5 мин.

Себастьян Феттель: «Злюсь, даже когда проигрываю в теннис физиотерапевту»

- Себастьян, такие происшествия, как ваша авария в пятницу во время свободных заездов, больше не выбивают из колеи? Сразу после этого вы показали лучшее время.

– Авария не была серьезной, это просто ошибка в пилотаже – в Монреале ошибки часто приводят к столкновению со стеной. Но теперь я в прекрасной компании: в эту стену однажды в течение нескольких минут врезались три чемпиона.

- Став чемпионом мира, вы стали более уверенными в себе?

– Да, это определенно что-то значит. Осознание того, что я смог это сделать, добился своих целей, – прекрасное чувство. И оно открыло во мне нечто новое.

- Все считают, что вы выросли как пилот. В том числе поэтому «Ред Булл» тяжело подобрать вам нового напарника. Каким вы видите идеального партнера по команде?

– Визуально? Больше всего мне нравится Дирк Новицки (немецкий баскетболист). Он высокий и не влез бы в машину, и тогда у меня было бы на одного соперника меньше.

- Мы имеем в виду в первую очередь черты характера.

– На самом деле, для меня важны только две вещи: уважение и порядочность. Он должен уважать меня, и в том случае, если я опережу его, просто признать этот факт. Сказать: «Отлично, Феттель справился лучше меня, я могу злиться по этому поводу, но это факт». И он должен быть честен. Я всегда стараюсь быть честным. Все остальное неважно.

- Хотели бы вы выступать за одну команду с другой суперзвездой, например с Алонсо или Хэмилтоном?

– Почему бы и нет? Если будет уважение и порядочность…

- Если бы вы могли выбрать, что лучше – быть милым и неудачливым или успешным, но настоящей задницей?

– А почему нельзя быть милым и удачливым одновременно?

- Потому что еще ни один милый пилот не стал чемпионом.

– Не согласен. Нужно разделять эти понятия. На трассе, говоря откровенно, я должен быть плохим парнем, нужно обладать так называемым инстинктом убийцы. Если ты будешь слишком добрым, то тебя быстро обгонят. Но нет никакого основания оставаться задницей после гонки.

- Такое поведение за рулем автомобиля тренируется?

– Это зависит от честолюбия. Вопрос только в том, насколько сильно ты хочешь выиграть? И как хорошо ты справляешься с поражением? Я злюсь, даже когда проигрываю в теннис Тонни, моему физиотерапевту. У многих нет такой мотивации. У меня есть.

- Сколько часов в неделю вы посвящаете работе?

– У нас их никто не считает, у меня нет обязательной 40-часовой рабочей недели. Ты включен в работу постоянно. Каждый пилот сам решает, сколько времени он выделит на симулятор, работу на заводе и тренировки. Максимум за сезон у меня есть только три дня, когда я вообще ничего не делаю. «Формула-1» – это не только Голливуд. Но я не жалуюсь, ведь я один из 24-х избранных.

- Как вы расслабляетесь после работы?

– Обычно понедельник после гонки свободен, я могу выключить мобильный и стать недоступным для всех. Иногда мне нужна полная перезагрузка для моей головы, чтобы снова обрести силы.

- Какой расход топлива у вашей нынешней служебной машины?

– Вы имеете в виду «Инфинити» FX? 8,9 литров – это я знаю точно, так как меня это интересовало. Другая служебная машина – «Ред Булл» – примерно 80 литров на 100 километров.

- Мир становится «зеленым»: отказ от атомной энергетики, экологическое питание, электромобили. Не приходит ли вам иногда в голову, что «Формула-1» не идет в ногу со временем?

– Да, мой гоночный автомобиль, конечно, расходует очень-очень много топлива. Но при мощности в более чем 700 лошадиных сил мы говорим в принципе о самом экономичном моторе в мире. Расход топлива тоже имеет огромное значение для нас. Чем меньше «ест» мой мотор, тем меньше топлива в моих баках. А значит, мой болид весит меньше, и я могу быстрее проходить повороты. А если прибавить сюда экстремальные перегрузки, то мотор «Формулы-1» расходует топливо меньше, чем любой мотор в серийных автомобилях.

- Через 20 лет мы все будем ездить на электромобилях?

– Не думаю, что у электромобиля есть будущее. Насколько я понимаю, сегодня на таком автомобиле можно проехать от 100 до 150 км, а затем 8 часов висеть на подзарядке. Это не очень комфортно. Надеюсь, что скоро придумают по-настоящему что-то практичное, как ДВС (двигатель внутреннего сгорания) или заправки. К тому же электромобили не такие экологически чистые, как многие думают.

- Откуда вы это знаете?

– По аналогии с системой KERS в «Формуле-1». Производство батарей для автомобиля очень сложное, требует много энергии. Переработка отходов также очень затратная. Но разве думаешь о том, откуда появляется ток в розетке для электромобиля?

- В вашем доме в Швейцарии есть альтернативные источники энергии?

– Конечно! Солнечные батареи на крыше и грунтовый зонд.

- Вы будете голосовать за зеленых?

– Зависит от обстоятельств. Вообще у нас тайное голосование.

- Что такой молодой человек думает об отказе от атомной энергетики?

– К сожалению, сначала всегда происходит что-то серьезное, прежде чем будет сделан первый шаг. Если сравнивать с «Формулой-1»: аварии приводят к изменению регламента, относящегося к безопасности. Примером могут служить трагедии, подобные цунами в Японии и аварии на Фукусиме. Конечно, есть люди, которые пытаются что-то изменить заранее, но в большинстве реагируют только тогда, когда происходит трагедия. К большим изменениям приводят большие катастрофы.

- В частной жизни вы много ездите на автомобиле?

– Еще как! Машина дарит мне свободу передвижения. Я могу просто встать и решить, что сегодня я еду в Мюнхен, Берлин, Франкфурт, Россию или даже Корею. Потрясающе! Я просто сажусь в машину и еду, куда глаза глядят. Однажды я пересек США по западному побережью, автобан номер 1, от Сан-Франциско через Лос-Анджелес до Сан-Диего и даже дальше до Лас-Вегаса. Тогда я понял, насколько на самом деле прекрасна наша планета.

- Самое прекрасное место на земле?

– Мой дом. Когда ты постоянно крутишься, как белка в колесе, то начинаешь ценить это больше. Сейчас я начал выращивать немного овощей у себя дома. Это меня очень расслабляет.