8 мин.

Планица, Планица. Финал сезона на обновлённой Летальнице братьев Горишек

Сезон подошёл к своей развязке: борьба за Большой хрустальный глобус продлится до последнего соревновательного дня. Зеверин Фройнд, новоиспечённый чемпион мира, или Петер Превц, первый летающий лыжник, преодолевший порог в 250 метров, – всё решится на обновлённой Летальнице братьев Горишек в словенской Планице. Два индивидуальных соревнования, 200 очков на кону и новый профиль горы, всё ещё являющийся загадкой для претендентов на Кубок мира: такова программа на финал сезона.

На первый взгляд, фаворитом в этой дуэли является именно Зеверин Фройнд. И дело даже не в преимуществе в 94 очка, с которым рыжий немец приезжает к подножью Триглава. Нет, дело совсем в другом: именно конец сезона всегда является тем временем, когда Фройнд чувствует себя максимально комфортно. Вспомним, к примеру, прошлый год, когда после Олимпийских игр из 9 соревнований Кубка мира он выиграл 4, а всё остальное время не опускался ниже второго места (кроме одного соревнования в Тронхейме, где стал седьмым). На этой же волне Зеверин выиграл и полётный чемпионат в чешском Гаррахове, если то, что творилось на Чертаке в прошлом году можно было назвать громким словом «чемпионат». В предыдущих годах тенденция наблюдалась схожая: когда его соперники начинают уставать от бесконечного марафона Северного турне с его вереницей идущих встык соревнований и докатывают сезон на последнем издыхании и остатках силы воли, Фройнд, напротив, находит источник второго дыхания и показывает удивительные по стабильности результаты.

Так и в этом году: начиная со второй половины года Зеверин выглядит совершенно неудержимым. Его не смущает хаотично составленный календарь, его не могут выбить из колеи подножки судьбы вроде дисквалификации в Титизее-Нойштадте, когда на контроле экипировки обнаружили, что он весит на 100 граммов меньше положенного. Его не волнуют сложные ветровые условия, доставляющие немало головной боли всем участникам Кубка мира в этом году («Я почти невосприимчив к ветру, и это одно из моих главных преимуществ», – признаётся Фройнд). Фройнда несёт вперёд с удивительной внутренней силой, и ему всё равно, с какого трамплина прыгать – будь то полётный трамплин, к которым он, несмотря на своё чемпионство, никогда не испытывал особенной склонности, или же внезапно образовавшийся в календаре средний трамплин в Куопио, на который внезапно решили перенести соревнования за три часа до начала из-за сильного ветра и отвратительного состояния горы разгона большого Пуйо (впрочем, средний не слишком превзошёл своего старшего брата по подготовке, а соревнования всё равно превратились в лотерею из-за ветра). И если соперники Фройнда позволяли себе проигрывать раунды, поддаваться усталости и нервам, показывать неудачные соревновательные прыжки и оступаться, то Зеверин проводит заключительный отрезок сезона безупречно.

Девять побед в сезоне, четыре из которых подряд, жёлтая майка, отрыв в 94 очка, блеск в глазах, отличная техника и железная уверенность в собственных силах – с таким багажом подходит Фройнд к развязке борьбы за Кубок.

Однако у его главного соперника, Петра Превца, есть один очень важный козырь в рукаве. Финальная дуэль будет проходить в его стихии: дома, в Словении, на полётном трамплине. Полёты – его природа. Вся его безупречная техника раскрывается наиболее ярко именно на гигантских трамплинах – и, думаю, не будет преувеличением сказать, что именно его стиль прыжка лучший из всех ныне активных полётчиков. Он знает Планицу как свои пять пальцев, и пусть обновлённая Летальница ему пока не знакома, познать её и подобрать к ней ключики не составит ему труда в родных стенах и в окружении толпы с бело-сине-красными флагами и Триглавом на гербе.  

В прошлом году, когда Превц боролся за Кубок со Стохом, Пэро не хватило эмоциональной стабильности и зрелости: один сорванный прыжок, 45-ое место в Тронхейме и упущенный шанс стать вторым словенцем после Приможа Петерки, выигрывавшим общий зачёт. В этом году Пэро выглядит значительно взрослее и стабильнее: «Я научился справляться с нервами. Давление - это часть меня, это нормально, и было бы странным, если бы его не было: все ожидают от меня подиумов. Я и встаю на него, если прыгаю хорошо. Но ошибки случаются со всеми», – признаётся Превц в интервью порталу Siol.   

На фоне Фройнда статистика его выступлений выглядит скромновато: всего две победы в текущем сезоне, в Саппоро и в Викершуне, в день вошедшего в историю полёта на 250 метров. Но история помнит годы, когда и с такими результатами выигрывали Большой хрустальный глобус: так, к примеру, побеждал в сезоне 1992/93 Андреас Голдбергер.

