11 мин.

Рикарду Куарежма: «Спортинг» всегда будет со мной, но «Порту» есть «Порту»

В воскресенье, 26 апреля 2020 года, нападающий турецкого клуба «Касымпаша» и экс-футболист «Порту» Рикарду Куарежма принял участие в программе клуба «FC Porto em casa». Как это было и основные моменты беседы в нашей подборке.

Первое время в «Порту»

– «Через первые шесть месяцев в клубе я начал более-менее чувствовать, что такое «Порту». Я понял, чем он отличается от остальных. Но настоящий щелчок пришёлся на второй год, когда болельщики помогли мне обрести любовь к клубу и городу. Настолько, что у меня по-прежнему есть дом в Порту. Когда мои дети просят о поездке в Португалию, едем в Порту, а не в Лиссабон».

О дебюте за «Порту» в игре за Суперкубок с «Бенфикой»

– «Это была очень большая ответственность. Я приехал из «Барселоны», «Порту» только что выиграл всё, что только можно, и потерял суперзвезду, которой был Деку. Я переживал период, когда дела в «Барселоне» шли не лучшим образом, многие критиковали и спекулировали на этом. Я подумал, что должен был хорошо начать, чтобы болельщики Порту начали верить в меня».

Что значит быть «портишта»?

– «Когда я носил футболку «Порту» я понял, что нужно бороться против всего и против всех, потому что в Португалии люди искоса смотрят на «портишташ». Это заставило меня понять, что представляет собой клуб. Когда люди на кого-нибудь искоса смотрят, значит они испытывают зависть и хотели бы быть похожи на него. Поэтому я понял, что нахожусь в правильном клубе. Я часто выходил на поле и, независимо от того, хорошо играл или нет, в голове всегда была мысль о том, что я должен оставить все силы на поле ради клуба и города. Однажды, если бы я смог оказаться в «Порту», и если бы Бог помог мне выйти на поле, я был бы счастлив».

О любимом сопернике в карьере

– «Бенфика» была моим любимым соперником в Португалии, без сомнения. Мне очень нравилось играть против «Бенфики», это была одна из команд, ради которых я больше отдыхал в течение недели, чтобы всегда быть на высоте в игре. Это особенная игра для нас. Эта была неделя лучшей подготовки для выхода на поле и сражения с ними. При всём моём уважении к «Бенфике», это был клуб, который больше остальных страдал от моей игры».

Возвращение в «Порту» в сезоне 2013/14

– «Деньги это ещё не главное. Я уехал в Аравию, где у меня был хороший контракт, но я не был счастлив, потому что думал, что в 29 лет я ещё многое мог предложить. Я ещё раз хочу поблагодарить президента за веру в меня и за предоставленную возможность вернуться в клуб, а также Паулу Фонсеку. Я помню тот первый день, потому что там присутствовали экс-футболисты, которые говорили что я толстый и старый. Но когда я вижу эту футболку, мне кажется, что я летаю в облаках или ребёнок, который собирается выйти поиграть на ближайшее поле, пока он один утром. Я чувствовал огромную свободу».

Переключение «Спортинга» на «Порту»

– «Я буду честен. «Спортинг» всегда будет со мной, потому что именно там я был воспитан, там мне открылись двери в мир футбола. Я всегда буду иметь привязанность к клубу. Но «Порту» есть «Порту». Сложно объяснить любовь к клубу. Но это было лучшее из принятых решений».

О желании вернуться в «Порту» и надежде на сына

– «Я очень хотел бы вернуться. Мой контракт с «Касымпашей» заканчивается в конце года и я могу быть свободным агентом или нет, потому что у нас должна состояться встреча, на которой мы разрешим этот вопрос. Но с этой ситуацией у нас ещё не было возможности встретиться и переговорить. «Порту» всегда остаётся «Порту», я хотел бы оказаться в любимом клубе. Но между нами есть многие вещи. Не всё зависит от меня. Для меня хотелось бы оказаться в «Порту».

– «Я никогда не давил на своих детей. Но я хотел бы, чтобы мой сын носил цвета «Порту» и выиграл столько же титулов, сколько выиграл я».

