13 мин.

Город Черных Роз: Светлое Пятно в Тёмном Сезоне Портленда.

Зак Лоу, 10 апреля 2015 года.

Ссылка на источник: http://grantland.com/the-triangle/city-of-black-roses-the-bright-spot-in-portlands-dark-season/

Это могло случиться только с Портлендом, необъяснимыми кармическими неудачниками НБА. Два года Блейзерс искали скамейку, которая бы не упускала преимущества, созданного их опасной стартовой пятеркой. И только они подыскали один вариант, как травмы вырезали стартовый лайн-ап, а 3/4 скамьи направятся на рынок свободных агентов в течении лета, которое определит судьбу франчайза на ближайшие 5 лет.

Сезон подходит к концу. Мемфис, Сан-Антонио, Хьюстон и Клипперс борются за места с 2 по 6 на Западе. Все они хотят избежать встречи друг с другом, и три этих команды особенно не хотели бы попасть на бот-версию Спёрс 2015. Скрытый подтекст: берите Блейзерс и Маверикс!

Половину сезона Портленд выглядел контендером "темной лошадкой" - двусторонняя сильная команда, плюсом к тому редкое долгожительство ростера и наличие небольшого опыта в плейофф. Игроки основы могли с завязанными глазами выполнять задачи "текучего" нападения Терри Стоттса, а также они невероятным образом обтесались, как коллектив близкий к попаданию в топ-5 защит лиги.

С недавних пор начался какой-то ад. ЛаМаркус Олдридж повредил большой палец, Уэсли Мэттьюз разорвал ахилл, Крис Кэмен и Николя Батюм борются с напором критики, Робин Лопез не был прежним после травмы руки, Дорелл Райт сломал руку. Блейзерс - это посредственные 10-8, после ужасной травмы Мэттьюза и 20 место в защитном рейтинге лиги после All-Star. Если честно, похоже, что сезон мечты провален.

Но очень важно не упустить из внимания луч света, который может сделать Портленд гораздо суровее, чем себе могут представить сильнейшие команды Запада: Си Джей Маккалум изо всех сил разыгрался после травмы Мэттьюза, и особенно в последней дюжине игр Портленда, в которых в среднем набирал 13 очков, с процентом попаданий 52 (42% из-за дуги). Портленд еще никогда не имел на площадке такое запасное оружие: при некоторых раскладах он может бок-о-бок играть с Лиллардом, и он умеет уходить на вторые роли, когда он на площадке со звездами Портленда.

Переход из Лехая для Маккалума был испытанием. Там он мог нестись в нападение и делать все, что захочет. В его игре было что-то от Джамала Кроуфорда - умение остановить атаку, совершить причудливый финт, и выбросить пулл-ап джампер прямо в сетку. Это не подходит нападению Стоттса, которому присуще множество передач и рывков вокруг Олдриджа в пост-апе и пик-энд-роллов Лилларда.

"Мне нравятся броски, которые происходят внутри командной структуры" - говорит Стоттс.

"Это займет какое-то время", - говорит Маккалум. "У меня была привычка слишком много водиться с мячом. Привычка постоянно иметь его у себя в руках".

Маккалум с трудом зарабатывал минуты и полное доверие Стоттса; его игровое время было предметом постоянных переговоров между тренерским составом и клубным руководством. . Сезон 2012-13, также известный как "Год, Когда Джей Джей Хиксон Играл Центрового и Все Кому Не Лень Забивали Очки" для Портленда был затруднением, но зато в прошлом сезоне команда расцвела и взлетела - первый год Маккалума и второй Лилларда.

"Если тебя берут в топ-15 на драфте, то обычно ты попадаешь в команду, которая развивается," - говорит Маккалум. "У тебя есть возможность получать мяч, и играть, учась на своих ошибках".

Маккалум сломал лодыжку в тренировочном лагере будучи новичком и не сыграл даже 500 минут за команду с 54-мя победами. Прошло меньше месяца с начала этого сезона - и он сломал палец. Он учился бросать с пластиной, и затем с медицинской лентой на бросковой руке. Он потерял своё чувство мяча и в конце концов отлепил ленту, вопреки пожеланиям тренерского состава, которые советовали ему носить ее весь сезон, как говорит Маккалум. Он почувствовал, что бросок возвращается к нему во время дедлайна, а затем наблюдал за переходом в Блейзерс Аарона Аффлало.

