18 мин.

Болевые точки каждой команды «Формулы-1» перед стартом нового сезона – развалиться может каждая. Да, даже «Ред Булл»!

Человеческий гид.

«Формула-1» – невероятно дорогой и технологический вид спорта, где в гонках соревнуются 20 самых совершенных и продвинутых болидов планеты. Но все-таки они (пока) не беспилотники с таким же совершенным ИИ – ими управляют люди, их разрабатывают люди, их производят и собирают люди, и направляют ход гонок с мостика тоже люди.

А значит, все может пойти не так в любую секунду – буквально под влиянием секундной промашки, промедления, нерешительности или чрезмерной рьяности из-за давления руководства, фанатов или ситуации. Даже в «Ф-1» не все работает идеально, и внутренний конфликт или скандал в прессе могут серьезно отражаться на моральной ситуации в команде – как и череда неудач, провал обновлений болида, отсутствие внятной стратегии или поведение шефов в стиле «ждем чуда».

Сейчас пелотон возвращается в активные гонки – уже 29-го февраля в Бахрейне болиды впервые выкатятся на официальную тренировку, а в субботу разыгрывают первый Гран-при года. «Формула-1» полноценно вернулась – с весьма туманным послетестовым раскладом и серьезным набором внутрикомандных болевых точек. Серьезно – сломаться и сложиться может каждый коллектив!

«Ред Булл»

Действующие чемпионы мира внезапно половину зимы собирали громкие, странные, пугающие и путающие заголовки: против босса команды Кристиана Хорнера открыли корпоративное расследование от головной компании за домогательства и неподобающее поведение – и какие только инсайды не вкидывались в прессу за это время! От реальных грубых приставаний к сотруднице чуть ли не через пересылку интимных фоток в мессенджерах до просто жесткого контроля за работой и грубого подхода к мотивации (что-то вроде угроз за плохую работу – уже нечто вписывающееся в философию «Ред Булл»).

В итоге Кристиана оправдали после многодневного «строгого, справедливого и беспрпистрастного» расследования, по вердикту головной компании. В которой, по слухам, хотели сместить Хорнера в рамках борьбы за власть и которая получила отчет на 150 страниц.

Но все равно шрамы и трещины останутся и не заживут в мгновение ока – ведь это первый такой случай в «Ф-1» с обвинениями лица команды за десятилетие. К тому же, история далека до завершения: на следующий день после вердикта все шефы команд, боссы и владельцы серии, а также сотня журналистов (от флагманов вроде АР и обитателей паддока с десятилетнем стажем до бразильских полуноунеймов) получиили по почте ссылку на папку с «полным паком доказательств реальности домогательств». Источник – аноним, и никто сразу не решился что-то слить – все зависли в шоке и состоянии «это будет ужасно, но никто не знает, насколько эти вещи реальны». А британские медиа, по слухам, уже получили угрозы судов в случае публикации хотя бы чего-то из папки.

Моторист с 2026-го «Форд»  крайне недоволен ситуацией – требует всю внутреннюю информацию и обсуждает даже потенциальный разрыв сотрудничества за «нанесение урона имиджу». Потеря столь мощного технологического партнера на середине цикла разработки мотора под новый регламент может привести и к огромным одномоментным убыткам в команде, сократив возможности для развития машины и распугав инженеров, а уж про будущее и говорить нечего.

А внутреннее техническое единство сейчас очень нужно «Ред Булл» – ведь и в смысле шасси команда перешла на радикально новую концепцию аэрообвеса. Потеря любого важного спеца по аэродинамике в такой момент крайне опасна!

А ведь встает еще и вопрос внутреннего противостояния пилотов: у Серхио Переса уже истекает контракт в 2024-м, он вновь высказывает чемпионские амбиции (в свежевышедшем перед стартом сезона официальном подкасте Beyond The Grid так и говорит – «Я не забыл, как бросать вызов Ферстаппену») и уже имеет опыт тяжелого эмоционального соперничества с Максом (и кучей других напарников). Если машина ему подойдет больше, он запросто может рискнуть пойти до конца – в свои 34 года и с Даниэлем Риккардо, Юки Цунодой, Лиамом Лоусоном и еще половиной пелотона в желающих его сменить.

Где же может треснуть? Где угодно.

«Мерседес»

Хотя сейчас состав восьмикратных чемпионов еще остался неизменным, морально и эмоционально команда уже точно переживает боль от грядущей утраты и расставания с флагманом – Льюисом Хэмилтоном. Он переходит в «Феррари» в 2025-м, а значит, уже через пару месяцев серо-черным придется жить без №44: не звать на инженерные и технические брифинги по долгосрочным обновлениям и новой машине, не обсуждать планы, тщательно фильтровать каждую реплику перед высказыванием.

