8 мин.

В «Формуле-1» трансферный хаос. С контрактами только четыре гонщика

Составы команд могут сильно измениться.

Перед второй половиной сезона-2018 рынок пилотов погрузился в пучину слухов о грядущих переходах. Еще недавно подтвержденные соглашения на следующий год имели только Себастьян Феттель из «Феррари» и Макс Ферстаппен из «Ред Булл», но во время Гран-при Германии «Мерседес» воспользовался домашней обстановкой и первым в пелотоне заполнил оба места в болидах. Обошлось без сюрпризов: «серебряные стрелы» продлили действующих гонщиков Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса.

Также еще перед началом сезона контракт Сергея Сироткина с «Уильямсом» анонсировали как «многолетний», но пока англичане официально не объявляли о сохранении русского пилота в составе. Вероятно, соглашение москвича содержит опцию команды на продление сотрудничества еще на год, хотя парни из Гроува не в том состоянии, чтобы торопиться с подписанием боевых гонщиков (да и в прошлом сезоне они сделали выбор последними).

Места в остальных коллективах формально свободны — от неожиданно быстрого «Хааса» до бедового «Макларена». Ждать можно чего угодно.

Самые горячие трансферные слухи

Топ-команды и «Макларен»

Главная вакансия в «Формуле-1» прямо сейчас – должность второго пилота «Феррари». В тандем к Феттелю помимо нынешнего напарника Кими Райкконена отправляют Шарля Леклера из «Заубера», Серхио Переса из «Форс-Индии» и даже Ромена Грожана из «Хааса», однако почти никто не сомневается, что Скудерия выбирает только между финном и монегаском. С первым Себастьяну психологически комфортно, а второй поразил весь мир феноменальными выступлениями на слабой швейцарской машине — кстати, по сообщениям итальянских журналистов, «Феррари» уже подписала Леклера на два года (и всего за 6 миллионов долларов).

Дилемма с напарником для Ферстаппена выглядит проще: его нынешний напарник Даниэль Риккардо почти наверняка продолжит выступления за «красных быков». Однако на случай непредвиденных австралийских решений в Милтон-Кейнсе могут воспользоваться опцией отзыва Карлоса Сайнса из «Рено». На испанца, кстати, есть спрос не только у заводских французов: в пиренейской прессе пару раз проскальзывала предположение о настойчивых приглашениях, присылаемых сыну двукратного победителя «Дакара» из «Макларена».

Риккардо, кстати, тоже зазывали в Уокинг, но вряд ли он намерен убивать собственную карьеру ради попыток вытащить некогда славную команду из кризиса. Медоед логично ищет вакансии в топовых конюшнях, но его запросы по гонорару в размере не менее 15 миллионов долларов кажутся слишком раздутыми и Тото Вольффу, и Маурицио Арривабене – «Мерседес» и «Феррари» вряд ли расширят свои и без того раздутые зарплатные ведомости. Ведь сейчас Феттель в Скудерии зарабатывает 42 миллиона долларов в год (по данным «Форбс»), а новый контракт Хэмилтона вовсе оценивается инсайдерами в 52 миллиона — при таких затратах на лидеров отказ от Дэна абсолютно закономерен. В итоге единственной топ-командой, согласной с финансовыми требованиями гонщика из Перта, оказался только «Ред Булл» – Макс Ферстаппен отъедает у них «лишь» 20-27 миллионов от бюджета, и выплата таких же сумм Риккардо всего лишь примерно уравнивает все три конюшни между собой по графе «затраты на гонщиков».

Не определился со своим будущим и еще один обладатель здоровенной (32 миллиона долларов в год) зарплаты – Фернандо Алонсо. Из-за отсутствия ясности с его решением «Макларен» связывают с желанием подписать Кими Райкконена. Должность же второго пилота тоже вакантна и доступна не только Сайнсу, но и нынешнему гонщику «оранжевых» Стоффелю Вандорну, а также протеже уокингцев Ландо Норрису, который сейчас борется за чемпионский титул в «Формуле-2». 

Середняки

Главное трансферное сражение в нижней части пелотона явно пройдет за места в «Хаасе», чья машина внезапно оказалась четвертой по силе на большинстве трасс. Ромен Грожан и Кевин Магнуссен шесть раз финишировали в топ-6 (могли бы и больше, но вмешались глупые ошибки и сходы), но не произвели исключительно положительного впечатления. Француз продолжал временами жаловаться на тормоза и разбивать болиды в максимально неподходящих ситуациях (одна авария в Баку за автомобилем безопасности чего стоит), а датчанин чередует отличные гонки с грубыми выдавливаниями соперников с треков и уходит от наказаний лишь по какому-то невероятно удачному стечению обстоятельств. Контракты обоих истекут в конце сезона, и за их болиды развернется настоящая битва: с «Хаасом» уже связывают Роберта Кубицу, Серхио Переса, Кими Райкконена и Антонио Джовинацци. Американцы могут устроить настоящий кастинг и подобрать ребят с максимальным гоночным и коммерческим потенциалом и продолжить развитие команды — таких возможностей у них еще не было.

