11 мин.

Решение МОК несет добро российскому спорту

Какие решения принял МОК?

1. Дисквалифицировать Олимпийский комитет России. Приостановить членство главы ОКР Александра Жукова в МОК. Вывести Дмитрия Чернышенко, бывшего генерального директора Оргкомитета «Сочи 2014», из Координационной комиссии Олимпиады-2022 в Пекине.

По словам Александра Жукова, альтернативой было решение полностью закрыть Олимпиаду для российских спортсменов.

2. Пригласить российских спортсменов индивидуально при соблюдении строгих условий на Олимпийские игры в Пхёнчхане. Затем эти приглашённые атлеты будут участвовать в индивиуальных или командных соревнованиях под именем OAR (Olympic Athlete from Russia).

Олимпиада вряд ли светит тем, кто хотя бы однажды был пойман на допинге. Например, конькобежцам Денису Юскову и Павлу Кулижникову, а также биатлонистам Александру Логинову и Ирине Старых. Единственный их шанс, это CAS, то есть спортивный арбитраж.

3. Не аккредитовывать каких-либо чиновников из Министерства спорта России на Олимпиаду-2018. Отстранить бывшего министра спорта Виталия Мутко и его заместителя Юрия Нагорных от участия во всех будущих Олимпийских играх.

Когда я услышал об этом решении, я уже смотрел билеты в Лозанну, чтобы персонально расцеловать каждого члена исполкома МОК. Во-первых, этим своим решением он сделал для развития российского спорта больше, чем Мутко за все годы своей деятельности на посту главного спортивного чиновника. Во-вторых, то, что всякого рода чиновники не поедут на Олимпиаду, означает, что целее будут деньги, а то мы помним их бюджеты на поездки в тот же Ванкувер. Кстати, против Мутко теперь ожидаемы и санкции со стороны ФИФА, тогда ему придется покинуть пост главы РФС.

4. ОКР возместит расходы, понесенные МОК вследствие расследований, и внесёт вклад в создание «Независимого органа по тестированию» на общую сумму $15 млн.

5. МОК может частично или полностью снять приостановление деятельности ОКР с начала церемонии закрытия Олимпиады-2018, если эти решения будут полностью соблюдены ОКР, приглашенными спортсменами и должностными лицами.

Фактически это означает возможность пройти на церемонии закрытия Олимпиады под российским флагом. Для этого, правда, не надо призывать к бойкотам, а Мутко не стоит инкогнито пробираться на Олимпиаду, как, скажем, во Францию на футбольный ЕВРО пробирался глава Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин. Да и лучше забыть идеи про отказ от телетрансляций.

За что нас так?

Решение МОК на самом деле находится в тренде последних тенденций в мировом спорте. Наказания за ту же коррупцию стали довольно обыденными, в том числе и за коррупцию, связанную с допингом. Самые громкие дела – отстранение от должностей руководителей ФИФА и УЕФА Зеппа Блаттера и Мишеля Платини. Обратите внимание, легендарный футболист после этого практически исчез из информационного поля. За махинации с допингом под отставку и уголовное дело попал бывший президент IAAF Ламине Диак. Я уж не говорю про всяких билетных спекулянтов в Бразилии с мандатами спортивных чиновников. 

Вы скажите, что это персональные санкции за нарушения закона и этики. И будете правы. В России несколько другой случай. Ей при рассмотрении вопроса участия сборной на Олимпиаде в Рио дали просто уникальный шанс оправдаться путем подачи в суд или признать нарушения и провести работу по их расследованию, устранению и наказанию виновных. Россия, живущая в эпоху постправды, не пошла ни по одному пути. Ни один чиновник, обвиненный докладом Макларена в создании государственной системы поддержки допинга, не подал ни в один суд, даже Басманный. Несмотря на то, что упомянутые в докладе чиновники были уволены, но уволены тихо, без всяких обвинений и объяснений. Стоящий над всем этим Виталий Мутко вообще пошел на повышение, став вице-премьером. При этом спортсменам в обжаловании доклада Макларена никто никакой практической помощи не оказал.

Более того, сам доклад, не про спортсменов, несмотря на все слова агитпропа, а про российскую систему управления спортом.

