6 мин.

СКА Ростов-Дружба Майкоп: маленький футбол для настоящих людей

Побывал в Ростове на игре СКА и майкопской «Дружбы». Официальный протокол дает 150 зрителей (вместе со мной), средняя посещаемость СКА по сезону на домашних играх 308 человек. Между тем, по мне-то так матч был с подтекстом – одна из легенд ростовского футбола Геннадий Степушкин теперь главный тренер армейцев, а «Дружбу» возглавляет один из главных специалистов России по низшим лигам Софербий Ешугов. И стадиончик очень милый. «Труд» - арена местной школы олимпийского резерва и ее готовили к Чемпионату мира для базирования команд. До переезда на «Труд» команда играла в Батайске. Есть, конечно, арена СКА СКВО. Раньше он вмещал тысяч 30 и заполнялся, а теперь может вместить 500 человек. А до 70-х годов СКА играл на стадионе завода «Ростсельмаш».

Наверное, четверть из всех, кто вчера пришел, ходили смотреть на Виктора Понедельника, еще четверть уже на Сергея Андреева. Ну а так был даже фан-сектор. Я сразу хочу сказать, что с огромным уважением отношусь к этим людям. В город приезжали и «Бавария», и «Манчестер Юнайтед», но они и не думали ходить на «Ростов», они верны своей команды, некоторые до глубокой старости. Мужики обсуждали, что не были на новой «Ростов-Арене», но хотят сходить на игру с ЦСКА, потому что это единственная команда РПЛ, на которую они ходят в своем городе. На самом деле мне такая преданность близка, болею я за «Динамо», несколько поколений болельщиков которого не видело чемпионства. Есть ведь еще многострадальное «Торпедо» в Москве с посещаемость около двух тысяч. Кстати, вчера были еще два болельщика из Майкопа с клубным флагом, они пробили выезд.

На поле команды в РПЛ выводят дети, а тут вывела их собака, которая пока играл марш Матвея Блантера резвилась с мячом. Издалека мне показалось, что они из эпохи Виктора Понедельника, но вблизи вроде такой, что им играть можно.

Выиграла «Дружба», забив с пенальти, но это даже и не так важно. Ни одна из команд на повышение в классе не претендует. Там в лидерах краснодарский «Урожай», это бывшая обанкротившаяся «Кубань», и «Чайка» из ростовского села Песчанокопское, которую создал Иван Чайка (его именем названа сельская арена на 3000 человек), а дело продолжает его сын Андрей. Собственно, футбол в ПФЛ жив благодаря таким подвижникам. Ведь совершенно очевидно, что красть там нечего, богатство на трансферах не наживешь, поэтому можно не сомневаться – эти люди любят футбол. Как те подвижники, которые его пытаются сохранить или развить, так и болельщики, которые ходят именно на футбол, а не провести время.

После игры все команды подошли и поблагодарили рукопожатием каждого болельщика, причем, со словами благодарности. Ведь у нас, конечно, есть «Краснодар-3» или «Академия Виктора Понедельника» в той же зоне Юг ПФЛ, но по большому счету клубы из лиги не являются кузницей кадров для больших команд. Почти всех их до конца карьеры так и будет выводить на поле резвящаяся с мячом милая дворняга.

Встает вопрос, нужен ли такой футбол? Бюджет СКА, который курирует вице-губернатор Игорь Гуськов, на прошлый сезон составлял 40 миллионов рублей. В 2017 году областным бюджетом на поддержку команд по игровым видам спорта – СКА дали 14 миллионов из 800 миллионов по всей статье. Это довольно приличные деньги, пусть и подъемные для принимавшего Чемпионат мира Ростова. А ведь есть еще совершенно прозябающие команды ПФЛ на Дальнем Востоке, у которых даже мысли о повышении в классе нет.

Мне кажется, что такой футбол нужен. Во-первых, потому, что никакого иного футбола в том же Песчанкопском не будет, а там тоже живут люди, среди которых есть любители великой игры. Во-вторых, должен сохраниться чистый футбол, а не явление масскульта с обсуждением личной жизни Глушакова у Малахова. Это как сохранение народного пения, которое, конечно, проигрывает вчистую шоу-бизнесу. Есть даже целые программы ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия. В-третьих, тот же СКА это команда-музей. Те традиции, которые были, надо сохранять, а если клуб закроется, традиции умрут. Я, кстати, а матче купил программку современную и 1964 года. Раньше такие продавали на стадионе «Динамо» в музее. Мне с такой теплотой ее предложили, что я не смог отказать.

Другое дело, что бюджеты просто не выдержат содержание множества таких команд, поэтому надо думать над некоей реформой народного футбола. Может быть, правы те, кто говорит, что стоит отказаться от профессионального статуса таких клубов. Но те, кто предлагает такую реформу, предлагают только это. Однако подобного шага мало. Нужно подготовить инфраструктуру. Без государства никто не построит множество маленьких стадиончиков для футбольных школ и команды ФНЛ или ПФЛ, ибо они вообще никогда в жизни не окупятся. И строить надо не в городах Чемпионата мира, а по всей стране. Я вам приведу в пример даже Вьетнам, где я видел два таких школьных футбольных поля, которые у нас в РПЛ и летом есть не у каждого клуба. Возможно, нужны налоговые льготы или минимум упрощенная отчетность. Нужно разбивать команды на группы так, чтобы на игры можно было ездить на автобусе, что существенно сэкономит деньги. Ну и, конечно, в ПФЛ точно следует уйти от осень-весна и играть летом. Таким образом, содержать клуб сможет средний руки бизнес. Вот та же «Чайка» прижилась в ПФЛ после открытия нового стадиона, а содержит ее отнюдь не очередной Дмитрий Рыболовлев.

Но главная проблема еще в том, что предлагающие реформу российского футбола Федун и Газзаев не видели даже одного матча из того футбола, который они предлагают, скажем так, модернизировать. И болельщики, кстати, этого боятся. СКА уже уходил в небытие… Дай Бог, чтобы такого больше не случилось.