Ведь странно же было бы делиться свежей информацией с гарантированно уходящему к прямым конкурентам пилоту. Да и опираться на его пожелания при улучшениях – тоже, если речь не о серьезных изменениях с «обезличенной» общей ценностью. То есть вряд ли Льюис получит желаемые фишечки или специфичные твики в нынешнем болиде.

При этом без сомнений Хэмилтон хочет уйти чемпионом – и попытается это сделать. Но что на этот счет будут думать инженеры «Мерседеса» и напарник Джордж Расселл, который как раз предположительно остается на долгий срок первым пилотом? Под чьи предпочтения теперь будут менять болид? Будут ли кого-то выдвигать на первый план? Раньше №63 четко признавали «учеником волшебника», а что будет теперь? Льюис очень повлиял на нынешний болид, но и Джордж концентрировался на других его аспектах, продвигая свое видение.

Самый логичный путь – концентрация Расселла на развитии, а Хэмилтона – на выжимке максимума из того, что есть и что будет внедряться по ходу сезона. Но он сработает, только если векторы и пожелания Джорджа и Льюиса совпадут. Руководству с инженерами придется активно поработать в переговорках ради сохранения единства – а ведь у «Мерседеса» уже есть опыт провала таких взаимодействий! И дело даже не в сражении Росберга с Хэмилтоном – вспомните, каким отрезанным оказался Боттас под конец периода в составе восьмикратных и как параноидально его подозревали в саботаже напарника. Если бы у букмекеров была ставка «проблемы в «Мерседесе» – ее точно стоило бы брать.

«Феррари»

В красном углу ринга ситуация еще жестче и яснее: Сайнс точно уходит – и с одной стороны готов помочь Леклеру в битве за титул, но с другой ждет от него и обратной готовности, если преимущество будет на стороне Карлоса.

И вопрос вполне может оказаться горячим: ведь Скудерия наконец поправила проблемы с износом и стабилизировала машину, а Карлос как раз вышел на пик формы в прошлом году. Ему теперь нечего терять – и как же все обернется, если после первых пары гонок №55 при прочих равных увидит фаворитом именно себя?

«Очевидно, «Феррари» не сильно рассчитывает на меня при развитии болида, – признался Сайнс в интервью газете Marca. -- Это поможет сосредоточиться исключительно получении максимума от нынешнего болида. Хотелось бы расстаться с командой на высоте».

Следовательно, еще и доводка с развитием болида 2025-го прежде всего выпадет на Леклера – а он еще никогда не выполнял роль главного и по техническому вектору. Сперва эту работу делал Себастьян Феттель, а после прихода Сайнса инженеры прислушивались к пилотам как минимум на равных – а постепенно Карлос перехватил лидирующие функции и начал первым получать новинки.

Скудерия может сложиться изнутри, тратя энергию на внутреннюю борьбу вместо схватки с «Ред Булл» – примерно как на Гран-при Италии 2023-го. Или даже хуже – по примеру «Макларена» 2007-го.

«Астон Мартин»

После презентации AMR24 техштаб команды амбициозно заявил о достижимости «Ред Булл» и желании побеждать в гонках. Ту же цель поставил и владелец команды и бренда канадский миллиардер Лоренс Стролл.

А что лидер команды Фернандо Алонсо? Он рассуждает о решенности судьбы чемпионского титула и о собственном выгодном положении на рынке пилотов – в нем заинтересован «Мерседес», а у ветерана как раз истекает контракт.

Просто Фернандо понимает: конкуренты вроде «Феррари» и того же «Мерседеса» добились ощутимого прогресса, особенно Скудерия. «Астон Мартин» тоже сделал хороший шаг вперед, но количество претендентов на подиум все равно выросло. Чисто статистически вероятность попадания в топ-3 снизилась – потому двукратный чемпион сперва пожелал изучить, у кого прогресс серьезнее и стабильнее. И кто в «Ф-1» сможет его упрекнуть?

Разве что как раз владелец Лоренс, вложивший в базу и оборудование свыше $250 млн и сманивший из «Ред Булл» топовых инженеров. Во втором болиде гоняется его сын Ланс – и если Фернандо все-таки решит уйти, то что же будет тогда? У Алонсо потребуют больше помощи и содействия? И какова тогда будет реакция?

И даже без потенциального перехода отсутствие радикального прогресса при таких колоссальных вложениях будет выглядеть огромным ударом по Строллу лично. А он при каждом появлении в Drive To Survive на Netflix раз за разом заявляет: «я всегда побеждаю!» Его реакция может быть… Штормовой.

