13 мин.

Шахматы на колесах

В минувшие выходные в Лоудоне состоялся 19-й этап NASCAR Sprint Cup, победителя которого определили верная расстановка приоритетов в гонке и продуманная до мелочей стратегия. Трехсотмильный (485 километров) заезд изобиловал ошибками пилотов и просчетами крю-чифов, в связи с чем на первый план, как и бывает в таких случаях, вышло умение верно интерпретировать имеющуюся информацию и своевременно реагировать на меняющиеся условия.

Накануне гонки 47-ю в карьере поул-позицию завоевал Райан Ньюман, с которым первую линию в воскресенье разделил Тони Стюарт, его напарник и владелец команды. С самого старта заезда дуэт «Стюарт-Хаас» начал отрываться от всего пелотона, развлекая болельщиков внутренними маневрами – вначале свой поул без видимых проблем защитил Ньюман, но Стюарт опередил его на шестом круге.

На первом отрезке гонки «Шевроле» небольшой частной команды смотрелись крайне убедительно – за первые 30 кругов Тони Стюарт «привез» Курту Бушу, ближайшему преследователю пары лидеров, более трех секунд. Однако судьи обнаружили на трассе обломки машин и объявили первый «коушен».

Большинство пилотов отправились в боксы, где поменяли по две шины – первым пит-лейн покинул Ньюман, вслед за которым устремился Брэд Кезеловски, вообще не менявший резину, и Курт Буш с Тони Стюартом.

Лидером рестарт принял Джейми Макмюррей, вообще не заезжавший в боксы. Изношенных шин пилоту «Эрнхардт Ганасси» не хватило надолго – уже за два круга Ньюман на свежей резине вернулся на первое место. Макмюррей на этом «стинте» лишь терял позиции, тогда как Курт Буш, догнав Ньюмана, опередил его и стал третьим лидером гонки. Однако высокой скорость Буша-старшего не выглядела – оба гонщика «Стюарт-Хаас» держались менее чем в секунде от Курта на протяжении всего «стинта».

На 60-м круге вторые желтые флаги вызвала лопнувшая на машине Кайла Буша шина. Новоиспеченный лидер общего зачета, в субботу одержавший сотою победу в гонках общенациональных дивизионов NASCAR, шел во втором десятке и какого-либо влияния на борьбу за высшие места не оказывал. «Сегодня с самого утра все пошло не так», – заявил «Рауди».

Третий отрезок дистанции прошел также как первый – после того, как Ньюман и Стюарт опередили Марка Мартина, рискнувшего остаться на трассе, напарники начали уходить в отрыв. Но необходимо отметить, что соперники у гонщиков «Стюарт-Хаас» все же были: Курт Буш еще не дал поводов сомневаться в том, что он сможет прибавить к концу гонки, а позади к лидерам с угрожающей скоростью приближался Джефф Гордон – четырехкратный чемпион совершил гигантское количество обгонов и регулярно возвращался в первую пятерку, несмотря на проигрыши позиций на пит-стопах.

Третий рестарт гонки состоялся на 105-м круге, через четыре круга после того, как судьи опять нашли на трассе обломки. Лидером зеленый флаг встретил Джимми Джонсон, решивший не заезжать на пит-стоп, но Ньюман со Стюартом уже не были так активны, хотя и не отставали от лидеров. Расположившись на четвертом и шестом местах, гонщики «Стюарт-Хаас» держались в трех секундах от Джонсона.

Через 17 кругов шины на «Шевроле» №48 уже не позволяли действующему чемпиону поддерживать темп, и мимо него на первое место вышел Кейси Кейн, его будущий партнер по команде. Джонсон продолжил терять темп и спустя пять минут отправился в боксы за новым комплектом покрышек – пит-стоп под зеленым флагом стоил лидеру «Хендрик» круга.

Еще пятью минутами позже в гоночном режиме совершил пит-стоп Кевин Харвик, тоже выпавший из лидирующего круга, но «коушен», вызванный аварией Брэда Кезеловски, позволил обоим пилотам отыграться.

