12 мин.

Наши блогеры вспоминают, как смотрели первый Евро. Делитесь и вы!

Ждем истории в комментариях.

Самый необычный чемпионат Европы стартовал: 11 городов, возвращение болельщиков, пусть и с ковидными ограничениями. Для кого-то Евро-2020 станет первым. 

Мы попросили блогеров Трибуны вспомнить, какой чемпионат был первым для них. Присоединяйтесь в комментариях – давайте делиться приятными эмоциями вместе. 

Дмитрий Подрубный, Non-League

Как ни странно, в целом увлекся футболом поздно – лет в 12-13, и огромную роль сыграл как раз Евро-2008. Точно не помню, как смотрел первые матчи. Наверное, меня больше волновало то, что девочка, которая понравилась мне в художественной школе, не обращает на меня внимания. Но сумасшедший матч с голландцами перевернул мое мышление. Пошло чрезмерное увлечение, доступа к Интернету не было – читал от и до еженедельник «Футбол», вел дневник Евро в тетради. После Евро я стал определенно другим человеком.

Фанател больше от Романа Павлюченко. До сих пор – если вижу на матчах ногинского «Знамя», то мурашки по коже. Дети рядом иногда даже не знают, кто это – у них есть или будут свои герои.

Потом осенью того же года я увидел Кубок Англии с нон-лигой на 7ТВ, что оказало второе окончательное влияние. Такой вот рецепт.

Кирилл Бельский, Челси и все-все-все

Евро-2004 я застал совсем мелким. Помню только, как смотрел Россия – Испания и пытался найти счастливчика папу, который ездил на ту игру. Не нашел.

А вот 2008 год стал для меня летом осознанного погружения в турнир. Самые теплые воспоминания именно об этом Евро. Начались они еще в апреле, когда я решил продолжить отцовскую традицию коллекционировать альбомы Panini. Я каждую неделю откладывал с обедов в школе, чтобы купить себе 5-10 пачек стикеров, а на день рождения знакомые сделали мне сказочный подарок – целый блок наклеек (там было 100 пакетов!).

К самому турниру у меня не хватало буквально трех наклеек (как сейчас помню: последним стикером стал Чиприан Марика, я получил его где-то через год).

Это не мешало мне быть в теме того, кто, где и когда играл. Стартовый свисток – я уже сижу у телевизора и с гордостью открываю свою энциклопедию. Смотрел я Евро у бабушки, поэтому родня к моим просмотрам подключалась только во время матчей сборной России.

Надо сказать, что из-за постоянного листания альбом очень быстро износился. Но в память о своем первом отсмотренном Евро, в память о том самом опыте я его немного подлатал. Он всегда занимает особое место в моей коллекции, которую я и по сей день собираю для больших турниров.

Да и есть что вспомнить. Как Нидерланды прошлись катком по группе смерти, а потом были выбиты нашими, как Семак выдавал ассист через себя, как турки с бешеными глазами дошли до полуфинала, как Арагонеса критиковали за невключение в сборную Рауля, а он выиграл Евро с Давидом Вилльей и Фернандо Торресом... Эх, ностальжи!

Очир Очиров, Постпанк-ривайвл

Мой первый большой турнир – ЧМ-2002. Помню канал ОРТ в глухой бурятской деревне, Дариуса Васселла и больше ничего.

На Евро-2004 я уже специально заводил будильники на ночь, чтобы смотреть игры. Мне было смешно, что нашим забил Валерон, как будто пацан с моего подъезда в Улан-Удэ.

Еще запомнился суровый вратарь Йорг Штиль – казалось, он вот-вот достанет бензопилу и начнет рубить всех подряд. Помните, как он лежа на животе башкой остановил мяч? Гениально.

Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco

Первым чемпионатом Европы для меня стал турнир 2000 года… вот только в прямом эфире я его не смотрел. Да, представьте себе, хоть я и застал в более-менее сознательном возрасте даже ЧМ-98, но футбол сборных, в отличие от клубного, меня не зацепил. И особо не интересовал аж до самого 2002 года. Лишь подвиги Оливера Кана на полях Японии и Кореи заставили меня, игравшего в воротах в школьной команде, заинтересоваться им всерьез.

А в 2003 году в России появился канал «Спорт», который еще не получил лицензий на трансляции топовых лиг Европы и нашел интересное решение: «Спорт» начал показывать знаменитые матчи и турниры прошлых лет, записи которых были в архиве ВГТРК. Евро-2000 канал показал если не целиком, то весь плей-офф как минимум. Я начал смотреть повтор чемпионата от нечего делать, а в итоге меня захватило так, что просто не мог оторваться! Пропустив этот турнир в 2000 году, я полноценно переживал за команды, как будто игра шла в прямом эфире, и каждый день с нетерпением ждал трансляцию следующего этапа.

