому, собственно, развязавшей Булье руки, стало отсутствие ярко выраженного первого пилота — того лидера, который мог бы стабильно приносить команде очки, привлекать спонсоров частотностью мельканий перед телекамерами и вести за собой в маркетинговый отдел вереницу технических партнеров. Алонсо в Энстоун сегодня не заманить ни за какие коврижки: в паддоке «Лотус-Рено» давным-давно выветрился аромат парфюма Флавио Бриаторе, тогда как местные административно-технические условия для профессионального роста испанца заметно уступают возможностям «Феррари».
С Кими Райкконеном команда успела испортить отношения в ходе одного из минувших межсезоний, когда спекуляциями на имени финна пробовала набить себе цену и повысить взносы для рента-драйверов. Поэтому сегодня «Айсмен», пребывающий в поиске новых острых ощущений, скорее, пойдет на символический оклад в «Уильямс», нежели обратит взор в сторону «Лотус-Рено». Что же до молодых, либо перспективных пилотов, неплохо зарекомендовавших себя в «королевских гонках» (Сутиль, Кобаяси — дополняйте список на свое усмотрение), то им в любом случае потребуется время — не важно, на адаптацию или на построение вокруг себя боеспособной группы поддержки. К тому же далеко не факт, что нынче прогрессирующую ударными темпами «Форс-Индию» покинет ее лидер: слишком уж туманны дальнейшие перспективы «Лотус-Рено». Да и Кобаяси с Росбергом, постепенно вживающиеся в роль первых номеров и завоевывающие все больший авторитет у нынешних работодателей, вряд ли прельстятся на посулы, не имеющие фактического подкрепления. Альтернатива же в виде гигантского скачка в мастерстве и преображения Нико Хюлькенберга или ему подобных «гринго» в топ-пилотов сколь заманчива, столь и нереальна.
Внутренняя политика
Поэтому Булье не остается иного выхода, кроме как ждать выздоровления Роберта Кубицы. До аварии поляк в полной мере соответствовал критериям, заявленным конюшней. Другое дело, что сейчас никто не представляет реальных возможностей спортсмена. Хуже того, нет никаких гарантий, что по итогам реабилитации его организм сохранит остроту всех тех функций, что превращали Кубицу в члена элитного пула «большого цирка». Строить сейчас всю кадровую стратегию-2012 на польском остове — все равно, что ставить на зеро многомиллионное состояние в казино Монте-Карло. Сыграет ставка — и огромный куш окупит не только старания и сожженные нервные клетки, но и перечеркнет былые неудачи, заставив скептиков надолго закрыть рты. Другими словами, сделает Булье неприкасаемым человеком во всей управленческой структуре «Лотус-Рено». А вот если план провалится, высока вероятность не только отставки руководителя, но и сворачивания проекта в целом. Концерн «Рено» прекрасно чувствует себя в роли востребованного поставщика моторов. И Жерар Лопес наверняка с удовольствием избавится от убыточного непрофильного актива. Ведь, судя по последним сокращениям кадров в ставке команды, финансовый кризис даже для такого солидного бизнесмена не прошел бесследно.
История с отставкой Ника Хайдфельда запутала ситуацию еще больше. Прежде всего потому, что снизила кредитный рейтинг доверия к Булье еще на несколько десятков пунктов. Пилот, вызвавшийся за смешные по меркам «Ф-1» деньги помочь пребывавшей в аврале конюшне выбраться из кризиса, получил от ворот поворот без внятного объяснения причин, корректного расторжения договора и уймой непрезентабельных ярлыков в довесок. Хотя по соотношению «цена — качество» (и это легко видеть из положения в индивидуальном зачете) он ничуть не опустился ниже планки, что ставили перед «Квик-Ником» эксперты в прогнозах. Другое дело, что сам Булье требовал от новобранца великих свершений при минимальных тратах. И совершенно не хотел принимать во внимание ту разруху, что захлестнула технический департамент — ее последствия, к слову, можно было оценить, исходя из состояния осенних обновлений «Лотус-Рено»…
Еще больше усугубила сомнения в адекватности руководства его политика после расставания с немцем. Вместо того чтобы выписать карт-бланш Виталию Петрову — по сути, единственному исполнителю, нынче знакомому с требованиями и технической спецификой команды, — Булье принялся прессинговать россиянина. Причем по тем же принципам и канонам, которыми вывел из игры Хайдфельда. Нагнетание психологического давления, лишения права на ошибку, сомнения в целесообразности дальнейшего сотрудничества — за последний месяц сделано все, чтобы выбить пилота из колеи, показать шаткость его положения. И даже контракт на 2012 год, всячески подтверждаемый менеджером россиянина, при подаче под таким соусом перестает быть гарантом трудоустройства пилота. Возникает вопрос: зачем Булье рубит сук, на котором сидит? Ведь расставание с Петровым не только поставит крест на его собственном менеджерском проекте, но и уничтожит всякую системность. Ведь формирование новой линейки пилотов потребует перестройки команд технического обслуживания, оптимизации инженерных бригад, реформирования общей политики ведения дел… И это в тот период, когда успеха по большей части добиваются команды, в административных областях «королевских гонок» полагающиеся на стабильность и определенный консерватизм.