Ньюману и Стюарту пришлось рестартовать из второго десятка – оба гонщика поменяли по четыре шины против двух у большинства остальных участников гонки. Но настоящие проблемы возникли у Джеффа Гордона – пилота, максимально эффективно использовавшего возможности своей машины, подвели неполадки аккумулятора, отбросившие его на 35-е место.

Но Гордону повезло со следующими двумя «коушенами» – желтые флаги сменили зеленые всего через 12 кругов, причиной тому стал взрыв двигателя на машине Джеффа Бертона, а на пятом рестарте серия контактов между Хуаном-Пабло Монтойей, Эй-Джеем Оллмендингером и Дэнни Хэмлином привела к развороту последнего. Таким образом, во время пятой серии желтых флагов механики смогли исправить неполадки в «Шевроле» своего пилота, а на шестой Джефф вернулся в лидирующий круг, получив «лаки-дог».

Седьмой отрезок гонки длился лишь девять кругов – не выдержала шина на автомобиле Марка Мартина. Очередной рестарт был дан на 189-м круге: Курт Буш сохранил лидерство, отбив атаки Карла Эдвардса, а на третье место в борьбе с Брайаном Викерсом вышел Тони Стюарт. Кругом позже Стюарт опередил и Эдвардса, а еще через пять кругов на задней прямой оставил позади Курта Буша, вернувшись во главу пелотона.

На 217-м круге судьи в восьмой раз выбросили желтые флаги, а на рестарте в Гран-при Турции-2010 решили поиграть Кейси Кейн и Брайан Викерс – пилоты «Ред Булл» столкнулись между собой, не сориентировавшись на задней прямой.

Девятый «коушен» стал во многом ключевым моментом гонки. До финиша оставалось 70 кругов – теоретически полного бака «сток-кара» Sprint Cup хватило бы на всю оставшуюся дистанцию, однако в такой ситуации гонщик был бы вынужден экономить горючее. При этом на «овертайм» «зеленый-белый-клетчатый» бензина, скорее всего, уже не хватило бы.

Большинство пилотов совершали пит-стопы на одном из предыдущих массовых пит-стопов под желтыми флагами, тогда как в этот раз дозаправиться решили лишь 12 пилотов. Среди них был Тони Стюарт, Джефф Гордон и Джимми Джонсон, а также Хуан-Пабло Монтойя и Джои Логано. Райан Ньюман, заправлявшийся на 218-м круге, решил остаться на трассе.

Уже через одиннадцать кругов после рестарта судьи вновь объявили желтые флаги из-за разворота Джонсона. На этот раз боксы посетило большее количество пилотов – Биффл, Бертон, Бойер, Кенсет, Эрнхардт, Харвик, Джонсон, Мартин. С одной стороны, эти пилоты потеряли важные позиции перед финальным отрезком в 55 кругов, но с другой – они обезопасили себя от угрозы нехватки топлива.

Десятый рестарт выиграл Райан Ньюман, которому по внешней траектории попытался навязать борьбу Курт Буш, дозаправлявшийся последний раз вместе с Райаном, однако выйти в лидеры гонщику «Пенске» не удалось. Более того, позади Курта начал прессинговать Эдвардс, что позволило Ньюману создать отрыв в секунду от ближайшего преследователя.

Гонщики, совершившие пит-стопы во время десятого «коушена», начали атаковать соперников, прорываясь наверх. Больше всех в этом преуспел Джимми Джонсон – рестартовав за пределами первой двадцатки, действующий чемпион уже после 15 боевых кругов располагался на 14-м месте.

На 264-м круге неожиданно упал темп Карла Эдвардса – бывший лидер общего зачета за несколько кругов «провалился» с третьего на десятое место. Тем временем, Хэмлин обогнал Курта Буша в борьбе за второе место, однако это все равно работало в пользу Ньюмана, ведь Хэмлин тоже не совершал пит-стопов по ходу двух последних серий желтых флагов…

Несмотря на необходимость экономии топлива, Ньюман увеличил свой отрыв от ближайшего преследователя до полутора секунд, при этом лучший представитель «альтернативной тактики» – Джимми Джонсон – отыгрывал позиции недостаточно быстро, чтобы представлять для Ньюмана угрозу.

