11 мин.

Вопрос трёх лет

Первый матч 1/16 финала Лиги Чемпионов между Djurgården IF и Växjö Lakers (4:3), состоявшийся 22 сентября в Стокгольме, собрал 566 зрителей. Это событие, к сожалению, стало главным – с медиа-точки зрения – на текущей стадии турнира. Не разделяя алармистские настроения, не поддерживая призывы закрыть лавочку, используем повод для разговора о зрительском интересе к турниру.

Интерес невысок. Конкретизировать это относительное понятие можно так: на матчи клуба Х в Лиге Чемпионов обычно приходит меньше зрителей, чем на матчи того же клуба в национальном чемпионате. По итогам сезона 14/15 средняя посещаемость игр ЛЧ составила 3286 человек (групповой этап – 2977 ч., плей-офф – 3376 з.), в то время как на матчи 44 участников турнира в регулярных чемпионатах собиралось в среднем 4238 зрителей. С подробным исследованием этой темы можно познакомиться на сайте ЛЧ.

Турнир, сулящий немалые стратегические выгоды, по-прежнему плохо продаётся. По-прежнему сохраняются сомнения относительно будушего ЛЧ. Зритель по-прежнему – главный враг евроинтеграции.

Ложные тревоги

География, название и природный перфекционизм комментаторов делают неизбежным сравнение хоккейной Лиги Чемпионов с футбольным турниром. Сравнение безусловно невыгодное и порождающее первое возражение: хоккейная Лига Чемпионов, в отличие от футбольной, не является состязанием сильнейших клубов и игроков. Следовательно, и футбольного успеха ей не видать.

Соображение это, с одной стороны, вполне верное. Но вывод о том, что CHL не догонит футбольный турнир, отнюдь не означает, что турнир не имеет права на существование. В похожей ситуации находятся такие клубные состязания, как футбольный Кубок Либертадорес или баскетбольная Евролига. Существующие и не собирающиеся умирать. Хоккейная ЛЧ так же может занять свою нишу.

В том же ряду можно рассматривать и вопрос об участии в турнире клубов КХЛ. Это будет полезно со спортивной точки зрения и повысит статус ЛЧ. Однако отнюдь не очевидным является предположение о том, что это приведёт к резкому росту посещаемости. Может возникнуть эффект «отложенного похода». Когда зритель Y решить подождать визита СКА/ЦСКА/«Йокерита» и не пойдёт смотреть на немцев или словаков.

Против всех

В ряду настоящих проблем ЛЧ видное место занимает проблема инкогнито. Европейские болельщики не знают ни игроков, ни клубов из соседних стран. Даже ваш обозреватель, не первый год наблюдающий за евротурниром, не сможет с ходу ответить, кто страшнее – Lukko или KalPa. Многолетний опыт European Trophy указал на эту проблему однозначно: не во всех, но в очень многих случаях больше всего зрителей собирали матчи с соотечественниками.

К этой беде примыкает проблема иерархии – точнее, её почти полного отсутствия в пределах ведущих европейских лиг. Швейцарские, немецкие, чешские болельщики считают свои лиги чуть более сильными, чем они есть на самом деле. И сомневаются (напрасно) в том, что матч Лиги Чемпионов по качеству превзойдёт хотя бы «стандартный» матч национального чемпионата.

Не решающий, но заметный вклад вносит географический фактор. Небольшие расстояния позволяют организовывать массовые выезды болельщиков в европейских чемпионатах. Гостевой сектор всегда отлично слышно, а вклад заезжих гастролёров в общий котёл посещаемости составляет порядка 10% и даже более. В рамках континентального турнира такое если не невозможно, то как минимум маловероятно.

Тяжкой ношей остаётся шлейф «предсезонности». Лига Чемпионов выросла из European Trophy . Групповой этап Лиги Чемпионов стартует в августе. Это во многом создаёт впечатление несерьёзности происходящего. И если до начала регулярного чемпионата на такое, «за неимением», посмотреть можно – то по ходу сезона смысла в походе на игры ЛЧ нет. Это выражается в том, что посещаемость игр евротурнира, идущих параллельно национальным чемпионатам, у большинства клубов падает в сравнении с играми конца августа – начала сентября (по опыту сезона 14/15 исключение составили только полуфиналы и финал).

Чёрный вторник

Ну а почётное место занимает проблема календаря – как раз возникающая после начала национальных чемпионатов. Важное отличие европейского хоккея от футбола, баскетбола и гандбола – в числе матчей национальных чемпионатов. В хоккей играют примерно в 1,5..1,7 раз больше. Разница принципиальная: европейские хоккейные клубы в рамках регулярного чемпионата играют домашние матчи еженедельно, в то время как для футбола, баскетбола, гандбола характерна схема «одна домашняя игра за две недели».

Более того, в погоне за высокой посещаемостью, европейские лиги проводят туры ближе к концу недели. Любопытно, что лидирующая по числу зрителей NLA использует схему «пятница-суббота», несмотря на очевидные спортивные издержки. Немцы придерживаются схемы «пятница-воскресенье», шведы – «четверг-суббота».