И тут вопрос совершенно не в Родченкове, хотя задать вопрос, как человек с уголовными обвинениями и белым билетом попал в начальники антидопинговой лаборатории, господину Мутко стоит. И даже если бы не было всей этой истории с докладом Макларена, лабораторию все равно следовало бы закрывать, потому что Россия на сочинской Олимпиаде не справилась с антидопинговой политикой. По большому счету там под сомнение можно ставить все результаты, потому что никто из нас не может гарантировать, что Родченков не насыпал какую-то дрянь и в пробы иностранных спортсменов. Закрытие же лаборатории вполне себе одна из причин нынешних олимпийских санкций в отношении России.

При этом тут ни в коем случае нельзя обелять WADA и МОК, потому что построенная ими система антидопинга совершенно неэффективная и даже позорная. Вот смотрите, на закрытии Олимпиады в Сочи чествовали россиян Легкова, Вылегжанина и Черноусова, выигравших лыжный марафон. Весь мир их видел и слушал российских гимн. Теперь первые двое медали должны отдать. Золото получит Черноусов, а вот кто получит серебро и бронзу вряд ли кто из вас без Гугла скажет. И вручат медали не при полном стадионе и не под трансляцию на миллионы людей, а тихо в каком-нибудь кабинете в Лозанне. Откровенно говоря, я начинаю задумываться, а какой смысл проводить Олимпийские игры, если их итоги потом еще годами переписываются? То есть то, что я вижу на стадионе, потом просто является фейком и не соответствует действительности.

Что мы все-таки натворили?

Плохо прежде всего то, что в России спортсмены стали прилагаться к флагу, а не наоборот. Это и есть главный аргумент, почему я вполне верю в государственную допинговую программу.

Вторая причина, почему я верю в допинговую программу – шальные деньги, которые крутятся в спорте. И ладно бы их еще спортсмены получали. Высокие результаты, а, значит, больше денег получат те, кто спортсменов готовит или вообще является откровенным прихлебателем. Не зря же в докладе Макларена упоминается ЦСП, который отвечает за подготовку сборных команд. Ведь чем больше медалей он принесет, тем больше денег получит. И не спортсмены, а всякие Кравцовы и Родионовы.

И вообще в российском спорте главное это деньги. Просто получить некую сумму. Стало общим место считать, что деньги решают все. Если в советское время в международных спортивных организациях были реально сильные представители страны, которые могли влиять на решения, то сейчас их заменили некие люди с чемоданчиками, чьи фамилии мы не знаем, в отличие от фамилий Виталия Смирнова, Валентина Гранаткина, да и маркиза Хуана Антонио Самаранча, нашего дорого Ивана Антоновича. Но все эти процессы против Блаттера, Платини и Диака стали уроком оставшимся, поэтому людей с чемоданчиками они опасаются.

Собственно, я вам перечислил три глубинные причины решения МОК. Отчасти они и правда политические. Мир ушел далеко вперед в понимании этики и морали, если хотите. По-моему, только в России говорят, что борьба с коррупцией приведет к цветным революциям. Оно касается и коррупции в спорте. И вряд ли кто-то нас спросит о воровстве губернаторов, это касается только нас с вами, а вот спорт вещь глобальная и наша коррупция отражается на мировом спорте в целом.

Сейчас говорят об унижении не только российского спорта, но и всей России. Так вот унижение, на мой взгляд, не сегодняшнее решение МОК, а те месяцы, которые прошли после доклада Макларена. То, как вели себя российские спортивные чиновники, недостойно не то, что великой страны, а даже банановой республики!

Я вообще свято уверен, что в России управляющие нами люди жутко ненавидят спорт и ему мстят. Вот скажите, как можно министром спорта было держать Мутко, а главой профильного парламентского комитета члена ЛДПР Михаила Дегтярева.

Много ли в решении МОК позитива?

После решения спорт в России пройдет эдакую процедуру самоочищения. Это долгий и сложный процесс, который займет довольно долгое время. Но идти он будет даже вопреки желанию Мутко и всяких присосавшихся к спорту мутных личностей.