«Макларен»

Достаточно зайти в подраздел «партнеры» на официальном сайте команды, чтобы понять, насколько же агрессивен «Макларен» в коммерческом смысле. Или просто взглянуть на болид – все логотипы просто не влезают, и в машину уже монтируют рекламу для их смены на треке.

Иначе команде с амбициями, но без крупного титульника не выжить – в прошлом году «Макларен» впервые за десятилетие получил прибыль, потихоньку отдавая долги, накопленные за разрыв с «Хондой» и пандемийную эпоху. Но до полноценной финансовой устойчивости еще далеко – и одним из главных персонажей нового сезона Drive Tо Survive стал обеспокоенный босс Зак Браун, убеждающий спонсоров из Google, что все будет хорошо.

В 2023-м англичане действительно в итоге справились после трудного старта, но пережили крайне трудную первую половину сезона. Как и в 2022-м. В 2024-м Норрис и Пиастри твердят, что команда в намного лучшей форме, хоть и не поборется за подиумы с первой же гонки. Звучит логично, ведь треки в Бахрейне и Саудовской Аравии из-за погоды, асфальта и конфигурации совершенно не подходят философии оранжевых машин. Однако как все пойдет дальше? Справится ли «Макларен» с выросшей конкуренцией и вернется ли на роль главного преследователя и соперника «Ред Булл»? Эти вопросы пока повисают в воздухе и явно вернутся к Заку Брауну от активно переподписанных зимой спонсоров – а они команде все еще позарез нужны. Ведь компания только недавно завершила вложения в аэротрубу на территории базы, которой формально даже не владеет – она все еще продана в обратный лизинг. А еще новые (и явно дорогие – чтобы не переманили) контракты Норриса и Пиастри… Не менее 26 млн на двоих по последней версии RacingNews365.

«Макларен» идет по очень тонкой финансовой веревочке – во время пандемии он уже чуть не обанкротился (потому и пришлось продавать базу, часть акций команды и выпускать новые облигации). Любой новый удар может вернуть англичан в кризис.

«Альпин»

Худшая заводская команда современной «Формулы-1» год за годом демонстрирует амбиции «стать французской «Феррари» и сделать пару шагов вперед», затем проваливает старт сезона и зачищает руководство после нелепых событий (вроде двух двойных сходов без вины мостика и пилотов, например).

Ровно то же самое произошло и в прошлом году с Лораном Росси, Отмаром Сафнауэром и остальными менеджерами – техдир Пэт Фрай даже в ужасе сбежал в аутсайдерский «Уильямс». В итоге в команде вскрылась вражда между английским подразделением шасси и французскими мотористами, шефом назначили временщика Брюно Фамена, машину полностью переделали и уже успели впечатлить ею на тестах – с эпитетами «слишком тяжелая и плохо управляемая». Эксперты даже предполагают ее как претендента на роль главного аутсайдера.

Гонщики и руководство ожидают тяжелого старта сезона – еще хуже, чем в прошлом сезоне. Поскольку причины и мотивы принятия решений в головном заводе – загадка, то теперь все гадают: когда же все пойдет по новому кругу увольнений и перестройки?

Немецкое осведомленное издание AMuS сразу после тестов проинсайдило о том, что самые высокооцениваемые инженеры «Альпин» уже на чемоданах и в поисках новых команд, а Эстебан Окон с Пьером Гасли перед переговорами о продлении истекающих контрактов тоже сперва поищут иные варианты.

«Уильямс»

Новый босс Джеймс Воулз с весны прошлого года ломал устаревшие на десятилетия технологические циклы команды – и, судя по тестам и предсезонным интервью, у него все получилось. Теперь складываются новые процессы, циклы и обычаи – команда выпекается с основания.

Но пойдет ли все в правильном направлении на этот раз? Примет ли персонал все изменения, чего в «Уильямсе» не видели десятилетиями? Команда сейчас – одна большая болевая точка. Что угодно может пойти не так.

Ведь с одной стороны прошлый сезон доказал, что экстремальные подходы Воулза с подборами настроек, ориентировкой на данные и тщательным распределением приоритетов действительно работает и подстаскивает команду. С другой же, «Уильямс» с Албоном при таком подходе внезапно оказывался в топ-5 и топ-7 и без технической революции – а что, если в команде споткнутся о ее сложность и решат, что настолько радикально все менять не требуется?