Чехи пытаются играть в те же дни, что и немцы – но отнюдь не с той же пунктуальностью, в чешской Экстарлиге много перенесённых игр. Чехи на сегодня занимают четвёртое место по посещаемости. А вот финны, играющие 60 матчей (против 50 в Швейцарии и 52 в Чехии, Германии и – с этого сезона – Швеции), регулярно проводят туры в будни – и очень сильно проигрывают четырём упомянутым выше лигам с точки зрения популярности.

Словом, у европейца, полюбившего хоккей, есть строго заведённый порядок: он ходит на хоккей раз в семь дней. Причём обычно ближе к концу недели. И он не страдает от дефицита домашних игр, в отличие от футбольного, баскетбольного или гандбольного фаната.

В «предсезонной» части Лиги Чемпионов на этом удаётся сыграть. По ходу сезона ситуация меняется кардинально. Традиционным игровым днём ЛЧ в этот период становится вторник. И пока в турнире сохраняется заведённый ещё во времена European Trophy порядок: посещаемость «вторничных» игр меньше, чем посещаемость игр, которые проводятся ближе к концу недели в августе-сентябре.

Необычность ситуации можно проиллюстрировать следующим примером. Накануне матча 1/16 финала с Frölunda Indians руководство ERC Ingolstadt организовало специальную акцию «Хоккей после работы»: приведи с собой шесть коллег, и получишь билет бесплатно (а коллеги – со скидкой). Тем не менее, игра собрала 2046 человек – против 2300 на групповом этапе. Европейцы не страдают от недостатка хоккея. Дополнительные матчи Лиги Чемпионов пока многими воспринимаются как «лишние».

Первый успех

Картина рисуется мрачная. Тем не менее, на этом фоне есть сразу несколько ярких пятен. Одно из них – успех турнира в лигах «второго эшелона».

По итогам сезона 14/15 только один клуб – HC Košice – собирал на матчах ЛЧ больше зрителей, чем в домашнем чемпионате. Теперь таких, по данным eurohockey.com, сразу восемь. Герои поимённо: белорусский «Неман», французские Grenoble и Gap Rapaces, словацкие HC Košice и HK Nitra, британские Braehead Clan и Sheffield Stellers и норвежский Storhamar Dragons. Всё это – команды с «лицензией С», то есть не играющие в шести лигах-основателях. Для любителей зрительской статистики – таблица 1, общие сведения о посещаемости «клубов С» в Лиге Чемпионов прошлого и текущего сезонов.

Таблица 1. Данные о посещаемости домашних матчей клубов из стран с лицензией С в групповых турнирах Лиги Чемпионов сезонов 14/15 и 15/16

1

Успех Лиги Чемпионов на перефирии показателен. Когда болельщик не сомневается в серьёзности турнира, когда болельщик не сомневается в том, что увидит матч более высокого уровня – в сравнении с домашним чемпионатом – он идёт на трибуны. Проблемой перестаёт быть даже вторник, что доказывает пример первой игры С-клуба в плей-офф. Чемпион Словакии, HC Košice, на игру с вице-чемпионом Швеции Skellefteå AIK (сенсационные 4:3, два возвращения с 0:2 и 2:3) собрал 5038 зрителей – больше, чем на игры национального чемпионата и больше, чем на игры группового этапа.

Это всё говорит не только – и не столько – о том, что «С-страны» могут стать драйвером зрительского интереса. Это у них может получиться только частично, в силу небольших арен многих клубов. Важнее другое: когда швейцарские, чешские, немецкие, австрийские и финские болельщики придут к тем выводам, которые уже сделали болельщики французские и британские, зрительский интерес к турниру существенно возрастёт.

Воспитательная работа

Таким образом, перед теми, кто затеял затейную затею, то есть перед руководителями лучших европейских клубов, стоит задача воспитания собственных болельщиков. И они эту задачу решают. Проилюстрировать результаты работы я решил таблицей 2, в которой сведены данные о посещаемости европейских игр клубов, которые участвуют в проекте с European Trophy 2011. Клубов таких 18 – triple original six, так сказать.

Таблица 2. Средняя посещаемость домашних игр матчей European Trophy и групповых этапов Лиги Чемпионов клубов системы triple original six

22

Результаты интересны. Несмотря на наличие отдельных частных проблем и одной проблемы общей, к которой мы ещё вернёмся, налицо стабильный прогресс. Более показательным представляется оценить его по таблице 3, в которой те же данные анонимизированы – и приведено распределение клубов по категориям посещаемости.

Таблица 3. Распределение посещаемости клубов системы «triple original six»по категориям

 

3

Видно, что число команд с позорной посещаемостью менее 2000 человек за игру уменьшилось до минимума, в то же время в категорию «прилично» (более 4000) попали уже пять клубов, и теперь в этой категории – не только немцы, как раньше. Таким образом, время не только лечит, но и учит. По мере знакомства болельщиков с европейским ландшафтом число желающих полюбоваться зарубежными красотами растёт. В таблице 4 – те же данные, но уже по странам, в список добавлены швейцарцы (пропустившие ЕТ2011).

