6 мин.

Уникальный футбольный клуб СССР и Сергей Галицкий ушедшей эпохи

Гурия переводится, как «точка на карте». Сейчас так называется регион, в него входит город Ланчхути. После войны там появился футбольный клуб «Колмеурне», который позже стал «Гурией». Той самой, что навела шороха в советском футболе, выйдя в Высшую лигу в 1987 году. Всего один год, но этот десятитысячный городок видел киевское «Динамо» и московский «Спартак». Тогда много говорили о нефутбольных причинах взлета «Гурии», но так до сих пор судачат обо всем футболе Закавказья и Украины. Когда я спросил у своего водителя Левани, что он думает на этот счет, он рассказал мне про ворошиловградскую «Зарю» и ее чемпионство.

Как бы там ни было, в Ланчхути любили футбол и страстно болели за родной клуб. Грузины же умеют страстно болеть, поэтому действительно судьям и соперникам было не очень, мягко говоря, комфортно.

Известно Ланчхути еще одним историческим фактом. Из горного села Мамати родом второй президент независимой Грузии и глава МИД СССР Эдуард Шеварднадзе.

Собственно, Шеварднадзе связан с «Гурией». Но не Эдуард, а его брат Евграпи, который является, наверное, до сих пор самым уважаемым в Ланчхути человеком. Ему в 2018 году был открыт бюст. Семья Шеварднадзе не была богатой. Старший брат Акакий погиб при обороне Брестской крепости, а Эдуард уехал из Мамати после девяти классов школы в техникум. Ланчхути он не любил и был после отъезда в родовом селе всего несколько раз, так что «Гурия» его, конечно, никак не интересовала. Зато очень любил Ланчхути Евграпи.

Именем Евграпи Шеварднадзе до сих пор называется стадион, на котором играет «Гурия». Он создал ту самую «Гурию», которая могла бороться с куда более известным клубами из столиц союзных республик. Это, конечно, уникальный проект – поднять на футбольные вершину команду из Богом забытого райцентра в 10 тысяч человек населения.

Евграпи Амвросиевич, конечно, пользовался фамилией, когда собирал с предприятий Ланчхути деньги на футбольный клуб. Для него это была буквально навязчивая идея, поскольку он был страстным болельщиком и менее страстным патриотом Ланчхути. Так что он смог хотя бы на один сезон привезти на Родину главный футбольный турнир страны. В каком-то смысле Евграпи Шеварднадзе был эдаким прототипом Сергея Галицкого. Он сам, как мне сказал, племянник его жены «был магнатом» и «умел договариваться с заводами».

Реклама 18+

И ведь его «Гурия» это не какие-то ноунеймы. Конечно, в ней не было звезд, но были довольно добротные и не только грузинские игроки и тренеры. Например, в советской «вышке» с командой работал Михаил Фоменко, до этого главным тренером был легендарный Муртаз Хурцилава. Лучшим бомбардиром команды в 1987 году стал украинский футболист Виктор Хлус, тогда же в «Гурии» фактически начинал в большом футболе известный позже выступлениями за сочинскую «Жемчужину» Геннадий Бондарук и игрок сборной Грузии Гия Джишкариани. Уже после вылета из Высшей лиги в команду пришел Мераб Жордания, ставший впоследствии известным футбольным функционером.

Началом конца «Гурии» стал 1990 год, когда «Гурия» вновь вышла в Высшую лигу, но команды из Грузии решили играть отдельный чемпионат. И вот дошло сейчас до того, что команда ходит между пердивом и втордивом Чемпионата Грузии, а фотографии в этом материале показывают то, до какого состоянии дошла футбольная инфраструктура Ланчхути. И это даже не возмущает… Наоборот довольно мило, когда около стадиона пасутся коровы. Но они показывают, что та, настоящая «Гурия», теперь жива только в памяти. В нынешней есть, правда, футболист по фамилии Ягр… Но вы не подумайте чего, он из Ганы.

В Ланчхути была идея сделать настоящий музей семьи Шеварднадзе, их родовой дом каким-то чудом выжил и сохранил то, что может привлекать туристов. Там можно было рассказывать не только об Эдуарде, но и о военном подвиге Акакия и футбольном подвижничестве Евграпи. Сейчас, когда подъезжаешь к нему, к тебе из соседнего дома выходит 80-летний племянник супруги Евграпи, который до сих пор танцует народные танцы в местном ансамбле. Фотографироваться он отказался, не в форме, зато угостил меня сливой, которую сажал еще отец братьев Шеварднадзе. К сожалению, он не знает русского языка и мы общались через водителя. Кровать как раз Евграпи, детская библиотека братьев и много-много всего, что сохранили родственники Шеварднадзе, живущие в Мамати.

Однако идея с музеем была похоронена во времена Саакашвили, потому что Шеварднадзе был «пророссийским президентом». Новой же власти хватило только на то, чтобы поставить в прошлом году бюст Евграпи в Ланчхути. И то, фактически все сделали жители города. Потому что помнят «Гурию» и ее создателя.

Периодически также возникают планы реконструкции стадиона, носящего его имя. Но, видимо, уже в ближайшие годы «Гурия» будет играть в Батуми или Кутаиси, потому что арена в Ланчхути вряд ли будет допущена даже до игр второй лиги. И тогда футбол в этом замечательном регионе умрет совсем.