«РБ»

Команда пребывает в стадии активного переезда основной базы разработки из Бичестера в Милтон-Кейнс, переосмысляет себя под новым руководством и с новыми спонсорами, а соперники все активнее требуют у головной корпорации продажи. Давно у второй команды «Ред Булл» не было настолько сложного периода в смысле понимания будущего через сезон-два.

Примерно такой же режим сохраняется и у пилотов: взор босса всех гонщиков корпорации Гельмута Марко постоянно прикован к обоим парням из «РБ», и они пребывают в вечной внутренней заочной конкуренции – и с Серхио Пересом (шанс на повышение), с многообещающим резервистом Лиамом Лоусоном (опасность увольнения), и с юниорами из молодежки (риск совсем позорного вылета). Причем предыдущие заслуги не играют никакой роли, а под потенциальным ударом всегда оба.

Достаточно посмотреть статистику: с запуска в 2006-м команда меняла состав по ходу чемпионата 6 раз – то есть как минимум раз в три сезона. В 2017-м и 2023-м за них катались вообще четыре пилота.

«Кик Заубер»

Казалось бы, самая спокойная и тихая гавань всей «Ф-1»: перестроенная машина вроде работает лучше всего, новая айдентика на переходный период перед «Ауди» поможет снять пресс чрезмерно завышенных ожиданий, а дружный тандем пилотов только все зацементирует.

Однако именно фактор перестройки на деньги «Ауди» – и есть самый сложный момент. Немецкий гигант пока не выкупил акции команды целиком: сделка структурирована по формату «25% в год, а часть выплаченных денег реинвестируется в развитие». Пока официально объявлено о приобретении четверти пакета команды, предположительно перед стартом сезона «Ауди» должна была заполучить еще четверть, но подтверждений пока не было.

Зато каждые 2-3 месяца появляются слухи о перестановках в руководстве самой немецкой компании – инициаторов прихода в «Ф-1» последовательно меняют и отстраняют от операционной и технической деятельности, а планы по развитию моторов и темпам обновления команды подвергаются постоянному аудиту. Представитель «Заубера» каждый раз поясняет: в планах (пока) ничего не меняется, «Ауди» выполняет всю согласованную программу с полной самоотдачей и инвестициями – наем новых сотрудников активно продолжается, оборудование обновляется, база достраивается, моторное подразделение уже открыто.

Однако слухи и рассуждения продолжают появляться с поразительной стабильностью – ведь перестановки в руководстве самого концерна, похоже, реальны. И персонал в таких обстоятельствах не может не задаваться вопросом: а вдруг в какой-то момент очередное руководство действительно решит остановить проект, как уже закрывали команды «Формулы Е», «Дакара» и гонок на выносливость?

Сейчас процесс подписания и оплаты работы персонала полностью опирается на выкуп команды и деньги от новых спонсоров «Стейк». Однако сотрудничество с криптоказино запланировано только на два года, и если сделка с «Ауди» внезапно сорвется, то внутри внезапно окажется куча незавершенных проектов и высокооплачиваемых подразделений, на которое просто больше нет денег. Тогда команду ждут массовые сокращения – и еще неизвестно, кто и на каких условиях останется. Полный выкуп контроля от завода ожидался только в 2025-м – до этого «Заубер» с таким валом слухов обречен на нервозность.

«Хаас»

В прошлом году американский болид прожигал шины за десяток кругов и падал на дно с любой квалификационной позиции – не помогали никакие эксперименты с настройками, обновлениями и пилотажем. Босс Гюнтер Штайнер настаивал на необходимости смены и концепции машины, и подхода – инвестиций в инфраструктуру, чтобы «Хаас» имел возможность не только менять несколько деталей аэрообвеса, в остальном полагаясь только на технику «Феррари».

С ним не продлили контракт и поставили на его место инженера Аяо Комацу с целью… Ничего не менять и просто решить проблему имеющимися ресурсами. В итоге команда все тесты катала длинные отрезки в попытках разобраться с износом – по их заявлениям, проблема частично ушла, ситуация еще далека до идеала, но «гонку уже можно пережить». Глобальная цель – аж восьмое место Кубка конструкторов.

Вот только вновь видна четкая связка со Скудерией: итальянцы вроде как тоже сняли остроту проблемы. И встает вопрос: это американская команда действительно разобралась и может теперь влиять на собственные выступления, или динамика просто перешла по наследству?

Если второе – то проблема так и осталось нерешенной и нерешаемой. Интересно, каким же будет внутренний ответ и реакция владельца?

Читайте еще больше превью о старте сезона «Формулы-1»:

Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic, HOCH ZWEI/Global Look Press; Gettyimages.ru/Clive Mason