4 мин.

Клубов-сателлитов в РПЛ не будет?

Общее собрание клубов РПЛ вчера приняло во многом неожиданное решение о том, чтобы прописать в регламенте ограничение на аренду – не более двух футболистов из одной команды в другую. То есть это делает невозможной ситуацию, которая в прошлом сезоне сложилась между «Зенитом» и «Сочи». Из-за массовой аренды футболистов клуб с берегов Черного моря стали называть «Зенит-2».

Против голосовали только «Зенит», «Сочи», а также «Спартак», «Химки» и «Уфа», которые силами нового гендиректора «Спартака» Шамиля Газизова хотели провернуть ту же комбинацию с массовой арендой. Но 11 клубов решили исход голосования не в их пользу.

Публично высказались на эту тему Шамиль Газизов и председатель Совета директоров «Локомотива» Анатолий Мещеряков. Первый назвал решение выстрелом в ногу, а второй считает поддержку одного клуба за счет другого практикой за гранью добра и зла.

Второе решение по теме аренды - утверждение положения, согласно которому в трансферных соглашениях будет отменен запрет на участие арендованных футболистов в матчах против команды, которая отдала его в аренду. И это тоже удар по практике создания клубов-сателлитов.

Я уже писал, чем она вредна и какой ущерб российскому футболу нанесет. В частности, она превращает в профанацию лимит на легионеров. Он, по сути, для богатых клубов становился в два раза шире, чем для всех остальных. Но главное существование клубов-сателлитов стимулирует проведение договорных матчей и нарушает фундаментальный принцип европейского клубного футбола, при котором в Лиге должен играть один клуб одного владельца.

Скандал вокруг «Химок». Ну да, мы офигели, и что?

Интересно, что на оглашение решение не прибыл президент РПЛ Сергей Прядкин. В последнее время появилось много слухов о его отставке, хотя боссы клубов их всячески опровергали, но тем не менее дыма без огня не бывает. Формально Прядкин проводил совещание руководства клубов и Роспотребнадзора, на котором предложения футбольной общественности о сокращении времени карантина санитарными врачами были отвергнуты. То есть и тут Прядкин показал себя не самым лучшим лоббистом. Тем не менее его мнение о ликвидации практики клубов-сателлитов журналисты так и не услышали. А хотелось бы спросить в том числе о том, почему такое решение не было принято перед прошлым сезоном, и мы не избежали позора с «Зенитом-2».

Окончательное же решение по поправкам в регламент будет принято на бюро Исполкома РФС. Могут ли быть сюрпризы? В принципе могут, потому что наверняка включаться лоббистские возможности «Спартака», Газизов на это прямо намекнул, а есть еще и близкий к нынешнему руководству РФС «Зенит». Однако если решение РПЛ поддержано не будет, то получится самый громкий скандал в российском футболе, наверное, со времен допинговой дисквалификации Егора Титова.

При этом нужно понимать, что появление практики клубов-сателлитов стало возможным только сейчас неслучайно. Причина кроется в расслоении клубов РПЛ на богатых и всех остальных, которым в принципе ничего, кроме сохранения прописки в элитном дивизионе и не надо, ибо даже еврокубки они финансово не потянут. Собственно, смысл футбольных проектов в некоторых регионов и заключается в том, чтобы быть сателлитами. Готов ли серьезно тратиться Борис Ротенберг на «Сочи»? На этот счет есть большие сомнения, потому что его просто попросили занять бывшим питерским «Динамо» стадион «Фишт».

Но «Сочи», видимо, чемпионат все-таки доиграет. С «Химками» же такой уверенности нет. До появления в СМИ информации о соглашении со «Спартаком» министр спорта Московской области Роман Терюшков отправлял находящийся в собственности региона клуб то в ФНЛ, то аж в ПФЛ. Так что смело можно ждать писем немногочисленных болельщиков «Химок» с заголовком «Путин, помоги!».

Поэтому совсем не исключено, что Шамиль Газизов прав и в конечном итоге решение будет пересмотрено, поскольку РПЛ иначе не сможет проводить чемпионат из шестнадцати команд, а если их станет меньше, то на футболе в большей части регионов придется ставить жирный крест. Тем более что повесить на богатые клубы дополнительную нагрузку существенно проще, чем внедрять практику хотя бы минимальной самоокупаемости футбола.