10 мин.

География Кубка мира: норвежское турне RAW AIR

Готовится к старту норвежское турне RAW AIR, нововведение в календаре этого сезона и наследник традиций Северного турне, встречавшегося в начале 2010-х годов. Организаторы позиционируют новое многодневное соревнование как альтернативу Турне четырёх трамплинов.

Формат соревнования схож со своим старшим товарищем: 10 дней, шесть соревнований, из них четыре индивидуальных и два командных. Как и на Турне, квалификация будет иметь вес, причём даже больший: получив название «пролог», она будет учитываться в общем зачёте наравне с самими соревнованиями. Таким образом , пропуск квалификации автоматически отбрасывает назад в общем зачёте турнира – RAW AIR действительно оправдывает своё название суровым соревновательным ритмом.

Впечатляет и размер призовых: победитель RAW AIR получит 60 000 евро, а занявшие второе и третье место получат 30 000 и 10 000 евро соответственно.

Расписание соревнований:

Осло

Пятница 10.03

16:15 – Официальная тренировка

18:30 – Пролог (квалификация индивидуального соревнования )

Суббота 11.03

17:00 – Пробный раунд

18:15 – Первый раунд соревнований. Команды

Воскресенье 12.03

14:30 – Пробный раунд

16:15 – Первый раунд индивидуального соревнования

Лиллехаммер

Понедельник 13.03

17:00 – Официальная тренировка

18:30 – Пролог (квалификация)

Вторник 14.03

18:00 – Пробный раунд

19:00 – Первый раунд соревнований

Тронхейм

Среда 15.03

17:00 – Официальная тренировка

19:30 – Пролог (квалификация)

Четверг 16.03

18:00 – Пробный раунд

19:00 – Первый раунд соревнований

Викершун

Пятница 17.03

16:00 – Официальная тренировка

18:30 – Пролог (квалификация индивидуального соревнования)

Суббота 18.03

17:00 – Пробный раунд

18:15 – Первый раунд соревнований. Команды

Воскресенье 19.03

15:00 – Пробный раунд

16:15 – Первый раунд индивидуального соревнования

Время московское.

Место: Осло, Норвегия

Название: «Холменкольбаккен»

К-пойнт: 120,0

Хиллсайз: 134,0

Рекорд трамплина на Кубке мира: 141,0 м (Андреас Кофлер, 05.03.2011) 

Год постройки: 1962

Вместимость зрителей: 50 000

31 января 1892 года в 5 км от Осло на Холменколлене был открыт новый трамплин. С того года стал проводиться лыжный фестиваль, который сейчас регулярно входит в календарь Кубка мира.

С усовершенствованием самих прыжков и прыжковой техники трамплин тоже приходилось обновлять. Всего «Холменкольбаккен» претерпел 14 крупных реконструкций.

Во время Второй Мировой войны проведение соревнований было приостановлено на шесть лет. Поэтому во время зимних Олимпийских игр 1952 года спортсмены были поражены новой горой разгона, поддерживаемой бетонными колоннами, и симметричными поперечными трибунами с обоих сторон от трамплина. К чемпионату мира 1982 года весь комплекс трамплинов был снова обновлён, а предпоследняя крупная модернизация прошла в 1992 году.

В 2008 году началась реконструкция трамплина для чемпионата мира 2011 года. Для начала была разрушена старая гора разгона, а спустя 12 месцев новый «Холменкольбаккен» был готов к принятию соревнований. Полная стоимость реконструкции, включая «Мидтстубаккен» и сооружения для лыжных гонок, – более 200 миллионов евро.

Сохранение и обновление – два никогда непрекращающихся процесса на этой арене, где около 50 000 членов лыжного союза не только заботятся о подготовке и проведении соревнований в зимнее время, но и привозят и поддерживают различные активности и летом вокруг Холменколлена.

Также отметим, что в Холменколлене находится самый старый лыжный музей, открытый в 1932 году и переехавший внутрь трамплина в 1966 году. В 1983 году он был заново открыт непосредственно в основании трамплина, а с помощью лифта, поднимающего вас на платформу на уровне 60 м, вы можете насладиться видами Осло. Более 1,2 миллионов зрителей ежегодно посещают Холменколлен. Он является Меккой зимнего спорта.

Предыдущие результаты (в рамках Кубка Мира):

06.02.2016:

1 место – Словения

2 место – Норвегия

3 место – Япония

07.02.2016 соревнования не состоялись из-за погодных условий.