Поэтому нет ничего невозможного: 94 балла это большой задел, но он легко отыгрывается, если кто-нибудь из соперников оступится. Вспоминая Фройнда на Олимпийских играх в Сочи, когда выглядевший явным претендентом на медаль немец нырнул рыбкой на приземлении и остался 31-ым, понимаешь, что никогда нельзя предугадать наверняка.

Не потерял математические шансы на Кубок и Штефан Крафт, но нужно смотреть на вещи реально: для того, чтобы юный австриец смог поставить рядом к золотому орлу за победу в Турне четырёх трамплинов и огромный хрустальный шар, оба его противника должны полностью провалиться на двух соревнованиях кряду. В начале Северного турне казалось, что Штефан будет бороться за победу в общем зачёте до последнего: ещё в Лахти улыбчивый юноша стоял на верхней ступени пьедестала в только что полученной жёлтой майке. Но лидерство в общем зачёте ускользнуло у него уже через два дня, в Куопио, где хаотичное ветреное соревнование на HS-100, к которому никто не был готов, отняло баллы как у него, так и у Петра Превца. А ещё спустя два дня, в Тронхейме, произошло то, что окончательно сделало Крафта простым зрителем в борьбе за Кубок мира. Во время второго прыжка через несколько метров после вылета со стола отрыва его подвело крепление на левом ботинке, и лыжа осталась практически ничем не зафиксирована. Падения чудом удалось избежать: он поймал себя и ухитрился не упасть до линии падения, плюхнувшись на снег только на контруклоне. Днём спустя он в инстаграме в шутку назвал это "почти телемарком", но эти чудеса равновесия и силы ног не прошли без следа, и в Осло Крафт заметно осторожничал, а в микст-зоне проговорился австрийским журналистам, что очень боится повторения. Это перечеркнуло все его шансы на победу в общем зачёте этого года: 175 очков уже не отыграешь за два соревнования.

Новая гонка за рекордами

Спустя два года обновлённая Летальница братьев Горишек снова распахивает двери. Изначально новый облик, пожалуй, самого легендарного полётного трамплина в мире должен был быть представлен на суд лучших полётчиков мира ещё в прошлом году, но финансовые проблемы и срывы сроков строительства вынудили организаторов перенести финал сезона на гораздо более скромную Великанку. Но в этом году всё пошло по плану. Новая Летальница обладает такими же параметрами, как и Викершунбаккен с Кульмом: K-200/HS-225 (более подробные характеристики можно посмотреть в сертификате). Организаторы соревнований обещают возможность безопасного приземления вплоть до отметки 255 метров и более оптимальную траекторию полёта за счёт более высокого стола отрыва. В то же время Янез Горишек, один из конструкторов комплекса в Планице, отмечает, что в Викершуне изначально более выгодные воздушные условия, а в Планице без помощи ветра нужного направления очень сложно ждать рекордных дальностей. Позволит ли погода увидеть новый рекорд уже в эти выходные, нам предстоит увидеть.

В среду утром новая Летальница приняла первые тестовые прыжки. Дебютный полёт оставили за накатчиком Рожле Жагаром, который прыгнул на 169 метров, а Эрнест Пришлич смог приземлиться на отметке в 227 метров. Есть основания полагать, что в ближайшие четыре дня мы часто будем слышать знаменитую песню "Планица, Планица...", которую включают на стадионе каждый раз, когда кто-то перелетает за 200 метров. 

Для Петра Превца этот уикенд несёт двойную ответственность. В течение ближайших четырёх дней ему предстоит не только борьба за победу в общем зачёте, но и реванш в погоне за мировым рекордом. Главный соперник Пэро в борьбе за новый рекорд мира, Аннеш Фаннемель, также не выходит из игры. И я не зря говорю об этом как о чём-то неожиданном: конец сезона Фаннемеля оказался смазанным из-за травмы колена, полученной в Лахти. После первой попытки Аннеш вышел в лидеры, но сильно дёрнул ногой на приземлении. В микст-зоне было заметно, что он изо всех сил пытается скрыть боль, но получалось это весьма посредственно. После долгого обсуждения с физиотерапевтом было решено, что Аннеш выйдет на вторую попытку. И не зря: спустя полчаса он уже ковылял, прихрамывая, к подиуму, чтобы получить награду за третье место. Дальнейшее обследование показало растяжение сухожилия под коленной чашечкой. Было решено пропустить этап в Куопио, но в Тронхейме Фаннемель снова вышел на старт, где занял лишь 25-ое место и заметно мучился от сильной боли. Осло ему также пришлось пропустить, но усадить его на трибуны во время соревнований в Планице не вышло: Фаннемель не привык отступать, когда ставки высоки. Тщательное обследование выявило травму, на лечение которой потребуется «от трёх недель до целого лета», но которая не может быть усугублена дальнейшей нагрузкой. Поэтому рекордсмен мира, с трудом поднимающийся по лестнице в последние дни, принял решение ехать в Планицу, несмотря на боль. «Боль всё ещё сильна, но это не проблема. Просто придётся стискивать зубы сильнее, чем обычно», – уверяет Фаннемель.