"Мягко говоря, это был не совсем гладкий старт моей карьеры" - говорит Маккалум.

Наконец-то они встретились. Скорер-игроку скамейки, которому хочется больше игровых минут приходится учиться играть и с основными игроками, и с бэкапами, и это значит, что придется полагаться на что-то вроде раздвоения личности. Остальным "тяжелым" резервам скамьи нужен игрок вроде Маккалума, чтобы получать мяч и атаковать, но Олдриджу и Лилларду нет. С этими парнями, Маккалум вынужден ждать мяч, и когда он его получит, у него не будет роскоши останавливать нападение, для обыгрыша один в один.

Маккалум бросает дальние с процентом 40, и он стал очень хорош в охоте за трещинами в обороне. Он никогда просто так не стоит на периметре, он постоянно прыгает на носках, совершая короткие рывки в открытые зоны, для того чтобы Лиллард и Олдридж разбирали оборону. Если Лиллард проходит к кольцу, Маккалум прокрадется с крыла вниз в угол, предоставляя Лилларду прекрасную возможность для простого паса вдоль лицевой. Если визави Маккалума отходит в краску, чтобы остановить пик-энд-поп Лиллард-Олдридж, Маккалуму будет достаточно отскочить всего на 5 - 10 футов вдоль лицевой. Если соперник Маккалума возвращается на место, где оставил Маккалума, то обычно он находит лишь воздух. Маккалум будет уже где-то в другом месте, вколачивать открытый трехочковый.

"Он обладает прекрасным чувством игры", - говорит Стоттс.

Мама Маккалума, которая играла в баскетбол в старшей школе, предостерегала его, что он не будет много владеть мячом в НБА, и Маккалум посмотрел огромное количество фильмов, чтоы выучить новые трюки. (Когда ты разговариваешь с Маккалумом, ты тут же начинаешь ощущать, что очень мало общаешься со своими собственными родителями - Маккалум говорит постоянно. Отец называет его "микроволновкой", говорит Маккалум). Он смотрит свои игры, игры разыгрывающих, которыми он восхищается (Крис Пол, Джаррет Джек, Лиллард), и игры снайперов, которые много работают без мяча. "Больше всего мне нравится Synergy," - говорит Маккалум о спортивных видеосервисах. "У меня есть все пароли".

Ранее в этом сезоне у него был очень яркий момент, когда он разговаривал с Джей Джей Реддиком о том, как быть серьезной угрозой на площадке без мяча. "Он сказал мне: нужно делать себе установку на то, что каждое игровое движение запускается мной, даже когда я без мяча" - говорит Маккалум. "Он думает, что каждая атака разыгрывается для него. Он все время открывается, пытаясь получить мяч". (Реддик вспомнил этот разговор, и ему кажется классным, что Маккалум делает также).

Трехочковый может быть планом А, но любому спот-ап игроку нужен план Б - умные игроки понимают это моментально. Если защитник успел отрезать вас вовремя, не нужно торопиться и бросать мяч, сделай двухсекундную паузу, подожди пока защита сама перестроится, начни серию обманных движений и затем брось с 18 футов. Не обязательно быть Дионом Уэйтерсом. Если ты собираешься идти в проход, нужно делать это незамедлительно - когда защитник отпускает вас, его импульс идет в неверном направлении, при том, что защита по-прежнему находится в движении. Вы заставляете машину двигатся, а защиту соперника работать.

"Раньше в моей карьере я слишком много возился с мячом," - говорит он, "Я не придумывал грамотные решения. Это было главной вещью для меня: если ты видишь, что защита схлопывается - нужно сразу же бросать, проходить или отдавать пасс.

"Сначала Маккалум стал гораздно грамотнее проходить под кольцо, а затем и более настойчиво, например вот здесь против первой линии защиты:

 

Убежал от защитника, тем самым поставив защиту в слабое положение и теперь Портленд играл практически 5 на 4. Снижение темпа после этого рывка открыло много опций. Если следующая линия нападения не успеет развернуться к Маккалуму, то он зарядит флоутер - его излюбленное движение. Он может продолжать владеть мячом, сохраняя позицию с защитником, дышащим в спину, и найти передачу под более удобный бросок. Возможность, что он потеряет мяч снижается.