Предыдущий опыт:

После перестройки трамплина в Холменколлене здесь было проведено семь стартов с участием лучших прыгунов, и один из этих стартов прошел в рамках чемпионата мира в 2011 году. Последние три соревнования выиграл Зеверин Фройнд, а из участвующих в эти выходные спортсменов самый лучший показатель у Грегора Шлиренцауэра, завоевавшего здесь титул чемпиона мира в 2011 и через два года выигравшего старт в рамках Кубка мира. Симон Амманн в триумфальном для себя 2010 году также поднимался на верхнюю строчку подиума.

Петер Превц дважды был на подиуме (оба раза в 2015 году), Камил Стох может похвастаться таким же достижением в 2014 и 2015 годах. Штефан Крафт трижды попадал в топ-10, но самое высокое место – пятое. Для Даниэля-Андре Танде соревнования в эти выходные будут первым индивидуальным стартом на трамплине в Холменколлене, но в прошлом году норвежец прыгал в командном соревновании. Андреас Веллингер никогда в топ-10 на легендарном трамплине не попадал.

Командных стартов было всего лишь два – в 2011 в рамках чемпионата мира выиграла Австрия, второе и третье место – Норвегия и Словения. А в прошлом году лучшими были именно словенцы, Норвегия опять была второй, а третью строчки заняла Япония.

Место: Лиллехаммер, Норвегия

Название: Люсгордсбаккен

К-пойнт: 123,0

Хилл-сайз: 138,0

Рекорд трамплина на Кубке мира: 146,0 метров (Симон Амманн, 06.12.2009)

Об истории трамплина мы уже писали в этом сезоне.

Предыдущие результаты (в рамках Кубка Мира):

10.12.2016 :

1 место – Домен Превц

2 место – Даниэль-Андре Танде

3 место – Штефан Крафт

11.12.2016 :

1 место – Камил Стох

2 место – Мачей Кот

3 место – Маркус Айзенбихлер

Предыдущий опыт:

Главным специалистом по большому трамплину в Лиллехаммере является Грегор Шлиренцауэр – пять побед, последняя из которых датируется 2014 годом, и ещё два места на подиуме. Его соотечественник Андреас Кофлер в 2011 году также смог взобраться на высшую ступень пьедестала, а Симон Амманн даже трижды (2006, 2009, 2010).

Большой трамплин в Лиллехаммере – один из немногих, где Петер Превц не побеждал, имея в активе лишь второе место в 2014 году. А вот его младший брат Домен Превц здесь побеждал – в этом сезоне, в декабре. Камил Стох выиграл второй старт в этом сезоне, до этого лишь один раз поляк был на подиуме здесь.

Статистика Штефана Крафта выглядит чуть хуже – третье и восьмое места в декабре в этом сезоне, до этого наивысшим было 11-ое место.

Даниэль-Андре Танде в декабре занял второе и четвертое, свое «любимое», места, а до этого норвежец не поднимался выше 14ого места.

Место: Тронхейм, Норвегия

Название: «Граносен»

К-пойнт: 124,0

Хиллсайз: 134,0

Рекорд трамплина на Кубке мира: 143,0 м (Нориаки Касаи, 10.02.2016; Михаэль Хайбёк 12.03.2015)

Год постройки: 1995

Вместимость зрителей: 40 000

Первые официальные прыжки на «Граносене» совершили в 1940 году. Уже в 1952 году были перестроены малый и нормальный трамплины, а к сезону 1959/60 годов был построен большой трамплин, оборудованный новой подсветкой, как и нормальный трамплин. 

Для национального чемпионата 1970 года была построена большая зрительская трибуна у нормального трамплина (на тот момент К-64). Также в том году обновили освещение и установили первое в Норвегии электронное табло результатов.

В 1977 году нормальный трамплин оборудовали пластиковым покрытием, а в 1983 году построили лифт к большому трамплину в рамках реконструкции к юниорскому чемпионату мира 1984 году. 

В 1988 году истек сертификат трамплина К-78, и до постройки в 1990 году большого трамплина (К-120) трамплины не использовались. Но с 1991 года Граносен стал регулярно принимать этап Кубка мира по прыжкам с трамплина.

В 2008 году прошла последняя реконструкция, в ходе которой хиллсайз трамплина был увеличен до 140 м, а К-пойнт удлинили на четыре метра. 