Если во время Олимпиады в Сочи все соревновались в смотрении Олимпиады, то теперь, если верить соцсетям, все будут соревноваться в ее несмотрении! То есть люди, для которых спорт это война под флагом России против армии под флагом США, перестанут обращать внимание на спорт! С одной стороны, это понизит интерес, а с другой стороны, ведь будет понижен и градус патриотизма, а значит, спорт потеряет свое значение для пропаганды. Поверьте, от этого он станет только здоровее. Правда, мне откровенно жаль спортсменов. Да, МОК борется с проявлением грязного спорта, но он не выполняет правозащитную функцию по отношению спортсменам.

На самом деле это много! Спорт будет приходить в свое нормальное состояние, то есть от политической и даже полувоенной пропаганды к пропаганде здорового образа жизни. Грубо говоря, из военно-патриотического воспитания, спорт должен перейти в мирно-патриотическое.

Будет ли бойкот?

Никакого бойкота не будет. Причины тут четыре, мы их ниже рассмотрим, но сегодня уже Владимир Путин скажет, что пусть решают спортсмены, а олимпийское собрание 12 декабря примет решение ехать под нейтральным флагом. Косвенно это подтвердил даже Александр Жуков. Есть слухи, что хоккеисты выразили готовность ехать, несколько глав федераций заявили об этом прямо и однозначно.

Есть одна правовая причина. В соответствии с Олимпийской хартией, призывы к бойкоту караются пропуском двух олимпийских циклов. Я не думаю, что у наших правителей есть готовность вычеркивать Россию из мирового спорта еще на восемь лет.

Но даже если бы не было таких правовых последствий… Ну а что делать? Мы сейчас даже не проведем соревнования «Дружба-84», в которых приняли участие несколько десятков стран. Сейчас у нас такого количества союзников просто нет. Проводить соревнования с ЛНР, ДНР и Абхазией или Спартакиаду народов России можно, однако никто из вас это не только смотреть не будет, но даже узнавать результаты. Просто можно запретить ввоз колбасы и сыра, мы свои, пусть и плохенькие, можем сделать, а вот сделать своими силами альтернативную Олимпиаду мы не можем.

Еще одна проблема пропуска двух олимпийских циклов – фактическая ликвидация спорта, как отрасли. Что будут делать спортсмены? Менять спортивное гражданство, сейчас это возможно. А вот что будут делать выпускники многочисленных институтов физкультуры, тренеры и прочие, я не знаю. В конце концов, какой будет смысл идти в детские лыжные секции, если никакое движение вверх тебе не светит?

Да и надо понимать, что желание авторитетных спортсменов поехать на Олимпиаду, нельзя игнорировать. Тот же Павел Дацюк лечил колено, пока всякие эти коллективные депутаты Дегтяревы и сенаторы Клинцевичи ездили с мигалками и сидели в теплых креслах. Перед выборами никак нельзя допускать недовольство спортсменов.

Политика?

Отчасти, конечно, тут политики довольно много. Хотя вот если бы МОК принял решение ничего не заметить и пустить Россию, как пустил в Рио, это была бы политика, а именно нежелание ссориться с нашей страной. Ничем другим это решение было объяснить нельзя. Повторю, было больше года, чтобы обжаловать обвинения в суде или признать и принять меры по устранению нарушений. Сейчас фактически МОК взял на себя функции устранения нарушений, например, в лице Мутко и Нагорных.

Ничего же антироссийского тут, конечно, нет. Спорт — это глобальная вещь. Уже даже национальный спорт вещь довольно условная. Какое же национальный спорт с Виктором Аном или всеми хоккейными командами КХЛ. Поэтому тут надо следовать общим правилам. Если они не нравятся, надо соревноваться с ЛНР и ДНР, другого выхода нет. Для глобального спорта международные правила в разы важнее, чем правила национальные.

А вот сама государственная антидопинговая программа – чистая политика. Россия должна показать триумф в Сочи, эта задача была под контролем высшего руководства. То есть не было задачи обеспечить победу сильнейшего, была задача обеспечить победу наших. Для того, чтобы показать, как у нас стало хорошо и как великолепно у нас развит спорт. Прямо как в старые добрые времена!

Сначала сочинская Олимпиада превратилась в тыкву, а теперь и весь наш спорт. И это тоже куда более унизительно, чем решение МОК