Однако остаток гонки не был для Ньюмана безоблачным – его главной угрозой стал Тони Стюарт. Двукратный чемпион Sprint Cup в концовке заезда отыгрывал у напарника по две, а то и по четыре десятых секунды с круга. Но даже этого спурта под финиш было недостаточно, чтобы догнать Райана, а вот опередить всех остальных – вполне. Таким образом, стартовав с первой и второй позиций, Райан Ньюман и Тони Стюарт выиграли первый дубль в истории «Стюарт-Хаас».

Финишный рывок Стюарта еще более удивителен на фоне того, что на последних кругах топливо закончилось в том числе и у Хуана-Пабло Монтойи с Джеффом Гордоном, несмотря на то, что они свои финальные пит-стопы совершали одновременно с Тони, при этом на последнем «стинте» поддерживать его темп были не в состоянии.

Третьим, несмотря на разворот по ходу гонки, финишировал Дэнни Хэмлин, а четвертое место досталось другому гонщику «Джо Гиббс» – Джои Логано. Пятую позицию, после штрафа и вылета за 60 кругов до финиша, завоевал Джимми Джонсон.

Среди других результатов стоит отметить 13-е место Карла Эдвардса, у которого по ходу гонки возникли проблемы с перегревом двигателя. Благодаря этому финишу Карл вернулся на первое место общего зачета с преимуществом в семь очков над Джимми Джонсоном. Кайл Буш откатился на пятую позицию, пропустив вперед также Курта Буша и Кевина Харвика. Замыкает первую семерку Мэтт Кенсет.

До конца регулярного сезона осталось лишь семь гонок, одна из которых пройдет на дорожной трассе «Уоткинс-Глен». С этого года автоматическую квалификацию в «Чейз» получают не двенадцать, а только десять лучших гонщиков по версии общего зачета. И если у первой семерки есть относительно комфортный очковый запас, то с восьмого по одиннадцатое места расположилась плотная группа в составе Ньюмана, Эрнхардта, Хэмлина и Стюарта, которых разделяют лишь 16 очков. При этом победы, которые могут дать пилоту право на выступление в «Погоне» по «уайлдкард», есть на счету только Ньюмана и Хэмлина. Таким образом, один провал в ближайшие два месяца может перечеркнуть надежды на попадание в плей-офф для кого-то из этой группы.

Следующий этап Sprint Cup состоится через две недели в Индианаполисе, где пройдет одна из самых престижных в календаре гонок – «Брикъярд 400». Последние два года Хуан-Пабло Монтойя останавливается в шаге от победы на «Старой кирпичнице». В прошлом году авария в Индианаполисе во многом стоила колумбийцу попадания в «Чейз». Учитывая его отставание в 60 очков от десятого места, ему необходимо побеждать – лучшего шанса может и не представиться. Конечно, если он вообще хочет квалифицироваться в плей-офф, но не горит желанием ставить все на одну карту «Уоткинс-Глена».

Олимпийские гонки

Организаторы немецкого кузовного первенства «ДТМ» еще в прошлом году объявили о том, что на олимпийском стадионе в Мюнхене состоится внезачетный этап, формат которого будет основываться на структуре «Гонки Чемпионов». В общем, в минувшие выходные было доказано, что и автоспорт может собирать стадионы.

В рамках «олимпийского» этапа соревнования проходили по ходу двух дней. И в субботу, и в воскресенье победитель должен был выиграть финальные заезды, прежде пройдя сито 1/8 финала, четвертьфиналов и полуфиналов. Но если в программу субботы входила «Битва брэндов», то в воскресенье все заезды проходили в режиме личных соревнований. Речь идет о жеребьевке – в субботу в первых раундах пилоты встречались со своими партнерами, тогда как до финала дойдет по одному пилоту от каждой марки. В воскресенье же гонщики еще на стадии 1/8 финала были бы разделены так, чтобы сразу выступать против гонщика соперничающей марки.