Наиболее вероятным кандидатом на переход в «Хаас» считается мексиканец Перес — но такой поворот добьет и без того бедствующую «Форс-Индию». Спонсоры Чеко каждый год обеспечивали до четверти всего бюджета команды, а «розовым» и так в нынешнем сезоне не хватает денег: разработка нового болида обошлась слишком дорого, конюшня накопила огромное количество долгов и докатилась до внешнего управления и первой стадии банкротства. В таком случае ее может купить Лоренс Стролл (по слухам от Auto Bild – сделка уже оформляется) и привести «розовым» в нагрузку к сыну еще и Кубицу на должность наставника и второго пилота. Эстебану Окону же места не останется, но у него есть вариант по возвращению в «Рено» на позицию напарника Нико Хюлькенберга – уж подписание Халка французским заводским коллективом почти не вызывает каких-либо сомнений.

Также в приобретении «индусов» заинтересован «Мерседес», страстно желающий заполучить полноценную «фарм-команду». Если немцы все-таки провернут сделку, то француз останется в «розовом», а компанию ему почти наверняка составит нынешний лидер «Формулы-2» и протеже «серебряных стрел» Джордж Расселл. Но на случай провала операции у штутгартцев есть и запасной план по сближению с «Уильямсом»: ребята из Гроува будут с января покупать в Бракли подвеску и коробку передач, и английского гонщика можно отдать в обмен на скидку. Останутся ли нынешние пилоты в команде сэра Фрэнка — пока трудно сказать, но по инсайду ведущего шоу «Формулы-1» Уилла Бакстона, Сергей Сироткин, скорее всего, в самом деле продолжит выступать за нынешний коллектив.

«Торо Россо» же начнет 2019-й с Пьером Гасли — а вот напарник для француза пока не найден. Гельмут Марко заявил о желании увидеть во втором кокпите Дэна Тиктума из «Формулы-3», но англичанин получит суперлицензию только в случае победы в чемпионате. Сейчас же гонщик занимает второе место и уступает слушателю Академии «Феррари» Маркусу Армстронгу. Если Тиктум в итоге проиграет, «Торо Россо» может оставить Брендона Хартли, снова попросить в аренду Ландо Норриса или отправиться на поиски совершенно нового и неожиданного варианта — благо у доктора Марко большой опыт в преподнесении трансферных сюрпризов.

Единственной командой с абсолютно туманным составом остается «Заубер». Швейцарцы здорово спрогрессировали в текущем сезоне и уже озвучили амбиции по попаданию в топ-4 в 2019-м году, но вряд ли у них выйдет сделать задуманное с ребятами вроде Маркуса Эрикссона. В то же время сателлиты «Альфа Ромео» слишком зависят от решения «Феррари» по части Райкконена, Леклера и Джовинацци — и потому, возможно, им придется выбирать лучший из оставшихся после второй волны подписаний вариантов.

Главная особенность новых контрактов гонщиков

Если хорошенько изучить ситуацию, то можно заметить: абсолютно все пилоты заключили соглашения максимум до конца 2020 года: и Льюис Хэмилтон, и Себастьян Феттель, и Макс Ферстаппен, и Валттери Боттас (у него опцион команды на второй сезон). Контракт Сироткина тоже вряд ли длится дальше 2020-го, да и Карлос Сайнс с Даниэлем Риккардо неоднократно заявляли в прессе о желании подписаться именно на два ближайших сезона.

Если все пойдет в том же духе, то рынок пилотов через 24 месяца станет без шуток одним из самых захватывающих в новейшей истории «Формулы-1». Если Хэмилтон и перейдет в «Феррари», то только тогда.

Есть объяснение

Пилоты не просто так решили не подписывать длительных контрактов — просто в 2021-м году грядут не только перемены в регламентах на моторы и аэродинамические пакеты (что уже само по себе здорово изменит расстановку сил), но сдвиги в распределении доходов. Если владельцы серии из Liberty Media продавят желаемые ограничения бюджетов и увеличения выплат в адрес аутсайдеров, рынку гонщиков придется подстраиваться под новые реалии. Так некоторые команды потенциально не смогут платить огромные суммы парням вроде Алонсо или Риккардо с Ферстаппеном — и гонщиков уведут получившие прибавки соперники. Мотивация будет не только финансовой: кто-то из вчерашних середняков непременно воспользуется ситуацией и сделает качественный рывок вперед, пригласив под свой прогресс какого-нибудь хорошего гонщика.

Еще никто не исключает потенциального появления новых команд и автопроизводителей (если, конечно, американцам удастся их привлечь интересным сводом правил) — их вмешательство разогреет рынок до уровня кипения. Возможно, при таких условиях вообще все пилоты сменят команды — и это будет грандиозно.

Осталось подождать каких-то два года.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene, Charles Coates