"Он смотрит не только на кольцо," - говорит Стоттс, "Он видит всю площадку целиком. Нужно уметь играть catch-and-go, или catch-and-shoot, и на это очень влияет то, как вы чувствуете игру.

"Все говорят, что Маккалум забивает только 1.2 очков на владение во время спот-ап шансов, согласно Synergy Sports - 17-ый среди 311 игроков, которые совершили минимум 50 таких бросков. Блейзерс дают ему делать пик-энд-роллы, часто после первых попыток разрушить оборону, и спокойный, рваный ритм Маккалума дисбалансирует защиту противника:

 

Портленд в последнем месяце забивают 112 очков на 100 владений с Маккалумом на площадке, результат, который опередил нападение Клипперс, лидеров лиги, и превышает на 11 очков цифры ближайших оппонентов, согласно NBA.com. Часто бывают матчи, в которых Маккалум захватывает нападение своими Кроуфордскими цифрами - удобные мэтчапы один на один, ситуации в конце владения, или размены, которые оставляют его против медленного большого. "Попытки обыграть один в один вашего соперника всегда будут частью игры", - говорит Стоттс.

"Я просто знаю, что когда я вновь стану человеком, на котором мяч останавливается", - говорит Маккалум, "Мне лучше следует отказаться от этого"

Маккалум не часто проходит под кольцо, или зарабатывает штрафные, и, наверное, он может променять один свой флоутер за игру на передачу открытому снайперу. Парень, который так одарен в прокалывании защиты должен выбрасывать гораздо больше за 36 минут. "Проход к кольцу - это следующий шаг в моем прогрессе.", - говорит он, добавляя, что статистика показывает, что он уже неплохо завершает такие броски. (Он прав).

Нападение - это хорошо, но лучший способ заработать доверие тренера - показать надежность на другом конце площадки, избежать защитных промахов, взрывающих схему. Маккалум проделал огромную работу в этом плане. Он никогда не будет "запирающим" защитником - у него слишком маленькие габариты, по сравнению с любым вингером - но он проскальзывает через заслоны, он показал, что может рвануть внутрь, чтобы подавить пик-энд-ролл, а потом спринтом отскочить к своему оппоненту, и держать этого игрока перед собой:

Большинство молодых защитников скажут вам, что это специфичное умение, умение сокращать дистанцию, - самая сложная часть защиты в НБА. Умение в долю секунды менять направление своих рывков и в то же время поддерживать баланс, чтобы не упустить игрока, владеющего мячом - это большая удача. Маккалум писал о своей работе в The Players Tribune, и большую часть лета он совершенствовал этот элемент игры с Дэвидом Вантерпулом, ассистентом главного тренера в Блейзерс, главной задачей этих занятий была тренировка тела для этого умения.

Он тягал железо с упором на укрепление грудной клетки, чтобы во время первого жесткого движения в грудь от игрока владеющего мячем Маккалум смог устоять на ногах. "Нужно быть сильным, чтобы выдержать этот первый удар", - говорит он. "Они отталкивают тебя плечом. И все пытаются забить через молодого парня".

Маккалум был достаточно хорош, чтобы заработать минуты, но он не может остановить "скольжение" в обороне Портленда. Даже когда он все делает идеально, защитники, которые крупнее его, забивают очки. Прозвучит как клише, но возможно его судьба : это гибрид-защитник шестой номер, который может подстраховывать на крыльях только некоторых игроков основы.

Стартовый состав с Маккалумом на месте Аффлало сыграл лишь 30 минут, и потерял много очков на такой маленький объем выборки. Пара Лиллард-Маккалум может быть неиграбельна против некоторых лайнапов. Все могло быть по-другому, если бы Лиллард был элитным защитником, или хотя бы более активным, но он не очень надежен в этом плане.

"Они просто еще мало играли друг с другом (против основных игроков противника) в новом построении состава.", - говорит Стоттс. "Посмотрим, что будет дальше".