Субботняя «Битва брэндов» началась с победы Оливера Джарвиса над Мартином Томчиком. В других дуэлях «Ауди» Майк Рокенфеллер одержал верх над Филипе Альбукерке, Маттиас Экштрем на две с лишним секунды опередил Тимо Шайдера, а Эдоардо Мортара оказался быстрее Рахель Фрей.

Результаты парных гонок «Мерседеса» оказались несколько интереснее – дебютант ДТМ Ренгер ван дер Занде уже в 1/8 финала выбил из борьбы Гэри Паффетта. В других поединках Дэвид Култхард опередил Кристиана Фиториса, Бруно Спенглер выиграл у Джейми Грина, а Ральф Шумахер оставил не у дел Маро Энгеля.

На стадии четвертьфиналов сюрпризы начали преподносить и пилоты «Ауди»: Эдуардо Мортара почти на две секунды опередил двукратного чемпиона «ДТМ» Маттиаса Экстрема. В другом заезде Майк Рокенфеллер без борьбы прошел дальше в противостоянии с Оливером Джарвисом – англичанин схлопотал две секунды пенальти за фальстарт, а по ходу заезда у него возникли проблемы с тормозами.

В стане «Мерседеса» Бруно Спенглер ожидаемо опередил Ральфа Шумахера, а вот ван дер Занде продолжил удивлять – в четвертьфинале голландец оставил не у дел бывшего гонщика «Формулы-1» Дэвида Култхарда.

Однако успешная полоса должна была когда-нибудь закончиться и у дебютанта «ДТМ» – в полуфинале ван дер Занде по ошибке заехал на пит-стоп в зону обслуживания Спенглера и потерял на этой заминке слишком много времени. А вот другой дебютант – Эдуардо Мортара – в своем полуфинале выиграл у Майка Рокенфеллера и на правах лучшего гонщика «Ауди» отправился в финальные заезды против Спенглера.

По правилам соревнований, финал состоял из двух заездов, победителем которых становился тот, кто показывал лучший результат по сумме двух парных гонок. В первом заезде Мортара уступил лидеру общего зачета «ДТМ», но лишь несколько сотых. Поменяв перед второй гонкой автомобиль, действующий чемпион евросерии «Формулы-3» взял реванш, да так, что по сумме «двух встреч» счет оказался в пользу итальянца – руками и ногами Спенглера команда «Ауди» в этом турнире проиграла «Мерседесу» 0,366 секунды.

У проигравшей марки был лишь один способ адекватно ответить на поражение – взять реванш в воскресном индивидуальном турнире. Представители «Мерседеса» не стали откладывать это дело в долгий ящик, выиграв пять из восьми заездов первого раунда: так Спенглер прошел Мигеля Молину, Джейми Грин выбил из соревнований Оливера Джарвиса, Кристиан Фиторис взял верх над Майком Рокенфеллером, Ренгер ван дер Занде победил двукратного чемпиона Тимо Шайдера, а Дэвид Култхард отправил домой Филипе Альбукерке.

Другой бывший пилот «Формулы-1» – Ральф Шумахер – свое штутгартское начальство подвел, разбив машину в одном из поворотов, что вывело в четвертьфинал Мартина Томчика. Проиграли свои поединки также и Гэри Паффетт, выступавший против Маттиаса Экстрема, и Сьюзи Стоддарт – невеста Тото Вольффа секунду уступила Эдуардо Мортаре.

Мортару не удалось остановить и Дэвиду Култхарду – в четвертьфинальном заезде, пытаясь отыграть отставание почти в полторы секунды, шотландский ветеран разбил свой «Мерседес». Но в этом раунде гонщики «Ауди» больше не побеждали: Экстрем менее секунды проиграл ван дер Занде, а Томчик уступил Фиторису. Еще в одном поединке во второй раз подряд встретились Спенглер и Грин, но, как и в 1/8 финала накануне, Бруно вышел победителем.