Истории с Ко Адриансе

– «Я не думал о том, что это шутка в тот момент, но теперь уже да. У Лучо было больше татуировок, чем у меня, но он [Адриансе] подошёл ко мне и спросил, нравятся ли мне татуировки. Я сказал ему «да» и он ответил, что у кого будет татуировка с ним, тот не будет играть. [смеётся] Он имел многие вещи, которые меня раздражали, но именно он был тем, кто больше всех поднимал меня. Он передал мне много вещей, которые в тот момент проходили мимо меня, потому что я многому не придавал значения, но он заставил понимать, что я должен быть на линии, особенно на его линии. У нас получился фантастический сезон с ним. Когда он заменил меня на 60 минуте в игре со «Спортингом», я был слеп. В момент объявления заявки он собирал игроков в середине поля и указывал пальцем. Если он не указал пальцем на вас, значит вы вне заявки. Эти моменты вызывали беспокойство».

Об игроках нынешнего состава «Порту»

– «Я восхищаюсь Короной, потому что он обладает невероятным качеством, но иногда он также проигрывает игровые эпизоды, потому что делает лишнее касание. Кто силён в игре один на один, в конечном итоге теряет мяч. Он игрок, которого я очень ценю, как латераля и как нападающего, потому что он ведёт команду. Я восхищаюсь индивидуальностью, потому что иногда команде нужен кто-то, кто возьмёт игру на себя и пойдёт вперёд, и не важно, потеряет он мяч или нет, он рискнёт. Как известно, кто не рискует – тот не пьёт шампанское. Он суперигрок. Пепе и Алекс Теллес также имеют большое значение. Пепе, потому что несмотря на возраст, он остаётся одним из лучших центральных защитников в мире, имеет огромное качество и хорошо знает клуб. Алекс Теллес имеет огромное качество и отличную левую ногу».

– «Я уже не помню этого [как подарил футболку Сержиу Оливейре, который тогда подавал мячи]. Я рад, что он играет, не хватает таких игроков, также таких, как Данилу, которые знают, что такое быть в «Порту». Я желаю им удачи и пусть в конце сезона будет праздник, в котором я также приму участие, как болельщик».

– «Команда «Порту» почти всегда одинаковая. У молодёжи не так много шансов продемонстрировать свою ценность. По-моему мнению, Бог хочет, чтобы они были большими обещаниями. Возможно, Фабиу [Силва] – величайшее из них, но трудно называть имена, они делают свои первые шаги. В этом году они могут играть хорошо, а затем исчезнуть».

О мнении тренеров

– «Когда я был моложе, я делал то, о чём думал, потому что думал, что на поле я тренер и я принимаю решения. Многие говорили, что я не обороняюсь, что я тактически слаб, но это был не вопрос обороны. Если вы спросите, нравится ли мне это, я отвечу не нравится. Видели как обороняется Криштиану? Нет. А как обороняется Месси? Нет. Им нужны силы, чтобы решать в атаке, и я думал об этом. Но необходимо адаптироваться к нынешнему футболу, он больше тактический, чем волшебный. Сегодня я другой игрок, но ни один тренер не может сказать, что я не люблю работать, потому что на поле я всё ещё ребёнок. Самая большая радость, которую мне могут дать – позволить оказаться там».

О тренере, который понимал лучше всего

– «Жезуалду был тем, кто понимал меня лучше всего. Я был очень раздражён на протяжении недели, но в играх он давал мне величайшую в мире свободу. Он знал, что я могу проиграть в трёх или четырёх игровых эпизодах, но в пятом или шестом я решу игру, отдам голевую передачу или забью гол. Это сохраняло мою голову и раздражало меня. После тренировки он сидел со мной, мы много разговаривали, сидя на мячах. Он был тренером, с которым я чувствовал максимальную свободу и который знал, как максимально использовать мои качества. В «Порту» мои лучшие периоды связаны с ним, за свободу и уверенность, которые он мне дал. Я видел, как Жезуалду превращал обычных игроков в звёзд. Я видел игроков, которые переходили в «Порту» с проблемами приёма мяча в определённых эпизодах, и как он, после тренировок, усердно работал».

