3 мин.

Геннадий Турецкий: «За два-три олимпийских золота мне сражаться неинтересно»

На чемпионате Европы по водным видам спорта, который проходит в эти дни в Будапеште, российские пловцы завоевали уже три золотые и одну серебряную медали. Немалая заслуга в этом успехе принадлежит знаменитому тренеру Геннадию Турецкому, который является консультантом нашей сборной. Последние годы он живет и работает за границей – сначала в Австралии, сейчас в Швейцарии. Недавно Турецкий на несколько дней приезжал в Москву, где с ним встретилась корреспондент «Известий» Наталья Мещерикова.

вопрос: В этот приезд вам вручили орден Дружбы, хотя указ был подписан еще в 1997 году. Не обидно, что так затянули?

ответ: Ни капельки. В то время я работал в Австралии, готовил спортсменов к Олимпиаде в Сиднее. Российский посол мне передал, что я представлен к награде, но на вручение нужно было специально лететь в Москву. Доставлять такой груз в Австралию не полагается. Потом о награде я вообще забыл, и только теперь все получилось.

в: Весной новым президентом Всероссийской федерации плавания стал руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Разговаривали с ним о сотрудничестве?

о: Как и прежде, я буду консультировать российских пловцов. Они могут приезжать в Швейцарию, в мой плавательный центр. Год назад там была Станислава Комарова: если она захочет выиграть золото пекинской Олимпиады, может обратиться еще.

в: Знаю, вы были на аудиенции у главы Росспорта Вячеслава Фетисова. О чем шел разговор?

о: Речь шла о подготовке сборной к Олимпиаде-2008. Потом мы с главным тренером российской сборной Александром Клоковым составили программу и отдали ее на рассмотрение Фетисову.

в: Сколько страниц заняла программа?

о: Я не вправе об этом говорить, поскольку это документ федерации. А задумки наши поместились на двух страницах. Понимаете, хороший документ не может быть на сотне листов.

в: Но сказать, на сколько золотых олимпийских медалей претендует эта программа, вы можете?

о: Я уже как-то говорил, что неинтересно за две-три медали сражаться. Вот 10 – это серьезно. Сейчас, конечно, это нереально. Однако ставить надо высокие задачи, важна масштабность идеи. Нельзя мириться с поражениями.

в: Вас считают уникальным тренером. Есть особый секрет?

о: Главная составляющая успеха — системная организация труда. Когда я в течение 9 лет работал в Самаре, директор спортивного центра Юрий Присекин обеспечивал меня всем необходимым. Со мной работали лучший врач, массажист, биохимик... После переезда в австралийскую Канберру мне выделили самого лучшего менеджера. Мы ни в чем не нуждались, а я занимался только тренировками. У австралийской сборной в ту пору было 3 менеджера, 34 спортсмена, 10 тренеров — и весь механизм слаженно работал. Важно было все: время приема пищи, точная отправка автобуса со спортсменами... Потому-то австралийская команда и имела такие успехи.

в: Каким должен быть спортсмен, чтобы на него обратил внимание великий тренер Турецкий? 

о: Желательно, чтобы он имел хорошие антропометрические данные. А результат на дистанции должен быть из расчета: время мирового рекорда плюс 3%.

в: Все шесть ваших олимпийских чемпионов — мужчины. С женщинами что-то не получается?

о: Знаете, у меня тренировалась легенда австралийского плавания Николь Стивенсон-Ливингстон, бронзовый призер Олимпиады-1992. Ее именем даже назван корабль в Сиднее. Незадолго до Олимпиады 1996 года она подошла ко мне и сказала: «Мне предложили работу на телевидении. Наверное, я не смогу у вас тренироваться, потому что переезжаю в Мельбурн». Я прямо сказал Николь: свою серебряную медаль ты все равно получишь, поскольку австралийская эстафета ниже второго места все равно не будет. Если же ты будешь выполнять все мои указания и плавать по 2—3 тысячи километров в год, гарантии выиграть золото все же никто не даст.

Считаю, спорт нужно рассматривать в контексте всей жизни. Позже, когда Стивенсон стала телезвездой, на ток-шоу у нее спросили: «Как вы можете охарактеризовать тренера Турецкого»? Она ответила: «У нас в Австралии такого наставника не было и не будет». Я-то понимаю, почему Николь ответила именно так. Спорт — всего лишь часть жизни. Мне очень приятно, что я не вмешался сильно в ее судьбу.

в: На чемпионате Европы в Будапеште вы будете помогать швейцарской сборной?

о: Да. Я уже три года работаю в олимпийском плавательном центре Золотурна, у меня действующий контракт с плавательной федерацией Швейцарии.

в: У вас большая группа тренирующихся?

о: Со мной занимаются восемь спортсменов, с которыми работает еще один мой помощник. В бассейне я провожу всего 16 часов в неделю, еще читаю лекции в разных странах.