3 мин.

Живая классика

Бельгийский трек уже несколько десятков лет из поколения в поколение передает автоспортивные традиции, а первые гонки в Спа состоялись в 20-х годах прошлого века.

Конечно, конфигурация с тех пор претерпела значительные изменения, но основные характеристики остались прежними. «Спа-Франкоршам» – скоростная трасса с перепадами высот, а также серией техничных поворотов на втором секторе.

Важной особенностью конфигурации трассы являются очень разные по характеру сектора трека. На первом и третьем гонщики лишь пару раз касаются педали тормоза, проходя большую часть с выжатым до упора акселератором. Всего в Спа три ключевых точки торможения: перед шиканой в конце третьего сектора, стартовый поворот «Ла Сурс», а также перед связкой «Ле Комб». При этом весь отрезок от «Ла Сурс» к «Ле Комб» пилоты идут с выжатой в пол педалью газа.

Второй сектор насчитывает девять поворотов, но ни в одном из них на тормозные системы не оказывается столь экстремальной нагрузки, как перед шиканой 18-19 поворотов или перед «Ле Комб» – к этим участкам гонщиков ведут или длинная прямая, или скоростной отрезок с плавными изгибами, не требующими работы тормоза. Так что поддержание тормозных систем в оптимальном температурном диапазоне станет одной из важнейших составляющих работы команды в гонке.

«Спа-Франкоршам» также очень требовательна к общей аэродинамической эффективности машины. В прежние годы инженерам приходилось тщательно подбирать баланс, поскольку жертвовать чем-то одним – скоростью на прямых или стабильностью на торможениях – на этой трассе подобно самоубийству: гонщик окажется беспомощен при защите позиции в зонах торможения или будет значительно отставать от соперников на прямых.

В некотором смысле нововведения текущего сезона облегчили командам жизнь. Благодаря системе DRS, запрещенной в «О’Руж», инженерам не придется ломать голову над уменьшением сопротивления воздуха при сохранении прижимной силы. Однако сработает это лишь в квалификации, тогда как в гонке ФИА разрешила использование этой технологии только на одном отрезке – между «О’Руж» и «Ле Комб».

В гонке же важнейшими факторами вновь станут шины и погода. И речь даже не о дождях, берущихся над Арденнами из ниоткуда. Спрогнозировать осадки в этой местности проблематично в принципе, а потому полностью подготовиться к дождю заранее – задача архисложная. На данный момент прогнозы погоды обещают 13-15 градусов тепла в субботу и 15-17 – в воскресенье. Без дождей.

Если синоптики окажутся правы, то главной задачей инженеров станет прогрев шин и поддержание оптимальных температур. Специалисты отмечают, что в этом показателе на данный момент сильнее всех «Макларен», тогда как «Феррари» необходимо на два-три круга больше, чтобы заставить резину работать в нужном ключе. Машины «Ред Булл» не выделялись на общем фоне сверхбыстрым прогревом шин, но и проблем в этом компоненте у Феттеля с Уэббером не возникало.

При этом сильнейшей стороной RB7 является аэродинамика, а Себастьян Феттель умеет очень бережно обращаться с покрышками за рулем этой машины. Однако записывать команду Дитриха Матешица в однозначные фавориты рано. Во второй половине сезона в «Феррари» добились прогресса в эффективности 150-й в скоростных поворотов, коих в Спа – навалом, а у проблем с прогревом шин есть обратная сторона – меньший износ и возможность пройти большее количество кругов на одном комплекте.

Таким образом, ключевым фактором в борьбе трех ведущих команд станет тактика и эффективное использование шин. Можно предположить, что «Феррари» могла бы избрать стратегию с меньшим количеством пит-стопов, чтобы извлечь максимум из каждого комплекта резины. «Ред Булл» может сделать ставку на аэродинамическую эффективность на торможениях и поворотах второго сектора, сосредоточившись на износе и своевременно проводя пит-стопы. Команде «Макларен» в этой ситуации логично было бы разработать для своих гонщиков разные стратегии: провести Дженсону Баттону меньшее количество остановок в боксах, чем Льюису Хэмилтону, пытаясь выгодно реализовать особенности пилотажа обоих пилотов, а также снижая риск использования проигрышной тактикой обеими машинами.

Абсолютным рекордсменом «Спа-Франкоршам» с шестью победами является Михаэль Шумахер, но вряд ли в предстоящий уик-энд немец будет среди фаворитов. В 2008 году победителем Гран-при Бельгии после штрафа Хэмилтона был объявлен Фелипе Масса, но англичанин взял свое в прошлом сезоне, выиграв дождевую гонку. Из действующих гонщиков лишь эти трое поднимались на верхнюю ступень Гран-при Бельгии, тогда как Феттель, Алонсо, Уэббер и Баттон вновь будут бороться за свою первую победу в этой гонке.