В полуфинальном дерби Спенглер-Фиторис ожидаемо победил лидер чемпионата, а предсказать исход другого заезда, в котором встречались Мортара и ван дер Занде, было сложнее – оба новичка сильно проводили этот этап, расправляясь практически со всеми конкурентами. В гонке двух бывших «формулистов» с перевесом более секунды победил Мортара. Таким образом, в финал вновь вышли Эдуардо и Бруно.

На первом круге первого заезда Мортара опередил Спенглера на одну десятую секунды, но на следующем круге лидер чемпионата контратаковал и ненадолго вышел вперед – по итогам трех кругов черная «Ауди» была быстрее «Мерседеса» на пять сотых секунды. Обязательный пит-стоп подопечные Вольфганга Ульриха тоже отработали лучше своих соперников, добавив к преимуществу Мортары еще одну десятую.

Переломным моментом в этом поединке стал четвертый круг, на котором Спенглер разом отыграл более восьми десятых секунды. Пытаясь отыграться, Мортара переоценил возможности машины, задел бетонный борт трассы в шикане и по инерции вылетел в отбойник.

Разбитая «Ауди» Мортары перегородила и без того узкую трассу, после чего судьи резонно рассудили прекратить соревнования на столь драматичной ноте.

«Первое и второе места – фантастический уик-энд. Надеюсь, у меня будет возможность повторить эти результаты в следующих гонках. Я хотел бы победить и в воскресенье, поэтому атаковал на пределе, но Бруно был непобедим. Расстраивает только то, что я разбил машину, поскольку основной задачей было сохранить технику», – не унывал после окончания турнира итальянец.

Тем временем

На легендарной бельгийской трассе «Зольдер» состоялся второй этап «Формулы-Суперлига». В трех гонках второго гоночного уик-энда этой серии состоялся дебют Михаила Алешина и российской команды в этом чемпионате.

Свободные заезды Алешин закончил в пятерке быстрейших гонщиков, но из-за проблем в квалификации был вынужден стартовать в первой гонке с последней позиции. Уже на первом круге Михаил опередил Тристана Гомменди, после чего заминка на пит-стопе помешала россиянину добиться более высокого результата.

Благодаря одиннадцатому месту в первом заезде, во втором Алешин стартовал с третьей позиции. На старте россиянина опередил Антонио Пиццония, но бразилец слишком рано вышел из линии, за что был наказан судьями. К концу первого круга Алешин опередил Филипа Салакварду, уступая только Энди Соучеку.

Но машина испанца заглохла на пит-лейне. Россиянин же использовал тактику оттянутого пит-стопа, которая себя не оправдала – на трассу Михаил вернулся позади Джона Мартина и Макса Виссела, однако все равно смог финишировать на подиуме лишь во второй гонке в «Формуле-Суперлига» в карьере. Алешин также квалифицировался в суперфинальный заезд, но, стартовав с последнего места, улучшить свою позицию не смог.

По итогам двух этапов сезона команда России занимает 13-е место с 56-ю очками. На первую строчку, благодаря победе Джона Мартина во второй гонке, поднялась команда Австралии.

В Донингтоне состоялся очередной этап чемпионата мира по кузовным гонкам. Алексей Дудукало финишировал на 15-м и 14-м местах, в результате чего пропустил в общем зачете Меди Беннани и откатился на 17-ю строчку. Лидерство продолжает удерживать Роберт Хафф, однако его преимущество над Иваном Мюллером сократилось вдвое, благодаря двум победам последнего.

В рамках этапа WTCC также состоялись гонки первенства AutoGP, в котором в составе команды «ДАМС» выступает Сергей Афанасьев. В прошедших соревнованиях Сергей не смог принять участия из-за накладок с получением визы. Вынужденный простой стоил Афанасьеву трех позиций в общем зачете – россиянин занимает восьмую строчку и уступает лидирующему Луке Филиппи более пятидесяти очков.