8 мин.

«Ты продажная тварь». Приключения короля Эрика

Ги Ру знал, как держать талант в узде

Ги Ру взялся за деревенскую команду «Осер» в 1961 году, а через 35 лет наконец сделал ее лучшей в стране. Его философия- никаких суперзвезд и их постоянных капризов, команда- единый механизм. Ги Ру предпочитал нападающих, безусловно, умелых и стабильных, но никак не сравнимых по таланту с Эриком Кантона. У Ги Ру Эрик начинал ещё в 83-ем, но общего языка не находил, и после дебютного сезона в первой команде был отправлен в скромный «Мартиг». Спустя год он вернулся и отыграл в «Осере» ещё пару сезонов- без особого, впрочем, успеха.

«Разумеется, я видел в Эрике задатки отличного футболиста. Проблема заключалась в том, что мало иметь талант- важно дать ему возможность раскрыться. Этого я сделать не мог, ведь пришлось бы противопоставить его всему коллективу. Это может позволить себе тот же «Марсель», но не мы- у нас нет таких возможностей. Годами, десятилетиями, вырабатывалась философия клуба, и мы не могли перевернуть ее ради одного человека. Даже Эрика». 

Кантона

При этом, спустя годы Кантона благодарит своего первого футбольного наставника за ценности и знания, которые тот старался ему привить. Ги Ру был человеком, кто объяснил Эрику логику Эме Жаке, который после своего назначения в сборную сперва назвал Кантона капитаном, а затем отказался от его услуг: «Когда мы говорим о какой-то звезде, не приглашённой тем или иным тренером, мы неправильно ставим вопрос о их взаимоотношениях. Для наставника нет звёзд в том понимании, котором их видят с трибун. Перед чемпионатом мира Жаке беседовал со мной на тему Кантона и Жинола, ему было трудно решиться их убрать. Но у него была система игры, в которую они не вписывались никак. Полезнее было взять Дюгарри и Гиварша. Мало какой режиссёр собирает актеров и по ходу дела прописывает им роли, обычно все наоборот- под готовый сценарий подбираются актеры. Так и в футболе- есть система, под неё берутся игроки. Это мое видение». Система Жаке, надо сказать, себя полностью оправдала.

Стамбульский провидец

Стамбул

В ноябре 93-го «Манчестер Юнайтед» с Эриком в составе очень жарко съездил в Стамбул в гости к «Галатасараю». Гари Паллистер так впечатлился, что после турецкого пекла называл матчи на «Энфилде» «чайной церемонией». Ферги же все равно сохранял присущее ему хладнокровие: «Стамбул? Вы, вероятно, никогда не бывали на свадьбе в Глазго».

Турецкий аэропорт встречал гостей фирменным баннером «Добро пожаловать в Ад», а Полу Паркеру кто-то брызнул слюной в лицо с криком на ломаном английском «ю вилл дай». Что ж, как это обычно и случается, ожидание зрелища оказалось ярче самого зрелища. Игра получилась не слишком яркой, без большого количества моментов и закончилась нулевой ничьей.

И ладно, и, наверное, все бы более-менее спокойно разошлись, если бы не Эрик Кантона. Его так взбесил швейцарский судья Ротлисбергер, что Кантона сперва выразительными жестами, а затем и криком «продажная тварь», дал четко понять, что относит того к категории нечестных арбитров. В ответ француз удостоился красной карточки и персонального эскорта от полицейских, которые вывели его и Брайана Робсона с поля в подтрибунное помещение. Копы играть в игры не собирались, и Кантона хорошенько получил в челюсть, а попытавшийся было вступиться Робсон испытал на себе мощь полицейского щита. Но и это ещё не все. На обратном пути со стадиона автобусу манкунианцев никак не давали выехать, а в окно кто-то швырнул кирпич- кусок стекла вонзился в голову Стиву Брюсу. «Если бы этот кирпич залетел внутрь, я был бы мертв»,— Стиву, как и всей команде, было не до шуток. Да уж, вот так поездочка. 

 

Коп

Самое интересное, что Кантона, как позже выяснилось, был прав насчёт судьи- его продажность подтвердили официально. Спустя два года после Стамбула на свет выплыла темная история с попыткой режиссуры результата матча Лиги чемпионов «Грассхопер»-«Осер». Никто иной, как Курт Ротлисбергер предложил исполнительному директору швейцарского клуба Эриху Фогелю обеспечить необходимый итоговый результат, заверив, что 100 тысяч швейцарских франков будет вполне достаточно. Он взялся провернуть дело с помощью своего приятеля, белорусского арбитра Вадима Жука, но оказался разоблачён и вскоре пожизненно дисквалифицирован.

Стадион имени Кантона и прах над «Олд Траффорд»

Ну как стадион, стадиончик. Эрик принял личное участие в открытии арены после реконструкции во французском Тине, крохотном городке, объединяющим 5 деревень, славном своим курортом.