Стоит ли говорить, что меня, к тому времени уже давно и бесповоротно влюбленного в «Интер», до глубины души поразила игра Франческо Тольдо? Забавно, что на момент турнира Тольдо был еще игроком «Фиорентины», а в Милан переехал лишь в 2001-м. Интересно, какие чувства я испытывал бы, посмотри я тот чемпионат, как все, в 2000 году?

Как ни парадоксально, но тот Евро, пусть и увиденный лишь в записи, для меня до сих пор остается одним из самых ярких. Остальные чемпионаты Европы, которые мне довелось застать, уже не трогали так, как эти два. Турнир 2004 года глубоко ранил мое юное и неокрепшее сознание любителя футбола поражением яркой и симпатичной сборной Чехии, за которую я переживал, от греков, так что я всеми силами старался стереть его из памяти. Евро-2012 прошел для меня под общим девизом «интересно, забьют ли испанцам хоть два мяча за турнир», а в 2016-м победа Португалии, прошедшей в плей-офф с третьего места в группе, показалась мне скорее несправедливостью, чем повестью о превозмогании. Что ж, пиренейские сборные, пожалуй, и правда не герои моего романа.

Превзошел Евро-2000 по эмоциям лишь чемпионат 2008 года, когда Андрей Аршавин сотоварищи заставили нас выскочить на улицы и брататься всю ночь с незнакомыми людьми в неповторимой эйфории. Помню, как на следующий день я впервые в жизни увидел улицу Малышева, одну из центральных в Екатеринбурге, абсолютно пустой! Ни одного человека, ни одной машины! Праздновавший всю ночь народ отсыпался в то воскресенье после победы над Нидерландами. В следующий раз я увидел улицу Малышева такой лишь в первых числах апреля 2020-го, когда вся страна спряталась по домам от коронавируса, но и тогда эта пустота не была полной – на каждом перекрестке мне встречались доставщики с зелеными и желтыми рюкзаками. Уверен, что никогда больше я не увижу центр Екатеринбурга, тусующегося 24 часа в сутки, 365 дней в году, таким же вымершим, как 22 июня 2008 года. А перед полуфиналом со сборной Испании на предприятии, где я работал, повесили объявление: «На 26-27 июня «отпуск по болезни» просим согласовывать заранее».

Тимур Боков, Чаби Алонсо

Мой первый Евро случился в 2012-м – в те годы ковры на стенах все еще были в моде, а большие телевизоры показывали в деревне всего десять основных каналов. Одним из таких была и «Россия-1» – тем летом именно она стала проводником 9-летнего меня в мир футбола.

От безделья я наткнулся на матч Португалии: почему-то мне очень понравился Рауль Мейрелеш.

В игре Роналду я не видел ничего особенного – хотя мои друзья фанатели от Криша. Но Мейрелеш меня покорил: не только своей самоотдачей и желанием, но и сверкающей лысой головой. Я болел за португальцев и посмотрел каждый их матч на том Евро – но самым запоминающимся так и остался полуфинал с Испанией.

27 июня 2012 года навсегда отразится в моей жизни – в тот вечер я окончательно влюбился в футбол и из-за этого бросил бальные танцы. Это был шикарный матч: игроки бились на каждом участке поля и атаковали без остановки. Но после 120 минут на табло все еще были нули – и матч перешел в серию пенальти.

И я ждал удара Мейрелеша – но заплакал сразу после перекладины Бруну Алвеша. И мне не было важно, что Роналду тогда так и не ударил.

Артем Прожога, Про-Лига

Для меня ЧЕ-2008 – особенный турнир, потому что именно с него началось мое погружение в футбол. Где-то за полгода до чемпионата одноклассники увлекли меня мадридским «Реалом». У папы был компьютер с интернетом, и он записывал мне на CD подборки голов Рауля и сэйвов Касильяса. Когда я узнал, что Рауля на Евро не взяли, моим недоумению и возмущению не было предела. Но я все равно стал пристально следить за сборной Испании, ведь там были Касильяс и Рамос. И за сборной России тоже – так что когда она в первом же туре встретилась с испанцами, я болел за всех «наших» и за парочку «своих».

Евро-2008 я смотрел на крошечном телевизоре в Санкт-Петербурге, где раньше никогда не бывал: в начале мая мы поехали туда с родителями и поселились у друзей-художников в свободной мастерской – комнатушке под крышей на улице Репина. Учитывая, что творилось на улицах города после победы «Зенита» в Кубке УЕФА, не стать тогда фанатом футбола, кажется, было просто невозможно. Вот я и стал. Потом специально потащил папу в Гостиный двор, где он купил мне парочку памятных сувениров в фан-шопе «Зенита».

Но ночь после четвертьфинала Россия – Нидерланды оказалась не менее впечатляющей. Не обошлось без крови: у меня шатался один из последних молочных зубов, и я весь матч от нервов двигал его туда-сюда – а когда Аршавин забил тот самый третий гол, на радостях вырвал его и сам не понял, что произошло. От эйфории даже не чувствовал боли. После матча мы с папой вышли на улицу. Васильевский остров гудел. Из остановившейся на перекрестке машины высунулся пьяный мужик с вопросом: «А вы чего не кричите?» – я подумал: «А действительно, чего это мы?» и вместе с сотнями голосов зарядил «Россия!»