Таблица 4. Посещаемость матчей European Trophy и групповых этапов Лиги Чемпионов по странам-основателям

4

Картина в целом столь же позитивная. Неприятным исключением смотрятся шведы, и здесь следует сделать важную оговорку. Спортивное преимущество шведов на сегодняшний день кажется неоспоримым. И это, безусловно, во многом обеспечит позицию Швеции как «проблемной зоны» с точки зрения посещаемости в ближайшие годы – как минимум до подключения к проекту КХЛ. Впрочем, пример Luleå Hockey показывает, что при желании даже шведов можно воспитать правильно.

Поразительное упорство

Настал момент для лирического отступления. Европейский клубный турнир пережил целый ряд кризисных ситуаций. ZSC Lions и SC Bern (по до сих пор неизвестным причинам) пропустили ЕТ2011. В 2012 г. руководство Slavia Praha решило покинуть проект за месяц до старта. В 2013 г. выяснилось, что получивший право хозяйствовать на финальном турнире HC Slovan уходит в КХЛ. Перед запуском Лиги Чемпионов евроинтеграторы потеряли Jokerit. Наконец, HC Geneve-Servette и HC Davos в 2014 г. возражали против участия NLA в Лиге Чемпионов.

Ни один из перечисленных выше инцидентов не вызвал эффекта домино и не привёл к гибели проекта. Объясняется это тем, что большая группа европейских клубных боссов твёрдо уверена в необходимости турнира. И настойчиво решает возникающие проблемы. В случае с посещаемостью те же боссы демонстрируют ту же настойчивость.

Sparta Praha – единственный чешский клуб, присоединившийся к ET ещё в 2010 г. Руководство Sparta воспитывает своих болельщиков с отчаянием обречённых: несмотря на то, что матчи 2012-2013 гг. посещали всего несколько сотен человек, команда регулярно играла на основной арене (в ЕТ использование тренировочных катков было нормой). И сегодня сумела улучшить результат с немыслимых 740 до просто плохих 2900 человек на игре евротурнира.

Я до сих пор помню лицо Марка Люти, шефа SC Bern, после игры European Trohpy c HC Bílí Tygři Liberec. Матч, состоявшийся 13 ноября 2012 г.на знаменитой PostFinance Arena, собрал... 665 человек. «Со спортивной точки – очень полезный турнир, но над маркетингом надо поработать» – философски заметил тогда лучший хоккейный бизнесмен Европы. Спустя три года, 28 августа 2015 г., на игру Лиги Чемпионов с HIFK пришло 6 212 человек.

Стоит отметить и позицию руководства опозорившегося Djurgårdens IF. Шефы ЕТ всерьёз рассматривали исключение стокгольмского клуба из проекта – после того, как DIF вылетел в Allsvenskan. Однако оказавшийся в сложной ситуации рекордсмен шведской лиги (16 титулов) отнюдь не отказался от европроекта ради того, чтобы сосредоточиться на возвращении в SHL – несмотря на то, что задачу эту пришлось решать два года. В Стокгольме так же верят в европроект.

Итог закономерен. Зрительский интерес к европейскому турниру растёт. Общие сведения об этом росте – в пятой, последней на сегодня таблице.

Таблица 5. Сводные данные о посещаемости матчей European Tropy и группового этапа Лиги Чемпионов за 2011-2015 гг.

5

Дело времени

Анализ любой системы необходимо выполнять с точки зрения цели, на достижение которой работает система. Это правило годной аналитики, к сожалению, часто забывают. Между тем, основными заявленными целями Лиги Чемпионов на сегодня являются развитие игры в Европе и развитие клубного хоккея в «новых» странах.

Под эти цели создан текущий формат турнира. Очевидно не оптимальный с точки зрения посещаемости. Понятно, что интерес к визитам британцев в Швецию будет ограничен. Понятно, что при участии в турнире 6-8 команд от каждой Лиги проблема инкогнито будет остра ещё долгое время.

В связи с этим вопрос о посещаемости из «Почему так плохо?» переформулируется «Почему так неплохо?» Несмотря на то, что против роста зрительского интереса работает множество факторов, интерес к евротурниру растёт.

Ответ прост. Новая организационная структура Лиги Чемпионов, в которой главную роль играют клубы, а не ИИХФ и национальные федерации, работает. Списывать убытки от аренды пустых стадионов ради собственной идеи легче, чем ради затей кого-то другого. Пока консенсус среди европейских клубных боссов сохраняется: евроинтеграция является единственным вариантом дальнейшего прогресса игры в Старом Свете. Прогресса, способного изменить расстановку сил в мировом хоккее.

Официальных ориентиров по посещаемости никто не ставил. Неофициальные звучали. В одном случае речь шла о посещаемости «на уровне национальных чемпионатов», в другом были конкретные числа – 5000…6000 человек на матче. Динамика роста зрительского интереса показывает, что в целевой диапазон можно попасть через три года. Между тем, подписанные контракты на проведение Лиги Чемпионов истекают в сезоне 16/17. Таким образом, весной 2017 г. судьба турнира решится окончательно. Если энтузиазсты смогут убедить скепктиков поработать ещё хотя бы три года – Лига Чемпионов, скорее всего, будет у нас ещё долго.