Результаты или деньги?
На наш взгляд, Булье пал жертвой кризиса идей — и нынче пытается играми на трансферном рынке сделать хорошую мину при плохой игре. Во-первых, выгадать максимум средств при продаже минимум одного места в линейке пилотов. Упоминание в контексте потенциального трудоустройства Ромена Грожана, имеющего за плечами мощную финансовую поддержку, тому подтверждение — «Лотус-Рено» просто играет на курсе. Ведь из бразильских партнеров, ныне «продюсирующих» Бруно Сенну, при удачном стечении обстоятельств можно вытянуть много больше, нежели сегодня. Да и грядущее расставание «Уильямса» с Рубенсом Баррикелло намекает на появление дополнительных источников дохода из этой страны, случись кооперации с племянником легенды быть продленной. Вместе с тем это сигнал российской стороне: если вслед за «Флагманом» в автономное плавание пустятся и другие партнеры Петрова, на их место будут искаться иные состоятельные меценаты. Подчеркнем, что гоночные таланты Виталия здесь вообще в расчет не принимаются: ничего личного — только бизнес.
Во-вторых, Булье симулирует востребованность конюшни с целью повышения ее авторитета. Практически все пиар-проекты «Лотус-Рено» в этом году эффективностью не отличались. Хуже того, о проблемах внутри коллектива говорили куда больше, нежели о поездках Петрова в Россию или показательных шоу-заездах. Другими словами, команда нуждалась в событии, которое отвлекло бы общественность от обсуждения кризиса и снизило давление на руководство. Кадровые перестановки в линейке пилотов целиком и полностью соответствовали установке. В придачу, нынешние торги позволили Булье козырять перед коллегами по цеху следующим доводом: даже в трудные времена на наши вакансии есть спрос. Пусть не топовый, зато богатый во всех смыслах слова. Мол, у нас нет неприкасаемых — и за счет этого команда готова выживать в любых, даже самых неблагоприятных ситуациях.
Наконец, Булье имитацией бурной деятельности стремился добавить себе вистов, дабы иметь вес на фоне коллег по цеху. Ведь, если говорить начистоту, за время своего правления, позитивного ореола вокруг ставки «Лотус-Рено» так и не сформировал. Например, Кристиан Хорнер у болельщиков ассоциируется с человеком, позволившим раскрыться на полную катушку талантам Эдриана Ньюи и Себастьяна Феттеля. Петер Заубер вспоминается, как благодетель, не только спасший свою конюшню от расформирования, но и обернувший во благо политику вынужденного омоложения кадров. Даже Николай Фоменко сейчас имеет рейтинг презентабельности повыше, чем у Булье, поскольку россиянин впрягся в нелегкую работу по исправлению катастрофических ошибок Ника Уирта. А с чем ассоциируется имя Эрика у обычных болельщиков, помимо скандалов, упущенных командой возможностей и ощущения так и не раскрытого людьми и техникой потенциала?.. Возможно, большой босс совершил и уйму хороших дел, но они упорно отказываются приходить на ум сразу же при воспоминаниях о Булье. Скорее, возникают ассоциации с его тезкой из сериала «Саус Парк».
Чем закончится нынешняя кадровая эпопея? Хотелось бы ошибиться, но пока все идет к тому, что команда «Лотус-Рено», так и не оправдавшая авансов четвертой силы в пелотоне, сдаст позиции еще сильнее. Стремительно накатывающая «Форс-Индия», по крупицам набирающий силу «Мерседес», время от времени дающий жару «Заубер» вот-вот слопают конкурента. Особенно если метания из крайности в крайность при формировании линейки пилотов продолжатся. Неплохо было бы навести порядок и в технических департаментах, а заодно и в иерархии инженеров. Но опять же, это резонно делать, реально оценивая приоритеты и предпочтения гонщиков-лидеров. Лишь возвращение в добром здравии Кубицы или ярко выраженная ставка на флагмана-первого пилота уже сейчас (речь о Петрове) с целью подготовить его к этой роли за оставшуюся треть дистанции чемпионата могут как-то сбалансировать положение команды. Но по пути стабильности Булье, похоже, идти так и не решится, поскольку о своей репутации и выгоде забоится больше, нежели об интересах команды…
Ну все-таки опыт Бруно убедительно доказывает, что даже новичок, пропустивший пол-сезона, может успешно выступать на уровне Петрова. Ник не смог.
