9 мин.

Базарова / Ларионов: чужие среди своих

Я полюбила эту пару сразу: за их элегантную сдержанность, вкус, "классичность" в лучшем смысле этого слова. За самое, на мой взгляд, эффектное для парников сочетание хрупкой, грациозной и по-балетному воздушной партнерши и рослого мужественного партнера. За их фантастические выбросы и подкрутки, где Вера порхает так, словно не прикладывает ни малейших усилий... Теперь этой пары больше не существует. Хочется поразмышлять о том, почему это случилось, и что будет дальше.

Скажу сходу: я думаю, что переход Веры и Юрия в группу Нины Мозер был ошибкой. Точнее, он обернулся ошибкой. Когда они решили сменить тренера, то думали, что станут у Мозер второй парой, после Волосожар-Транькова. И уже перейдя, узнали от Федерации, что туда же перешли Столбова-Климов. Досадную случайность едва ли можно назвать случайностью: Федерации еще раньше было известно, что Столбова-Климов переходят к Мозер. Однако, Базаровой-Ларионову никто не воспрепятствовал. Идите, мол, - рискуйте стать третьей парой. К слову, у своего предыдущего тренера Людмилы Калининой, которая и поставила их в далеком 2005 году вместе, они были единственной парой.

БЛ
БЛ
БЛ
БЛ
БЛ

Возможно, роль сыграл авторитет Нины Михайловны как тренера первого в России и уже дважды на тот момент первого в мире дуэта Волосожар-Траньков. 

Но было несколько наивно полагать, что при наличии у одного тренера трех пар, претендующих на самый максимум, все три пары начнут этого максимума добиваться. В том числе и потому, что у всех разные характеры и разный сложившийся "багаж" за спиной.

...Если Нина Михайловна Мозер и Ксения с Федором удачно "нашли" друг друга и, что называется, "сработались", можно только порадоваться за них. Но почему-то вышло так, что успех одних достигался не только за счет их собственного прогресса, но и за счет регресса других.

Столбовой-Климову повезло дважды: им методика Мозер "подошла", а их основным конкурентам - нет. В интервью в начале этого сезона, когда эта пара уже стала "обходить" Базарову-Ларионова (которым еще в прошлом сезоне проигрывала), Нина Михайловна говорила, что, мол, Ксения и Федор с головой бросились перестраиваться на мою систему. Поэтому у них все получилось. А вот у Веры и Юрия возникли сложности. 

Звучало это так, словно Вера и Юрий, такие-сякие, не слушались тренера, не хотели делать того, что им говорят.

БЛ

Но ведь успех тандема тренер-спортсмен(-ы) зависит от огромного количества факторов. У кого-то получается находить профессиональный и личный язык с большим количеством спортсменов, и многие из них "выходят в чемпионы". Кого-то можно назвать, наоборот, "тренером одного спортсмена" (в качестве примера приведу Петера Грюттера: из его учеников только Стефан Ламбьель достиг высот). И это ничуть не умаляет его заслуг и таланта. Просто он удачно совпал лишь с этим спортсменом. Так сложились обстоятельства.

Поэтому тот факт, что одна пара у нового тренера спрогрессировала, а другая нет, еще не означает, что вторая слабее и менее способная.

А теперь всплывают и другие детали. Вера рассказывает, что, когда летом готовили программы, про отработку прыжков "как-то забыли". Что, когда они с Юрием просили выделить им специалиста для помощи в подготовке, эту просьбу "как-то проигнорировали". Что постоянно ощущала недостаток внимания со стороны тренера. Да и что говорить - мы сами прекрасно видим, как (за одним, кажется, исключением) когда по воле жребия другие ученики Мозер катались после Базаровой-Ларионова, Веру с Юрой отправляла на лед и встречала в кисс-энд-крае только их хореограф, балерина Людмила Власова. В лучшем случае - в сопровождении второго тренера, Владислава Жовнирского.

БЛ

В эти моменты мне почему-то вспоминался еще один "многодетный" тренер, Брайан Орсер, который отправлял на прокат Фернандеса, а после, кратко поздравив его, бежал настраивать на выход своего другого ученика, Ханью. При этом он еще успевал переодеть бордовый пиджак, форму испанской команды, в котором был во время проката Хавьера, на серый - форму японской команды, чтобы поддерживать уже Юдзуру.

Кроме того, я не понимаю, как можно такую спортсменку, как Вера, выполняющую совершенно умопомрачительные поддержки, подкрутки и выбросы, безусловно техничную, легкую, без всякого намека на лишний вес, не научить делать прыжки. А именно, два прыжка, требуемые от пар. Притом, что когда-то у нее с этим вообще никаких проблем не было. То же самое можно сказать о Юрии, который также ошибался в этом сезоне в прыжках. Или никто просто не пытался/не хотел/не нашел времени?

