6 мин.

РПЛ или Чемпионшип? Объективно сравнить невозможно, но переезд в Россию – понижение для Фарке

Объясняет Вадим Лукомский.

На фоне прихода Даниэля Фарке в «Краснодар» РПЛ все чаще сравнивают с Чемпионшипом. Контрастная работа немца вообще усложняет задачу. В «Норвиче» он был категорически успешен в промоушнах, но в АПЛ терял уровень (именно проваливался, и близко не выжимая максимум из ресурса). Кажется, ни у одного другого тренера последних английских сезонов не было таких американских горок при переходе на ступеньку выше.

Следовательно, очень многое в ожиданиях от Фарке в РПЛ сводится к оценке Чемпионшипа.

«Взяли тренера, который ставил на колени схожую по уровню с РПЛ лигу» 🆚 «Привезли лузера, который нигде, кроме Чемпионшипа, ничего не может».

Кажется, самую мощную волну споров поднял экс-президент «Локомотива» Илья Геркус: «А есть, оказывается, люди, которые всерьез думают, что чемпионшип сильнее РПЛ». К твиту прилагалась статистика встреч российских команд с клубами АПЛ (почему-то за всю историю, хотя речь вроде о текущем уровне).

Тема взлетела – реакции в телеграме (1,2,3,4), шуточки в соцсетях и везде куча комментариев с самыми разными оценками. Вероятно, потому что это очень благодатный вопрос для спекуляций – невозможно только через объективные инструменты получить точный неоспоримый ответ. Всегда будет соломинка, за которую можно цепляться для продолжения спора. 

Объективного способа полноценно сравнить разные лиги просто нет. У всех существующих есть недостатки. 

• Таблица коэффициентов УЕФА – это оценка верхушки, а не лиги целиком.

• Очные встречи в Европе между командами конкретных стран – малая выборка. И, опять же, это встречи лучших команд, которые игнорируют нижнюю часть таблицы.

• Другой заход – стоимость телеконтрактов. Но они не отражают уровень лиги – только уровень продукта/популярность футбола/экономику страны, в которой базируется лига. 

Дальше чуть менее понятные широкой публике методы, которые предоставляют примерную оценку, но не точный ответ.

• Есть рейтинг Elo (построенный по аналогии с шахматным). Он базируется на результатах команд с учетом относительной силы соперника. То есть победы и ничьи с более сильными соперниками ценятся выше, чем над теми, кто ниже в рейтинге. После каждого матча рейтинг каждой команды обновляется.

Преимущество именно в возможности примерного сравнения команд из разных лиг (при желании самих лиг). Недостатки – учитывают только результаты (ничего более продвинутого); необходимость принимать допущение «если команда А обыграла команду Б, а команда Б – команду В, то команда А обыграет команду В» (увы, в футболе все сложнее); непонятно, насколько это уместно для лиг с таким маленьким количеством соприкосновений, как РПЛ и Чемпионшип.

И все-таки: в рейтинге Elo английский второй дивизион на одно место выше РПЛ (13-е против 14-го). А вторая Бундеслига опережает оба этих чемпионата, что еще раз подчеркивает неидеальность метода (ну или тот факт, что мы все многое упускаем, игнорируя битвы «Фортуны» c «Ганновером»).

• Чуть более трудный вариант – использование модели от FiveThirtyEight. Она основана на SPI (Soccer Power Index) каждой команды из более чем 40 лиг (среди которых есть интересные нам). Плюсы: модель действительно учитывает очень многое от перфоманса команды в конкретный год до качества состава. Минусы: необходимость полного доверие к модели (она хорошая, но идеальной в футболе нет). 

На мой взгляд, такие многофакторные модели – лучший из плохих вариантов сравнения лиг, но я отлично понимаю, что ответ не будет финальным. В рейтинге FiveThirtyEight ситуация такая: 16 лучших команд чемпионшипа против 16 команд РПЛ по среднему SPI – 48,3 против 45,7 в пользу Шипа. Снова без пропасти, но наша Премьер-лига хуже. Текущий «Краснодар» против прошлогоднего «Норвича» (еще до усиления под АПЛ) – 55,8 против 65,0 в пользу экс-команды Фарке (тут разница уже значимая). 