ресурсов на топ команду нет уже со времен второго пришествия алонсо
пытались рискнуть и сорвать банк в технической области а-ля браун - не получилось, ну и что, унылые середняки вроде фи, тр и вильямса лучше что ли?
не было у булье вариантов
вот поаккуратнее в интервью быть стоило, это да.
ps и почти наверняка кубицу он не подпишет на следующий сезон. что в общем правильно.
он вполне приличный менеджер, с историей. людей, которые бы справились радикально лучше, что-то не вижу.
В Бельгии Петров приехал бы 8-м, если бы не взорвавшиеся тормоза. В Италии тоже, только вот там Льюцци в боулинг решил поиграть. Какие претензии к Петрову могут быть?
Но несмотря на все неблагоприятные для Ника обстоятельства можно было ожидать от Ника более высоких результатов чем он показал.
А 2 очка по современной очковой системе - почти ничего. С Петровым они выступали примерно на одном уровне.
впечатления, как от выступлений форс индии.
Что за махровый бред?! Противостояние Ника и кубицы мы наблюдали три сезона, в итоге паритет, на одном быстром круге кубица был чуть быстрее, в гонке Ник зачастую был лучше!
сомневаюсь.. если ты имеешь в виду младшие формулы, то они врядли могут служить эталоном.. яркий пример тот же Крис Хорнер.. где бы он был сейчас, если б Фуры не про№%али титул в прошлом сезоне..
это с какой такой историей, позвольте спросить??? Racing Engineering в роли главного инженера и не снискавший особой славы DAMS? :D Богатейшая история, ничего не скажешь... Вот Ричардс, Деннис, Тодт, Хорнер, Бриаторе, Уокиншоу - как бы я лично к ним не относился, но это менеджеры с историей. Булье по сравнению с ними просто сявка...
Кстати об Уокиншоу. Мне Булье все больше его напоминает по отношению к пилотам: такое же беспардонное хамло и беспринципный делец. Только вот Булье стоило бы поучить историю - Тома подобная политика ни к чему хорошему не привела... В судах его нагибали все кому не лень: Сало, Ферстаппен, де ла Роса... Так ладно бы всеми этими маневрами Том команду вытягивал куда-то... барахталась в лучшем случае на одном уровне. После 2000 года, когда команда еще более-менее симпатично выглядела, наступил вообще беспросветный мрак...
Касаемо же вариантов у Булье: надо было не разваливать технический штаб, который в общем-то мог работать более-менее прилично, что и было показано в 2010 году, когда темп и результативность появления обновлений у Рено был на хорошем уровне. А заняться его сплачиванием.
«пытались рискнуть и сорвать банк в технической области а-ля браун - не получилось, ну и что, унылые середняки вроде фи, тр и вильямса лучше что ли?»
Как ни парадоксально но факт: ФИ сейчас объективно сильнее Ренотуса. В каждой из последних 5-ти гонкок индусы набирали очков как минимум в 2-3 раза больше, чем коллектив Булье. ТР делал то же самое в 2-ух из этих 5-ти гонок.
тогда предложи кандидатуру, которая приведет команду с таким бюджетом к борьбе за чемпионат
ps
не забывай, это пока что единственная команда кроме топ-3, вообще попавшая на подиум в этом сезоне. единственная команда, которая действительно технически так рискнула и не стала никого копировать.
мерседес с россом брауном вообще ни разу не попал на подиум, но ты же не считаешь его несоответствующим?
Мол смотрите какой нехороший человек руководит командой а Виталя то ого-го какой талантливый.
Вот здесь трудно спорить.
И что же Нику так мешало?
нет, брат, от Канады-05 не отмахнешься..:))
А никто не задумывался, что Ник приходил что называется с бухты-барахты в совершенно чужой коллектив, к тому же «построенный» вокруг Роберта, на роль «подмены» с соотв. моральным настроем коллектива, на совершенно незнакомый болид, при разработке которого физические параметры и пилотажные предпочтения Ника не учитывались и близко???
100 раз уже тут писал: вспомните Монтойю в 2005-ом! Когда он там поехал на одном уровне с проводящим свой 3-й сезон в команде Райкконеном? Лишь к 11 этапу чемпионата, Сильверстоуну... и это при том что у Хуана была в распоряжении полноценная предсезонка и о его переходе известно было за год заранее - т.е. учесть предпочтения Монти при конструировании болида можно было, хотя бы минимально .
А что же было у Ника?..