2 мин.

Как российские футболисты оказываются за границей

По "русским за границей" и конкретно репликам Иосифова и других молодых российских игроков в прессе в стиле «они меня увидели на сборе или в игре» - это типовой грамотный и политкорректный ответ игрока журналистам. Однако факту и по опыту, российский рынок долгое время не рассматривался Европой как отдельное место для поиска местных талантов или готовых игроков. И в начале 2010х ряд европейских топ-систем и клубов, к сожалению, официально прекратили глубоко и целенаправленно следить за российскими игроками, но при этом "мониторили" легионеров, а также Украину или Грузию. Причины известны - игроки на контрактах и в зоне комфорта, цена/качество, адаптивность и малое число международных матчей с высоким сопротивлением. Поэтому, не секрет, подавляющее большинство международных сделок молодых и готовых игроков на выход, а именно переезд Иосифова, Шомуродова, неудавшийся отъезд Чалова, Жиров, Кокорин, Караваев, Смолов со ста голами итд итп - 90% этого делалось «руками». Интерес генерировался и формализовался заинтересованными людьми, цепочкой посредников, консультантов, иногда полуслучайно, при этом часто кто-то был на «той» стороне, кто как-то ориентируется в рынке Востока (партнер, клуб, тренер).

До последнего времени в Европе самостоятельно следить могли только за очевидными российскими сверхталантами типа Дзагоева, Головина или Аршавина. И то с оговорками. Только в последние тройку лет в связи с проседанием футбольной экономики Восточной Европы, примерами успеха Головина, Малиновского и других ребят, повышением адаптивности молодых игроков и их родителей, а также банальной миграцией - тренд начал медленно меняться. Прежде всего, это позитивно расширяет возможности для самих игроков и русского футбола в целом, ведь по большому счету долгое время выбор у молодого нераскрученного российского игрока - или несколько клубов РПЛ, десяток клубов ФНЛ или собственный балкон. А у нигерийского или хорватского пацана - весь мир.

И тут же, по возможному интересу «Эвертона» и "Челси" к Головину или Захаряну - это тоже смежная тема. Так как акционеры клуба имеют прямые интересы в России. И целый ряд других заметных переходов россиян в сколь-либо серьезные клубы:

Смертин - в "Челси" Аршавин - в «Арсенал» Погребняк - в «Рединг» Жирков - в «Челси» Караваев - «Спарту» и «Витесс» Головин - в «Монако» итд, в этих и других случаях акционер/директор/советник этих клубов был из России, говорил на языке или имел прямые интересы в России. И, в том числе, благодаря этому игроки вообще оказывались в Европе. Все это еще раз к тому, что российский игрок в глазах иностранцев - неочевидный лот. Нередко наших приобретают только наши, и точно когда их за руку приводят наши. И любая сделка из «русских за границей» - уникальная и сложная комбинация удачных обстоятельств и усилий.

Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"