7 мин.

Действующий чемпион «Формулы-1» провалился на любимой трассе

Лидерство ушло к главному сопернику.

Автодром имени Жиля Вильнева — самая успешная трасса для четырехкратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Здесь пилоту «Мерседеса» достались шесть поулов, столько же побед (в том числе и дебютная в «Формуле-1» еще в составе «Макларена») и еще один подиум — англичанин регулярно после финиша в Монреале пьет шампанское. Более того, в прошлом году вместе с трофеем за первое место Льюис увез еще и памятный приз от семьи Айртона Сенны за повторение рекорда бразильца по числу поул-позиций — так что трек на берегу реки Святого Лаврентия стал для англичанина по-настоящему сакральным местом.

Однако не только он здесь чудо как хорош. За последние 11 лет оставшиеся 4 канадских поула ушли еще одному гонщику — Себастьяну Феттелю. Правда, немец отделался «лишь» двумя победами и еще тремя подиумами, и у него на трассе имени Жиля Вильнева случилось одно из самых обидных поражений в карьере — из-за ошибки на последнем круге в сумасшедшей гонке 2011-го.

В 2018-м Льюис и Себ снова сошлись здесь как главные соперники в борьбе за пятый личный титул — и выиграть мог только один.

У Хэмилтона возникли проблемы

«Мерседес» еще год назад перестал быть той самой стабильной доминирующей машиной, выигрывающей все на своем пути в 2014-2016 годах благодаря самому мощному двигателю. Теперь на свет снова полезли старые немецкие трудности с перегревом шин — а с нового сезона к ним добавилась еще и избыточная поворачиваемость. В течение всего гоночного уик-энда Льюиса не один и не два раза сносило в первом и десятом поворотах — задняя часть болида словно получила слишком много балласта и норовила отправиться на следующий сектор трека впереди передней.

Результатом проблем в практиках стали испорченные квалификации: англичанин постоянно мучился от отсутствия стабильности на торможениях (как-то раз даже показалось, что он едет прямиком в «Стену чемпионов») и дважды заблокировал шины в десятом повороте именно в решающих попытках третьего сегмента (вдобавок к одной блокировке во втором сегменте). Так Льюис проиграл поул на любимой трассе и оказался лишь четвертым на стартовой решетке.

В гонке ситуация не улучшилась — более того, ко всем вышеуказанным проблемам добавился еще и перегрев моторного отсека, вызвавший кратковременные провалы в мощности. Из-за них лидер чемпионата уже на шестнадцатом круге пошел на вынужденно ранний пит-стоп, где ему приоткрыли кожух для лучшей вентиляции силовой установки и установили самый жесткий комплект резины, лишив пространства для маневра. Однако Хэмилтону пришлось ждать остывания мотора и возможностей для атаки почти до конца Гран-при, и времени на прорыв уже не осталось. Итогом стала пятая позиция и упущенное лидерство в чемпионате — теперь на первом месте Феттель с отрывом в один балл.

Однако не только «Мерседес» виноват в провале — Льюис еще и сам ошибся, слишком широко выехав с пит-лейн после остановки в боксах. Так он потерял на непрогретых шинах от одной до двух с половиной секунд и позволил Даниэля Риккардо из «Ред Булл» обойти себя в конце волны пит-стопов.

Руководитель команды Тото Вольфф не замедлил грозно разнести всех своих подопечных.

«Для нас это дерьмовый результат. Приходится это признать. Трасса нам подходила, но мы весь уик-энд совершали небольшие ошибки. Мы должны проснуться.

Мы уступаем во всех аспектах, хотя на таком треке должны набирать максимальное количество очков. Не должно было идти и речи о минимизации потерь.

Будут ли сделаны выводы? Обязательно... Мы внутри коллектива во всем разберемся».

А с напарником Льюиса все нормально?

Да, Валттери Боттас снова и снова доказывает, что в 2018-м справляется с пилотированием немецкой «дивы» намного лучше четырехкратной татуированной примы. Он боролся до конца в Бахрейне, сохранил второе место в Китае, лишь из-за нелепого прокола потерял победу в Азербайджане и вот теперь снова оказался быстрее Хэмилтона и в квалификации, и в гонке. Финн тоже сталкивается с проблемой дестабилизации болида, избыточной поворачиваемостью и повышенным износом резины, но каждый раз находит способы оптимизировать пилотаж под условия на треке и выжать максимум.

В Канаде Боттасу в субботу не хватило менее 0,1 секунды до поула, а в воскресенье он практически безошибочно преследовал Феттеля и даже сократил отрыв до трех секунд к 56 кругу, но ошибся при обгоне Карлоса Сайнса под синими флагами.

К сожалению, единственная помарка стоила пилоту возможного сражения за лидерство, поскольку он сразу отстал от первого места на семь секунд и снова подобраться уже не сумел. Так что никто не гарантирует Боттасу иммунитета от гнева Вольффа даже несмотря на подиумную позицию.

«Феррари» хороша

Убившая «Мерседес» нестабильность на торможениях исторически являлась главным оружием итальянцев — предположительно из-за удачной подвески. Однако Скудерия выиграла Гран-при Канады не только из-за нее: свою лепту внесла и отличная разгонная динамика (кажется, лучшая в пелотоне), и высокая скорость на прямых, и отсутствие проблем с перегревом и расходом топлива. Лишь использование резины пока не настолько же бережное, как у болидов «Ред Булл», из-за чего Феттель временами блокировал изношенные шины на резких торможениях — но задела по темпу хватало для нивелирования данного недостатка. Так Себастьян сумел стартовать с первой позиции и пролидировать на протяжение всех кругов, штампуя быстрейшие сектора один за другим — и лишь ускорения Макса Ферстаппена и Дэна Риккардо в борьбе с машинами «Мерседес» отобрали у немца трофей за лучшую «петлю» и Большой шлем.

Некоторые вопросы лишь вызвала слишком консервативная тактика Кими Райкконена, стоившая падения на шестое место – «Феррари» имела все возможности перевести финна на альтернативную тактику с двумя пит-стопами ради шанса на улучшение позиции, но в стратегическом штабе Скудерии нашли причину ничего не предпринимать. На сей раз источники внутри команды описали пит-стоп как «рискованное в любой момент времени действо», отослав своей паранойей к инциденту с пострадавшим при исполнении механиком Райкконена.

Отрывы топ-3 поражают

Гран-при Канады запомнится еще и фактически официальным расслоением команд на два класса. Все шестеро пилотов лучших конюшен в лице «Ред Булл», «Мерседес» и «Феррари» оторвались от остального пелотона почти на круг — лишь Кими не успел обогнать занимавшего седьмую позицию Хюлькенберга. Подобная ситуация звучит как приговор широкой конкуренции в «Формуле-1», потому как приведет к вариации одних и тех же лиц на подиумах — и трудно представить, долго ли зрители гонок станут терпеть такое.

Фото: REUTERS/Carlo Allegri, Paul Chiasson; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Dan Istitene; twitter.com/SkySportsF1