Нет ни одного объективного объяснения краху защиты Портленда, ведь не существует такой дыры, которую бы Стоттс не могу быстро заткнуть. Наверное, тут отовсюду понемногу, включая тотальное невезение, но это делает ситуацию еще более разочаровывающей. Расписание было тяжелым и по соперникам, и по перелётам, и травмы заставили Стоттса использовать очень глубокие резервы. Аффлало не так хорош, как Мэттьюз, который, возможно, был лучшим защитником команды. Он просто не умеет также чисто оббегать заслоны и отрезать своего оппонента от мяча.

Мэттьюз всегда на готове; Аффлало же может где-то не дойти на пол-шага - достаточно для того, чтобы оборона прорвалась, а не сжалась, или для того, чтобы обнаружить, что ты пытаешься закрыть призрака. Портленд - это команда с системой в основе; она не заряжена сильными индивидуальщиками и, возможно, они просто не могут позволять себе послабления на 1-2 позицииях - небольшие ошибки в защите будут накапливатся до тех пор, пока она не сломается.

Противники забивают 40.4 % из-за дуги после травмы Мэттьюза, второй результат лиги по этому показателю. Некоторые из них, наверное, случайны. В целом картина по индикаторам защиты у Портленда не изменилась. Они позволяют выбросить сопернику меньше всего 3-очковых и больше всего средних бросков, согласно NBA.com. Они выигрывают свой щит, избегают фолов, и слишком мало перехватывают мяч - единственный отрицательный момент в этой ультраконсервативной схеме, которая подходит этой команде.

Схема рождает те же самые броски; одно особое подмножество этих бросков создается в необычном темпе, и оно нацелено на то, чтобы заработать дополнительное очко.

"Мы действительно очень уязвимы с 3-очковой линии", - говорит Стоттс, вспоминая неприятные трёшки Луола Денга (4-4 против Блейзерс за одну игру в прошлом месяце), Джеффа Грина (5 из 7), Юдониса Хаслема и Ника Калатеса. "Очень неприятно отступать и признаваться в этом, но это помогает привести все в порядок", - говорит Стоттс.

Это может произойти. Противники забивают 35,6 % 3-очковых без сопротивления, после травмы Мэттьюза, согласно данным предоставленным Grantland от SportVU. Сейчас они забивают 44,9 %, 4-ый результат лиги. Также они стали забивать больше трехочковых с сопротивлением: 36.7 % с тех пор как выбыл Мэттьюз, против 29,6 % до его травмы.

И не то что бы Блейзерс стали пропускать гораздо больше из-за дуги. Противник забивал 8.2 трехочковых без сопротивления за игру до травмы Мэттьюза, и сейчас этот результат поднялся лишь до 8.6, соответственно с понижением числа трехочковых с сопротивлением. В вопросах распределения бросков, конечно, важна каждая мелочь, но это не объясняет такого упадка в рейтинге эффективности защиты.

Сейчас противники, вероятно, сбавят обороты. Но не все трёхочковые с сопротивлением одинаковы, особенно при персональном размене, и Блейзерс действительно позволяют противнику чуть больше свободных, свободнейших, очень свободных трехочковых бросков. Игроков периметра постоянно ловят на том, что при подстраховке, они чересчур углубляются в краску, гораздо глубже, чем бы хотели тренеры, разрабатывавшие схемы как раз для снижения количества таких подстраховок:

Небольшая помощь, конечно, нужна - результат провала наверху в защите: Лиллард, врезающийся в заслон, разыгрывающий, убегающий от Мейерса Леонарда, спот-ап игрок врывающийся в свободную зону. Чем глубже первое проникновение, тем более серьезная помощь требуется от боковых линий. 

Что-то из этого возможно было импровизацией вне схемы от парней, которые не так много играли в системе Портленда. Ожидались обмены и травмы, но, возможно, именно к первому раунду мы увидим, что ничего не исправилось.

Но если математика будет на стороне Портленда, то тогда Блейзерс просто так не сдадутся в первом раунде - особенно из-за того, что они откопали новое оружие - Маккалума. Травма Мэттьюза почти наверняка лишила их шансов на выигрыш в трех сериях подряд, но эти ребята все равно не будут слабаками.

Появление Маккалума означает, что возможно Потрленд получат в следующем сезоне команду, которую они хотели: если Мэттьюз вылечится, и если вдобавок к нему поправятся Олдридж и Лопез. Но во всем этом слишком много "если".