Но это именно попытки ответить, а не ответ. Мы в ситуации, в которой до конца нельзя доказать правоту одной из сторон. Думаю, именно поэтому в спорах о силе лиг в ход так часто идут троллинг, акценты на частных случаях, эмоциональные аргументы и апелляции к чужим оценкам (авторитетным, но тоже субъективным). Все эти вещи в серьезном споре, конечно же, неуместны.

Но все же есть критерий, по которому РПЛ значительно уступает

К счастью, у нас тут не абстрактный спор об уровне лиг, а привязанный к конкретному событию – приходу Фарке в «Краснодар». В этом контексте есть ракурс, который важнее наших субъективных оценок – пути действующих лиц (игроков и тренеров). Если оценивать их карьерные траектории, вероятность из Чемпионшипа попасть в АПЛ в разы выше (разумеется, в данном случае речь не про промоушн, а именно про переходы, когда тебя заметили).

Получается, нам просто-напросто необязательно быть уверенными, что Чемпионшип сильнее РПЛ, чтобы говорить о понижении Фарке с карьерной точки зрения. Он сейчас дальше от топ-уровня, чем в прошлом сезоне. И дело не в уровне лиги, а в восприятии. Да, в этом восприятии могут быть замешаны заблуждения и стереотипы, но это факт. 

Чтобы оценить масштаб пропасти между лигами именно в плане карьерных перспектив, я подсчитал количество переходов игроков и тренеров в АПЛ за последние пять лет. РПЛ при подсчетах давались все возможные поблажки: не учитывал переходы молодых игроков из Шипа, которые не сразу попадут в основу; не учитывал переходы из команд, которые только вылетели из АПЛ и начинали распродажу; не учитывал свободных агентов (из-за этого статуса порой велик соблазн взять игрока, который уже в стране, для глубины); не учитывал футболистов, которых несколько раз покупали из Шипа в АПЛ. 

В общем, на выходе остались только трансферы по схеме: проявил себя именно в Чемпионшипе и за деньги ушел в клуб АПЛ (сразу в первую команду). В случае РПЛ, напротив, учел даже аренды Алекса Крала и Матиаса Норманна.

Получилась такая картина.

Сначала по игрокам (с сезона-2016/17). РПЛ – пять продаж с учетом двух аренд (сумма – 63 млн евро). Чемпионшип – 71 продажа (756 млн евро). Тренеры (тоже с 2016/17). РПЛ – 1. Чемпионшип – 7. Единственным тренером, который чисто формально попал под критерии, оказался Хави Грасия. Но его путь из РПЛ в АПЛ нельзя назвать прямым, а работу он получил не из-за успехов в России, а вопреки провалу. 

Возможно, еще лучше масштаб пропасти подчеркнет сравнение всей РПЛ только с одним клубом – обитающим в Чемпионшипе с сезона-2018/19 «Суонси». Первый сезон не берем как распродажный. Только с 2019-го они поставили в АПЛ пять игроков и одного тренера (Грэм Поттер). То есть перебили пятилетнюю норму РПЛ. Всего-то нужно играть в яркий футбол (это обязательное требование в «Суонси») и обитать в середине таблицы. Остальное делает суперсила Чемпионшипа как карьерной витрины. О многом можно спорить, но этого преимущества у РПЛ точно нет.

Подведем итог:

1. Нет объективных оснований считать РПЛ сильнее Чемпиошипа. Спор бесконечный. Приходится выбирать лучшие из худших вариантов сравнения. Они указывают на небольшое преимущество английского второго дивизиона.

2. Есть вполне объективные основания считать РПЛ – карьерным понижением относительно Чемпионшипа. Поскольку в нашем случае речь о карьере конкретного тренера. Этот фактор даже важнее уровня лиг.

Тактические итоги года: Тухель в главных трендах, классические нападающие исчезают, латерали превращаются в плеймейкеров

«Нет смысла парковать автобус. Нужно играть с улыбкой». Новый тренер «Краснодара» – большой романтик

Фото: Gettyimages.ru/George Wood, Stephen Pond; globallookpress.com/Nigel French via imago-images.de