В полуфинале сборная России снова крупно проиграла сборной Испании, но я сильно не унывал, поскольку «красная фурия» уже тоже стала родной. Это она вдохновила меня начать понемногу осваивать испанский язык по возвращении в Курган, а через семь лет я стал дипломированным переводчиком с испанского. Мучас грасиас, мис идолос.

Евро-2012 я, кстати, тоже смотрел вдали от дома: мы с бабушкой тем летом поехали на ее историческую родину – в Томск, где она не была почти 30 лет. Снова был малюсенький телевизор, но и его хватало для счастья. Футбольные ночи были настоящей отдушиной, потому что днем стояла невыносимая жара, а город был покрыт смогом от многочисленных лесных пожаров. Помню, что восторга от очередного чемпионства испанцев не испытывал, потому что считал, что так и должно было случиться. А еще мне казалось, что Испания будет еще много лет всех рвать. Через два года сборная Нидерландов, с которой был связан один из самых ярких фанатских моментов юности, разобьет мне сердце – но это, как говорится, уже другая история.

Оля Любушкина, Бонжур

Для меня чемпионат Европы имеет особое значение. Именно с этого турнира началось увлечение футболом. На дворе стоял 2000 год, переезд в новый дом и ни одного друга. Что делать, как не смотреть телевизор? В этот момент как раз начался Евро-2000. Дома, конечно, отчим смотрел матчи и я рядом с ним. До этого момента футбол и я были на разных планетах, а тот Евро подарил мне увлечение, которое и сейчас дает кучу невероятных эмоций.

Первые матчи не вызывали большого восторга, но потом я увидела человека, который делает с мячом абсолютно невероятное вещи. Это был Зинедин Зидан. Оторваться глазами от него было невозможно. Меня завораживала его элегантность в обращении с мячом.

Помимо Франции, мое внимание привлекла сборная Италии. А как иначе? В той сборной играли Дель Пьеро, Мальдини, Каннаваро, Тольдо, Неста, Юлиано. Я записывала в тетрадочку имена понравившихся футболистов и пыталась найти в журналах хоть что-то о них. На том чемпионате было много хороших игроков, но Зидан покорил мое сердце сразу.

В финале сошлись две сборные, которые мне нравились, но Зидан был только в одной. Все складывалось для французов драматично, но до последнего верила в чудо. И оно случилось. Франция выиграла, а футбол стал частью моей жизни.

Илья Коваль, Европейский Паровоз

Лето-2004 – будто из другой жизни. Интернет и соцсети – еще совсем диковинные звери, я про них пока не слышал. Зато собираю вырезки и плакаты из журналов «Мой футбол» и «Мировой футбол». Это моя всемирная футбольная сеть. Время, когда у официальных мячей турнира есть свое имя, которое все знают на зубок, и даже своя репутация. «Ротейро» реально ведь псих. На своем первом чемпионате Европы я сразу начинаю переживать за Португалию, ведь в ее составе Криштиано Роналдо (это потом уже все разберутся, что правильно писать обе части имени на -у). Тогда еще, по сути, только очередной дерзкий юнец, которому даже не нашлось места в стартовом составе сборной на матч-открытие турнира. Но зато он – тезка того самого Роналдо, который двумя годами ранее стал моим главным футбольным кумиром. Тогда это казалось мне вполне весомым аргументом, чтобы начать следить за парнишкой с его первых шагов в «МЮ».

А тут еще во главе «европейских бразильцев» – Луис Фелипе Сколари, недавний главный тренер бразильцев настоящих, коронованных Роналдо. Казалось, все сошлось. И даже поражение в первом матче от греков не такое обидное – зато Рон забил. Португальцы раскочегаривались с каждым матчем, и к финалу уже полная уверенность в победе. Нет, ну серьезно – невозможно же проиграть два раза за домашний Евро, и оба раза кому – грекам? Так я выучил первый урок: в футболе возможно все. Вообще все.

Два других главных воспоминания о том чемпионате Европы – победа сборной России над будущими чемпионами с рекордно быстрым голом Кириченко. Более бессмысленный и запоздалый быстрый гол и придумать сложно. А еще – неожиданно Йохан Фонлантен. 18-летний швейцарский форвард стал самым юным автором гола в истории европейских первенств. И записал свое имя на мою карту памяти. Потом я еще несколько лет следил за ним по симуляторам FIFA. И так выучил второй урок: не все дерзкие юнцы становятся Криштиану Роналду.

Ждем ваши истории в комментариях! Лучшие мы соберем в отдельный пост. 

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Sandra Behne, Shaun Botterill, Lutz Bongarts, Ben Radford