О начале карьеры в «Спортинге»

– «В «Спортинге», в своё время, говорили о Лоуренсу, об Угу Виане и Карлуше Мартинше, они говорили, что у них должно было быть будущее, обо мне же что что-то прибавлялось и убавлялось, что голова не хотела этого, но правда в том, что я всё ещё находился в центре внимания».

О примере старших

– «Они часто говорили о моём стиле и индивидуальности, мне всегда нравилось слушать старших. Когда я прибыл в «Спортинг» у них были Педру Барбоза, Руй Жорже, Димаш, Са Пинту, так много игроков... Талант невозможно купить, но я старался придерживаться их советам. Нельзя измениться в одночасье. Сейчас многие молодые игроки отворачиваются, когда слышат более опытных. В раздевалке более порочному игроку очень легко завершить карьеру».

Фигуры в «Порту»

– «Две, которые я благодарю всю оставшуюся жизнь. Жорже Кошта и Витор Баия. Я хочу рассказать эпизод с Жорже, который может быть обычным для него, но для меня нет. Ко Адриансе не выходил из моей головы, я уже не знал, что делать на поле, я грустил и Жорже подошёл ко мне и сказал: «сегодня ты ужинаешь в моём доме». Он представил меня семье и после ужина потратил некоторое время впустую, давая мне то, в чём я нуждался – доверие. С того момента я начал работать и мне удалось вернуть расположение Ко Адриансе. Я много раз терял голову, но они были рядом со мной. Затем Жорже ушёл, Витор остался, он был со мной и часто заставлял меня замолчать».

О дубле в ворота «Баварии» в Лиге чемпионов УЕФА

– «Это было отлично. [смеётся] Я думаю, что это была не самая моя лучшая игра, но это была важная игра из-за того противника».

Есть цель попасть на Евро?

– «Нет, у меня нет. Честно, нет. Я не вызывался в сборную после чемпионата мира. Я не очень понимаю, почему, но я уважаю это решение. Всё меняется, мы должны делать ставку на молодёжь, многие из которых имеют качество. Я всегда буду доступен, если посчитают, что я могу помочь, я буду, но я не думаю об этом. Я не провёл ни одной игры в квалификации. Если я вернусь в «Порту», кто знает, не вернусь [смеётся]».

О Лопетеги и своём уходе в 2015 году

– «Единственное, что я должен уважать – решение тренера. Я никогда не понимал, почему не подошёл своим лицом, я никогда не причинял ему плохого, я не знал его раньше. И ему также не следовало встречаться со мной, но с первого дня, когда он пришёл в клуб, я чувствовал, что не подошёл лицом. Во второй год я не собирался уходить и случился единственный раз, когда я плакал дома перед моей семьёй, я думал, что закончу карьеру в «Порту». Моя жена была беременна моим вторым ребёнком и мы планировали продолжать жить в Португалии. Я не желаю ничего плохого Лопетеги, но он также человек, который прошёл мимо меня. Я никогда не чувствовал, что он был искренен со мной, в то время как Ко Адриансе не ходил вокруг и около, он говорил, что думал, прямо. Мне повезло, что Браими отправился на Кубок Африканских Наций, иначе бы у меня не было столько возможностей, сколько я имел».

Отношения с Пинту да Коштой

– «У меня нормальные отношения. Я не разговариваю с президентом каждый день, но он особенный человек в моей жизни. Он человек, к которому я испытываю глубокую привязанность и восхищение, за то, что он сделал для клуба, за предоставленные возможности играть в клубе, за доверие, которое он всегда оказывал мне, даже когда у меня были некоторые проблемы. Он был первым, кто защитил меня, когда многие уже убивали и ставили на мне крест. Он был одним из первых людей, кто защитил меня и он навсегда останется в моей жизни».

Источники информации: официальные сайты португальских издательств «O Jogo» и «A Bola», официальный аккаунт футбольного клуба «Порту» в Twitter, сообщество болельщиков футбольного клуба «Порту» в ВКонтакте, фотографии из открытых источников в сети Интернет.