5 мин.

По тропинкам старого парка

Прозрачный сентябрьский воздух. Кроны вековых деревьев, уходящие вверх, к ясному голубому небу. Сухие листья под ногами – первые признаки осени, мягкой европейской поры… Запахи леса, мхов, скошенной травы. Настоящая идиллия! Правда, вместо логично напрашивающихся трелей птиц – пение мощнейших моторов и разрывающий воздух голос из громкоговорителя «Attenzione, attenzione!» («Внимание, внимание!») Это Королевский парк Монцы …

К этой трассе можно применить много эпитетов в превосходной степени – самая старая трасса в чемпионате, самый высокоскоростной трек в сезоне «Формулы-1», последняя европейская гонка перед финальным путешествием за океан. Но для многих она просто самая «красная».

«Следуйте за людьми в красном» – лучший совет для новичков, которые приезжают в Монцу впервые и не знают, как найти автодром. Красный цвет в эти дни – главный ориентир.

Собственно, все начинается еще в Милане. Прилетев в Милан в преддверии Гран-При и очутившись в небольшом уютном аэропорту, в очереди за багажом вы наверняка встретите кого-нибудь в кепке «Феррари». И далее этот цвет будет сопровождать вас по всему туристическому маршруту: между готических башенок на крыше Дуомо, в часовне Санта-Мария-делле-Грацие за созерцанием «Тайной Вечери» Леонардо, в квартале моды на фоне витрин ведущих итальянских дизайнеров и даже в кафе, где кондитер выставил в витрине марципановый болид алого цвета.

Итальянцы умеют и любят болеть за своих спортсменов. Выступая за «Феррари» пилот любой национальности становится немного итальянцем. «Феррари – это великое имя, и, будучи пилотом, ты едешь за это имя», – говорит южноафриканец Джоди Шектер, завоевавший титул за красную команду в 1979 году, последний для «Феррари» перед долгим перерывом… Следующий, спустя 21 год, выиграл другой итальянец не по крови, но по причастности к великой итальянской легенде – Михаэль Шумахер. Во время своей карьеры в Скудерии он не только изучил особенности местной кухни, с удовольствием дегустируя спагетти и равиолли мамы Розеллы, но и вполне сносно овладел языком Петрарки и Бокаччо. Это особенно подкупало местных фанатов. Можете провести небольшой эксперимент: выучив несколько слов, сделать заказ в ресторане, попросить счет и поблагодарить на итальянском. Вас совершенно точно одарят невероятной улыбкой, отблагодарят в ответ, а если к своему grazie («спасибо») вы еще прибавите пару звонких монет, то в ответ получите солидный комплимент от ресторана в виде граппы или местных дижестивов. Фернандо Алонсо также получил свою долю итальянской любви. Алый цвет дополнил ярко-голубой – цвет Астурии, родины Фернандо.

Но если вы приглядитесь к этой толпе, идущей по тропинкам в направлении автодрома, то увидите не только атрибутику действующих пилотов. Что еще раз подтверждает: здесь болеют в первую очередь за команду, за имя, за тех людей, кто принес победу этой команде. И до сих пор на сувенирных развалах можно найти футболки с надписью «Чемпион 2000 года» и даже кепки Рубенса Баррикелло времен «Феррари».

Старый парк – это часть легенды. Проехав на автобусе через центр Монцы, миновав площадь с торговым центром и Дуомо, вы вскоре увидите его. Парк был разбит два века назад пасынком Наполеона – Евгением Богарне, и какое-то время после падения Бонапарта был собственностью Австрии. Сама трасса, которая скоро будет праздновать свой вековой юбилей, возникла не без протекции другого диктатора – Бенито Муссолини, поддержавшего идею строительства автодрома.

Скорее всего, вы попадете в парк через Порто Ведано, миновав узенькую улочку Энцо Феррари. Если затем не сворачивать на основную аллею, а идти прямо до развилки, ведущей к «Параболике», то можно увидеть часть исчезающей истории – старый овал. Ускользающее свидетельство великой эпохи, заросший травой, разрушающийся, но все такой же легендарный. Возможно, вам повезет, и вы, минуя все запреты и препятствия, заберетесь внутрь овала и прочувствуете угол наклона его бэнкигов. Здесь невольно задумываешься о прошлом…

Монца еще и одна из самых трагических трасс в истории. Альберто Аскари, Вольфганг фон Трипс, Йохен Риндт, Ронни Петерсон – все они, а также десятки других автогонщиков и зрителей погибли здесь, в Королевском парке. Судьба несколько раз забирала жизнь у претендентов на титул. Йохен Риндт, разбившись на трассе в Монце во время субботних заездов в 1970 году, стал чемпионом посмертно. Графу фон Трипсу, лидировавшему в чемпионате и ушедшему в 1961 году в результате страшнейшей аварии, чемпионом стать так и не удалось… Легенда гласит, что он еще в детстве получил предсказание от цыганки, предвещавшей ему смерть в катастрофе. Если бы в тот день он не погиб на трассе, то стал бы жертвой падения самолета. Вольфганг был в списке пассажиров, купивших билеты на самолет, который разбился в аэропорту Шэннон.

Но жизнь не стоит на месте… Сегодня «Аутодромо Национале» – высокоскоростной и современный автодром, любимый европейскими болельщиками. Здесь нет азиатского лоска и роскоши, но может тем она и мила нам, старушка Европа, что мы ощущаем себя в таких местах по-домашнему, расслабленно и комфортно. И возвращаемся сюда снова и снова…

Как и на некоторых других трассах Старого Света, в Монце есть вариант проживания непосредственно на месте событий, в кемпинге. Интернациональные мини-поселения окружают автодром и становятся центром общения и днем, и ночью. Испанцы, немцы, итальянцы – независимо от предпочтений в «Формуле-1» – шутят и веселятся все вместе, объединяемые единой любовью к автоспорту. Находится здесь место и народным играм. На тенистых аллеях можно встретить мелких мошенников – наперсточников. Казалось бы – это давно забытая временем игра, но нет – старый парк хранит много историй. Это одна из них.

Неважно, за кого вы приехали болеть, в этом Алом Королевстве невозможно не сопереживать «Феррари», не сочувствовать их поражению и не праздновать вместе с ними победу. Последняя, одержанная в Монце, бывает особенно сладка. То ли от итальянского вина, щедро разливаемого соседями по трибуне, то ли от эффекта толпы, жаждущей триумфа. И как только клетчатый флаг отметит окончание гонки, где бы вы ее не смотрели – в «Лесмо», в «Параболике» или на главной трибуне, вы, подчиняясь все той же толпе, перелезая через ограждения, а иногда пролезая под ними, минуя поворот за поворотом, побежите к подиуму, чтобы приветствовать победителя.

Победить здесь – значит вписать себя в историю. Так же, как побывав в Монце хотя бы раз, вы навсегда влюбитесь в этим места. И, шурша осенними листьями, сливаясь с красной рекой из флагов, кепок и футболок, вы пройдете тропинками старого парка и пообещаете себе, что обязательно вернетесь сюда. Когда-нибудь однажды…

Фото: Анастасия Ярмыш, zlata