4 мин.

Минус два

Югру и Ладу исключили из числа участников КХЛ. В принципе, это было ожидаемо – именно эти клубы чаще других упоминались по ходу сезона, как наиболее явные кандидаты. Собственно, положение этих команд в рейтинге КХЛ не поменялось по сравнению с прошлым годом – они всё также соседи по дну.

Если отстраниться от эмоций и посмотреть на ситуацию расчётливо, то оба клуба просто необходимо было убирать из Лиги. Югра последний раз выходила в плей-офф в сезоне 2011/2012, а после этого самым высоким местом команды в регулярном чемпионате было 16е. На протяжении пяти сезонов югорчане не поднимаются выше 22го места. Похожая ситуация и у тольяттинцев. За четыре сезона после возвращения в КХЛ самая высокая позиция – 24я. Очевидно, что в спортивном плане эти команды не давали Лиге абсолютно ничего. У Югры, помимо этого, явные проблемы с ТВ-спросом, заполняемостью арены и потенциалом локального рынка (в сумме даёт 30% в рейтинге). Да и по бюджету зарплат Югра явно не в числе лучших команд. Лада имела финансирование из бюджета области, что не идёт в плюс к рейтингу. В общем, очевидно, что обе команды не соответствовали уровню КХЛ. А имели они возможность как-то этот уровень повысить?

1

Год назад много говорилось о том, что новокузнецкий Металлург выгнали из КХЛ по наспех придуманному рейтингу, не дав даже времени, чтобы попытаться что-то исправить. Ладе и Югре это время предоставили. И если по поведению хантымансийцев было понятно, что больше одного сезона они задерживаться в Лиге не собираются, то тольяттинцам кое-что сделать всё-таки удалось. Лада показала лучшую за четыре последних сезона посещаемость – почти 5500 зрителей или 90% заполняемости арены. Да, это меньше среднего по Лиге, но явно больше, чем у ЦСКА, Торпедо, Адмирала, Автомобилиста, Сочи и московского Динамо. Вообще, в Тольятти прошла неплохая работа с болельщиками. Уж, как минимум, не хуже, чем было в Череповце, например. А вот спортивные результаты, к сожалению, подтянуть не удалось. Можно валить всё на травмы лидеров (Эштон, Соин, Стрельцов, Новотны, Филатов – не последние люди в составе), можно на тренерские ошибки (или ошибки с тренером?). Но факт остаётся фактом – Лада снова закончила сезон на дне таблицы. Выход в плей-офф вполне реально мог позволить тольяттинцам побороться с Северсталью за право остаться в Лиге. А то и обе команды не тронули бы. Внесло свою лепту и руководство области – они готовы были гарантировать финансирование команды на уровне 800 млн. рублей, что вполне себе неплохо. Другой вопрос – был бы от этого результат или нет? Кто-то может сказать, что одного сезона мало для того, чтобы выправить дела команды. Но ведь Амуру, Северстали и Спартаку, находившимся в группе риска год назад, это удалось – все три команды пробились в плей-офф, повысив при этом и посещаемость домашних матчей. Как минимум, на один год они отсрочили свой исключение из КХЛ.

Вообще, в списке исключённых должно было быть три команды. Но трогать удивившую всех в этом сезоне Северсталь не стали. Возможно, руководству КХЛ и нет смысла, что называется, «пачкать руки» - третья команда может отвалиться сама собой. Сразу после заседания совета директоров Лиги прошла информация, что Адмирал оштрафован за долги по зарплате. Вполне вероятно, что клуб из Владивостока просто не потянет финансовый груз и самостоятельно снимется с турнира. То, что в Адмирале творится невероятный бардак, было видно ещё по ходу сезона, а приглашение команды могильщиков вряд ли было случайным. Так что мечта Чернышенко о 24х клубах в сезоне 2018/2019 ещё может стать реальностью.

2

Таким образом, сокращение Лиги, начатое в 2017 году, продолжилось. Объективно, от явно слабых в спортивном и экономическом плане команд необходимо избавляться. Простых и безболезненных решений в этом вопросе быть не может. Сказать, что Лада и Югра не заслужили исключения, нельзя. Единственный, кто страдает от этого решения – это болельщик. Ведь хоккеисты найдут себе место в составе других команд, сами клубы продолжат выступать в ВХЛ, то есть не умрут, руководители областей и спонсоры вздохнут с облегчением, уменьшив финансирование убыточных проектов, хоккейные школы тоже не закроются. А вот местных болельщиков лишают возможности ежегодно видеть звёзд российского хоккея и заставляют наблюдать за низкопробным турниром под названием ВХЛ. Тут бы ФХР вмешаться и взяться за Вышку – ведь сделать её интересной и смотрибельной вполне реально. Да и вообще, работать с региональным хоккеем, помогать спортивным школам – это работа ФХР, а не КХЛ. Но Третьяк сделал всё, что мог – мы против исключения Лады и Югры, поэтому на заседании мы воздержались от голосования. Браво!

Как такое решение повлияет на КХЛ? Моё мнение – позитивно. Лига избавилась от очевидного балласта. Теперь командам, считавшим, что занимая 20-25 места, они находятся в безопасности, придётся задуматься о своём будущем. Да и устрашающие методы, как было видно даже из нынешнего сезона, действуют в нашей реальности куда эффективней уговоров – борьба за плей-офф (пусть и в нижней части таблицы) обострилась, клубы стали бороться за зрителя, ТВ-картинка стала улучшаться. Если руководство КХЛ не остановится только на исключении слабых клубов, но и задумается, как всем оставшимся стать сильнее, то, возможно, мы и дождёмся интересного и конкурентного чемпионата.