При этом Тинь- далеко не безвестное место в футбольных кругах Франции. Там иногда тренируется и «Лион», и сборные команды разных возрастов. Что касается Кантона, то он в этом Савойском департаменте не один год проводил с братом Жоэлем турнир по пляжному футболу (один из этапов Европейской лиги). Открытие в 2008-ом году как раз приурочили к очередному матчу сборной Франции , которую тогда возглавлял сам Эрик. 

Кантона

Пусть Эрик Кантона ещё далеко не старик, он уже распорядился о своей посмертной судьбе. Его прах должен быть развеян над «Театром Мечты»: «Юнайтед»- команда моей жизни. Это счастье и моя главная ценность, каждый раз слышать, как фанаты поют твоё имя».

Кинокарьера и внутренняя утончённость

Первая главная роль Кантона в кино- образ жирного детектива по имени Ришар Селена, который по сценарию неожиданно для себя обнаруживает, что убийца, за которым он охотится, на деле оказывается симпатичной молодой девушкой. Герой Эрика предлагает ей сделку: в обмен на его молчание она должна ужинать с ним каждый вечер на протяжении года. 

Ради этой роли Кантона предпринял всяческие усилия, чтобы набрать лишний вес. Но как бы он не разжирался в свободное время, до необходимой кондиции все равно было далеко. Основной эффект его преображения был достигнут наложением объемного грима. На эту процедуру перед съемками уходило не менее четырёх часов. «Пот тёк с меня ручьями,— признавался Эрик.— Но мне так хотелось сняться в этой роли, что я готов был идти на жертвы. До начала процесса эта идея сменить облик меня даже забавляла, я не задумывался о трудностях. Но когда мне первый раз нацепили искусственное пузо и приделали жировые складки на шею и лицо, мне стало не по себе. Я не мог встать с кресла. Я даже не говорю про подъем по лестнице. А лифтом я не пользуюсь, у меня клаустрофобия. Но постепенно я вошёл во вкус игры и дискомфорт исчез».

Обжора

Собственно, актерством Эрик начал заниматься с 1997-го, в год, когда бросил большой футбол. При всей своей внешней брутальности, ему совсем не чужда внутренняя утончённость и чувство прекрасного. Кантона увлекается классической живописью, театром (ещё в бытность футболистом приобрёл в одном из парижских театров права на постановку спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф?»). Журналистов он частенько озадачивал своими поэтическими ответами на стандартные вопросы. Одной из его ролей был гей-пират в телесериале «Мальтийский двор». «Меня ничуть не смущало играть этого парня. И проблем вжиться в образ тоже не было, потому что известно: многие геи по внешнему восприятию напоминают крутых парней».

Эрик постоянно респектует Зинедину Зидану

Ещё не успевшего окончательно отойти от роли в «Обжоре», Эрика вместе с сэром Бобби Чарльтоном позвали на открытие футбольной школы мастерства в парижском Диснейленде. За 30 евро каждый желающий, будь то мальчишка или девочка, могут получить урок мастерства от дежурного по школе, в кои отряжаются известные экс-футболисты.

С густой бородой и приличным пузиком, первый урок преподал сам Кантона. Эрик был в отличном настроении и разоткровенничался с детишками: «Вообще, не уверен, надо ли вам это. Сам я уже много лет не смотрю футбол. Тренировки, сборы, режим... Если бы их убрать, поверьте, я бы до сих пор играл. Я люблю саму игру, но не то, что ее окружает».

Вы спросите, причем тут Зинедин Зидан? А при том, что ролевой моделью, на которую должны стремиться быть похожи французские дети, Эрик обозначил именно Зизу. «Благодаря таким, как он, эта игра заслуживает внимания».

К слову, в середине 90-ых, когда Зидан уже начинал выходить на максимальные обороты, его вели многие топ-клубы, в числе которых были и «Барса» с «МЮ». В его трансфере был заинтересован лично Йохан Круифф, но барселонские патроны не увидели в Зизу ничего выдающегося. А вот главный скаут «Юнайтед» тех времён Лес Кершоу был весьма настойчив, постоянно напоминая президенту Мартину Эдвардсу ознакомиться с отчетом по интересному французу. «Когда Зидан играл в «Бордо», Лес сказал мне, что я должен к нему присмотреться внимательнее,— рассказывал Эдвардс Sky Sports.— я передал это Алексу, но он ответил, что Эрик ему уже рассказывал про Зидана. Однако Ферги видел их игроками одного типа.

Когда Алекс поехал во Францию, чтобы договориться с Кантона по поводу продления контракта, а это было во время его 8-ми месячной дисквалификации, Ферги посчитал, что если позвать Зидана, то это ослабит позиции Эрика в клубе, а он очень хотел его оставить». 

Кантона

Уже спустя долгие годы, когда Зидан только начинал свою тренерскую карьеру, а французская сборная только-только сыграла ничейный матч с испанцами в квалификации к ЧМ-2014, журналисты набрали Кантона, чтобы узнать его экспертное мнение по текущим событиям: «Для меня очевидно, что Зидан станет отличным тренером. Потому что он понимает футбол, он прекрасно понимает игру. Испания-Франция? Что? Мне все равно, я матч не смотрел. Я только что отужинал в отличном итальянском ресторане».