БЛ
БЛ

А тут дело такое - отсутствие не только прогресса, но даже работы над поддержанием формы и техники автоматически ведет к регрессу.

Александр Жулин рассказывал о периоде в своей работе, когда взял в свою группу одновременно около десятка пар. "Смотрю я на них, как они катаются на тренировке, и не понимаю, чей я тренер. А через неделю замечаю - все пары стали кататься хуже". И это тот случай, когда сам Жулин не стал бы применять свое же собственное выражение "Если спортсмены считают, что тренер неправ, это начало конца". Потому что иногда тренер действительно бывает неправ.

Мне также непонятно, как можно позиционировать отношение к двум парам как равное, и в то же время одной паре (Столбовой-Климову) оставлять на второй сезон старую произвольную, давая возможность отточить ее до совершенства, а другую пару - заставлять кардинально менять стиль, и это в олимпийский сезон!

Даже те фигуристы, кто накануне ОИ был в числе безусловных фаворитов, побоялись экспериментировать, отдав предпочтение программам в том стиле, который им привычен и в котором их привыкли видеть. Некоторые и вовсе (Ханью, Костнер, Савченко-Шолковы) выступали со старыми программами. Да, у Федора была травма, и летом у них с Ксенией, возможно, не хватило бы времени "выкатать" новую программу. Но если они оставили старую ПП (в какой-то мере) вынужденно, то у многих это было осознанной тактикой. И она принесла свои плоды и тем, и другим.

А Базарова-Ларионов вместо отработки тех же прыжков должны были спешно осваивать совершенно нетипичный для себя комический образ. Программа под Чаплина, на мой взгляд, какое-то одно сплошное недоразумение: начиная с платья Веры, которое рябит и вживую, и на экране, и виртуозно превращает ее из яркой красавицы в совершенно бесцветную девочку, коротких рукавов Юры, обнажающих не очень эстетичную верхнюю часть его рук... И заканчивая этой картонной, до тошноты банальной расстановкой ролей. Засуньте подальше ваши способности передавать классическую музыку, тонкие чувства, вашу грацию и элегантность - то, что обеспечивало вашу индивидуальность. Учитесь складывать губки "уточкой" и бровки домиком, выплясывая под "та-та-да-та-та-та-та, та-да-да-та-та-та-та..."

Я считаю, что уже одна эта программа перечеркнула для пары весь сезон. И хорошая произвольная (впрочем, все равно не раскрывающая в полной мере эту пару) положение не спасла.

В сложившейся ситуации оптимальным вариантом, мне кажется, был бы переход пары к другому тренеру, который бы верил в них и посвятил бы им все свое время. Но этого не произошло - по всей видимости, из-за раздора внутри самой пары. 

БЛ

Юрий Ларионов решил, расторгнув пару, продолжить кататься в группе Мозер. Я не думаю, что это правильное решение, и прежде всего оно неправильное для него самого. Какая перспектива его ждет? Спортсмену 27 лет, последнее время налицо проблемы с весом, всю жизнь он катается с очень легкой партнершей, каких надо еще поискать. Даже найдя такую, минимум один сезон он потратит на "скатывание". Потом пара сезонов в условиях жесточайшей конкуренции в группе Мозер и на всех уровнях - российском, европейском, мировом. В лучшем случае. А скорее всего - завершение карьеры через один сезон, потому что у Мозер есть ученики и поперспективнее.

Какое будущее у Веры? Ей всего 21, и при условии, что она найдет хорошего тренера, у нее есть шанс начать все сначала и чего-то добиться. Я категорически не соглашусь с звучащими кое-где мнениями, что, мол, у Веры "нет чемпионского стержня". На мой взгляд, у кого-кого, а у нее это есть. Она сдержанна в проявлении эмоций (как та же Юлия Липницкая), но не этим измеряется потенциал к чемпионству. Я вообще не думаю, что он как-то измеряется. Неоспоримы только факты, "факт - самая упрямая в мире вещь", писал Булгаков. В данном случае это трижды пьедестал чемпионата Европы и не столь уж и малое 6-е место на Олимпиаде.

Сама Вера тоже настроена оптимистично: из ее интервью ясно, что поиски тренера и партнера ведутся, и очень активно. И, возможно, какие-то наметки уже есть. У нее даже появилась своя собственная группа вконтакте, о чем фигуристка сегодня сообщила на своей страничке (ее можно найти, набрав в поиске ее имя-фамилию латиницей). 

Хочется от всего сердца пожелать Вере удачи в поиске достойного партнера. Кто знает, может, это расставание и к лучшему, и она найдет себе того, с кем добьется бОльших вершин.

И не будем забывать, что ее с Ларионовым пара была второй после самих Волосожар-Транькова. Которые, кстати, тоже нашли друг друга далеко не сразу, а методом проб и ошибок, когда обоим уже было за 24. 

БЛ
БЛ

 

БЛ
БЛ

С уважением,

Юлия