4 мин.

Футбольный клуб. За что на самом деле мы болеем?

После победы ФК «Кубань» над ФК «Краснодар» в некоторых кругах возобновился спор о том, какой клуб для Краснодара важнее. Многие вспомнили, что нынешняя Кубань на самом деле переименованный ФК «Урожай» и вряд ли имеет отношение к той «Кубани».

И здесь у меня возник вопрос: а что вообще такое футбольный клуб? Исчезает ли он при смене названия? И важно ли это название?

Давайте, для понимания процесса возьмем один из самых популярных клубов страны – Спартак. Что такое "Спартак"? Когда-то это был клуб русского гимнастического общества (РГО «Сокол»), которое было зарегистрировано и официально основано в 1883 году. Затем после революции было создано добровольное спортивное общество на основе физкультурных кружков Промысловой кооперации «Спартак». Это название сохранили многие спортивные клубы, входившие ранее в структуру этого всесоюзного общества. У спортивного общества был свой устав, цели и задачи. И люди, в том числе и футболисты, старались действовать в соответствии с этим уставом.

Другой пример – это команды типа «Торпедо», которые формировались по производственному принципу. Люди, которые играли в таких клубах и болели за них, чувствовали свое родство с заводом, на котором они работают.

 Но те события остались в далеком прошлом. Сейчас эти клубы не имеют никакого отношения ни к спортивному обществу, ни к крупным производствам. Футбольный клуб представляет собой частную организацию, в которой есть некая структура, финансирование и наемные работники, которые играют за эту структуру. А еще есть болельщики, которые за всем этим следят и переживают.

Но вот вопрос, а если я соберу 11 парней с района и назову нашу команду "Спартаком", надену красно-белую форму и приглашу пару фанатов за нас поболеть, то чем этот мой «Спартак» будет отличаться от клуба Леонида Федуна? Есть такое ощущение, что ничем.

Единственное, что сейчас может идентифицировать клуб, это его традиции. Но их кто-то должен хранить. Игровые традиции отданы в угоду тренерам, которые меняются раз в два года. Каждый новый тренер ставит команде свою игру и, в общем-то, совершенно все равно какую. Главное, чтобы она приносила результат. От всех отличительных особенностей футбольного клуба осталась только его экстерьер (клубные цвета, эмблема) и традиции боления. Но если вдруг фанаты настоящего Спартака придут на стадион поболеть за мой «Спартак», то по всем параметрам получается, что мой «Спартак» и есть настоящий Спартак. Ведь никаких отличий между клубами уже не будет.

Существует и другое мнение, которое касается футбольных клубов из провинции. Возьмем ульяновскую "Волгу". За 75 лет своего существования клуб назывался "Торпедо", "Динамо", "Спартак", "Волга", "Старт", "Волга", "Волга-энергия" и вновь, с 2006-го, "Волга". Все это — одна и та же команда, представляющая город Ульяновск. Кроме Москвы и Краснодара, у нас не так уж и много команд, представляющих один и тот же город. И клуб «Волга» из Ульяновска всегда будет для болельщиков этого города своей командой, наследующий все права всех предыдущих, как бы она не называлась. И уж тем более никто не будет обращать внимания на ее юридическую форму собственности, ведь за последние три десятка лет все клубы первого-второго дивизионов прошли через смену формального юридического лица, избавляясь от долгов.

В большинстве случаев, это справедливо. Однако, к примеру, когда воронежский Факел переименовали в ФК "Воронеж" в середине нулевых, это обернулось кошмаром для тогдашних футбольных функционеров. И сейчас то время вспоминается болельщиками только в матерных выражениях.Это говорит о том, что название все же важно. Вероятно, это последнее, что остается от команды. Как знамя полка, возле которого сплачиваются дезорганизованные войска. К тому же раньше за клуб из Города N играли, в основном, жители города N. И здесь название команды было не так важно. Но сейчас этот критерий в прошлом, игроки меняются как на конвейере. Остается только название.

Если копнуть глубже, то получается и вовсе странная картина. Возможно, что никакого Спартака и вовсе нет. Он существует только в голове у его болельщиков. А без болельщиков это просто команда, которую можно назвать как угодно. Поэтому вчера у половины Краснодара был праздник. Ведь команда с названием «Кубань» победила команду с названием «Краснодар». И всем наплевать, что если эту Кубань хорошенько поскрести, то из под слоя новой краски проявятся слово «Урожай».