Предыдущие результаты (в рамках Кубка Мира):

10.02.2016 :

1 место – Петер Превц

2 место – Штефан Крафт

3 место – Нориаки Касаи

Предыдущий опыт:

После реконструкции большого трамплина здесь было проведено всего лишь семь стартов в рамках Кубка мира, в которых победу одержали семь разных прыгунов, и пять из них имеют шанс повторить успех на следующей неделе: Шлиренцауэр. Амманн (оба – 2008), Ито (2012), Стох (2013) и Петер Превц (2016). Словенец также попадал на подиум в 2015 году. В активе у Штефана Крафта два попадания в топ-10, при этом в 2016 году он стал вторым, а у Даниэля-Андре Танде самое высокое место – седьмое.

Удивительно стабильными выглядят результаты Рихарда Фрайтага в 2012 и 2013 годах – второе место.

Место: Викершун, Норвегия

Название: «Викершунбаккен»

К-пойнт: 200,0

Хиллсайз: 225,0

Рекорд трамплина на Кубке мира: 251,5 м (Аннеш Фаннемель, 15.02.2015)

Год постройки: 2011

Вместимость зрителей: 20 000

С момента своего основания лыжный клуб Викершуна более 40 лет проводил соревнования на шести разных трамплинах, пока не было принято решение найти подходящее место для нового трамплина недалёко от одноименной деревушки. В феврале 1936 года его открыл прыжком на 86 м Рейдар Андерсен. С тех пор мощность трамплина была увеличена дважды: в 1956 году и в 1964/65 годах, когда он был перестроен в полетный трамплин. Позже также было несколько модернизаций, но ветровые условия всегда доставляли много проблем во время соревнований по полетам. Для чемпионата мира по полетам 2000 года профиль трамплина был удлинён до К-185.

В апреле 2010 года началась очередная реконструкция «Викершунбаккена»: хиллсайз трамплина переместился с 207 на 225 метров, перепад высот увеличился до 135 метров, старая гора разгона была разрушена, всю постройку немного развернули и новый разгон, имеющий более естественную форму, построили из бетона и стали. Новый трамплин был сконструирован Себастьяном и Янезом Горишеками из Словении, которые также являются архитекторами «Летальницы» в Планице. Первый тестовый этап Кубка мира на обновлённом «Викершуне» прошёл в феврале 2011 года перед полётным чемпионатом мира 2012 года.

В течении 2011 года также модифицированы были стол отрыва и гора приземления, инфраструктура была усовершенствована, а также построена новая тёплая комната для разминки в стартовой башне.

Во время подготовки к этапу Кубка мира 2015 года профиль трамплина был в последний раз усовершенствован в зоне приземления, поэтому «Викершун» получил новый сертификат (К-пойнт 200).

Предыдущие результаты (в рамках Кубка Мира):

13.02.2016 :

1 место – Петер Превц

2 место – Йоханн Андре Форфанг

3 место – Роберт Кранец

14.02.2016 :

1 место – Петер Превц

2 место – Штефан Крафт

3 место – Андреас Стьярнен

Предыдущий опыт:

Обновленный трамплин стал вотчиной словенцев и Грегора Шлиренцауэра: по три победы у Грегора и каждого из двух выигрывавших словенцев, Петера Превца и Роберта Кранеца, в десяти стартах.

В 2015 году Зеверину Фройнду также удалось победить, а в 2011 году на одном из стартов Шлиренцауэр поделил первую строчку с Юханом Ременом Эвенсеном. Камил Стох лишь трижды был в топ-10 (самое высокое место – седьмое), а вот Штефан Крафт, умеющий хорошо выступать на полетных трамплинах, в прошлом году трижды финишировал в топ-10 и даже попал на подиум.

У Танде в прошлом также имеются оптимистичные результаты: три попадания в топ-10. Другие норвежцы также традиционно хорошо выступают на домашнем полетном этапе: про Аннеша Фаннемеля лучше всего говорит установленный им мировой рекорд, Андреас Стьярнен и Йоханн Андре Форфанг в прошлом году попадали на подиум.

Командный старт проводился лишь один раз, в 2012 году, и закончился победой сборной Австрии, на втором месте были немцы, словенцы смогли стать лишь третьими, а норвежцы и вовсе были вне подиума.

Над материалом работали Anastasia Solovyeva и Darija.

Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).