9 мин.

Трубный король Пумпянский почти удвоит бюджет «Урала» и хочет в еврокубки. Откуда деньги?

Миллиардер из Екатеринбурга Дмитрий Пумпянский запустил перестройку «Урала» – в предстоящем сезоне бюджет клуба фактически удвоится и составит не менее 2 миллиардов рублей, пишет РБК. Один из самых бедных клубов лиги теперь сможет тратить на уровне «Рубина» или «Ростова», при этом увеличение не связано с бюджетными деньгами. Что это означает и кто за всем этим стоит, разбирался Sports.ru.

«Урал» долго жил с маленьким для РПЛ бюджетом и был эффективнее всех. Но это становилось опасно

Ни в коем случае не хотим сказать ничего плохого про игроков и тренеров «Урала», но то, что клуб из Екатеринбурга, поднявшийся в РПЛ в 2013 году, до сих пор не вернулся в ФНЛ – во многом стечение обстоятельств. Все восемь сезонов у «Урала» был один из самых скромных бюджетов лиги – от 900 миллионов до 1,2 миллиарда рублей. Однако каждый раз у части соперников возникали проблемы: бюджеты некоторых изначально не соответствовали уровню РПЛ («Тосно», «Торпедо», «Ротор»), другие либо лишились финансирования по ходу сезона («Амкар», «Томь», «Тамбов»), либо столкнулись с масштабной структурной перестройкой и оказались к этому не готовы («Динамо»). 

По соотношению расходов на зарплаты к количеству набранных очков за последние семь сезонов «Урал» с отрывом наиболее эффективный клуб России. Каждое набранное за этот период очко стоило клубу 19 млн рублей из зарплатной ведомости. Для сравнения, владельцам «Ростова» очко обходилось в 27 млн рублей, а «Рубина» – в 52,5 млн рублей. Но подобная эффективность без финансовой подушки безопасности требовала точности сапера – любой незначительный сбой мог привести к серьезным последствиям. 

В Екатеринбурге не могли не понимать, что рано или поздно настанет момент, когда в Премьер-лиге не останется клубов, способных развалиться посреди сезона. В том числе на это направлено ужесточение правил лицензирования, из-за которого в этом году пострадал «Оренбург». Поэтому новости об увеличении бюджета для «Урала» пришли очень вовремя. 

Официально о денежных вливаниях в «Урал» не сообщалось: информацию дал РБК со ссылкой на источник в клубе и на источник, близкий к руководству «Трубной металлургической компании» (ТМК) Пумпянского. «Его [Пумпянского] вовлеченность в российский футбол увеличивается. Он и дальше хочет развивать клуб», – цитирует РБК свой источник, уточнивший, что дополнительные деньги поступят не от самого Пумпянского, а от новых спонсоров. 

В предыдущих сезонах финансирование «Урала» поровну делили между собой правительство Свердловской области, которому принадлежит клуб, а также два спонсора: ТМК Пумпянского и компании из группы «Ренова» миллиардера Виктора Вексельберга. Пумпянский и Вексельберг – самые богатые представители бизнеса, работающие в Свердловской области, Forbes оценивает их состояния в 2,4 и 9 млрд долларов соответственно. Помимо российского списка Forbes оба входят и в список богатейших семей Швейцарии, который составляет экономический журнал Bilanz. 

В двух последних сезонах бюджет «Урала» составлял примерно 1,2 миллиарда рублей, значит, взнос каждого из из трех партнеров (включая Свердловскую область) можно грубо оценить в 400 миллионов рублей. 

По данным отчетности, которую клуб предоставил РФС, бюджет «Урала» на 80% формируется поступлениями от якорных спонсоров. Матчдей даже до введения коронавирусных ограничений обеспечивал около 10% доходов (заполняемость стадиона была в районе 50% – в среднем 17 тысяч зрителей на матче, – а по среднему числу зрителей «Урал» опережал и «Локомотив», и «Динамо»). Еще 10% поступали от РПЛ по телеконтракту и спонсорским контрактам лиги.

На официальном сайте «Урала» ТМК Пумпянского обозначена как генеральный спонсор (она же титульный – с лого на груди). Из активов Вексельберга «Урал» спонсируют его компании, работающие в Свердловской области: «Аэропорт Кольцово» (входит в холдинг Вексельберга  «Аэропорты регионов») и «РСГ – Академическое», застройщик циклопического даже по московским меркам района на юго-западе Екатеринбурга (9 млн квадратных метров жилья), где будут жить 325 тысяч человек. Стройка идет уже 14 лет и будет завершена к 2026-му. 

«Урал» организован по оригинальной схеме: принадлежит государству, управляется частным спонсором. Цель Пумпянского – еврокубки

Перемены в «Урале» стартовали еще перед началом прошлого сезона, когда Пумпянский объявил о структурной перестройке. Миллиардер возглавил совет директоров «Урала» (до этого должность занимал глава администрации губернатора области Александр Левин). Топ-менеджеры ТМК возглавили ключевые комитеты – трансферный и по развитию. Собственник клуба – администрация Свердловской области – получила в совете директоров лишь два места из семи. 

Нынешней зимой в «Урал» пришел Игорь Ефремов, до этого 10 лет возглавлявший ФНЛ. Он стал вице-президентом, а фактически – главным по спортивной части, от академии до основы. 

Структура, когда клуб де-юре принадлежит региональным властям, а де-факто управляется спонсорами, оптимальна для российского футбола на нынешнем этапе развития (с учетом высокой роли государства в экономике), утверждал в колонке для Sports.ru партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. При таком раскладе спонсоры могут контролировать расходование денег, не опасаясь, что их распилят близкие клубу чиновники. К тому же при желании партнеру легче выйти из проекта: спонсорство всегда можно прекратить, это проще, чем снять клуб с баланса, если ты его собственник. 

«Дмитрий Пумпянский пришел не для того, чтобы «Урал» боролся за выживание, – говорил президент клуба Григорий Иванов, когда Пумпянский возглавил совет директоров в 2020-м. – Безусловно, ждем улучшения финансовой составляющей».

Пумпянский подтверждал, что теперь перед «Уралом» будут стоять задачи принципиально иного уровня: «Задача играть в еврокубках – вполне реальная. Но она должна решаться постепенно. Футбол – один из самых дорогих видов спорта. Без серьезного бюджета клуба такие задачи не решить».

Впрочем, сезон-2020/21 «Урал» отыграл со стандартным бюджетом в 1,2 млрд рублей. Увеличить бюджет до двух миллиардов позволят деньги компаний, которые вошли в попечительский совет «Урала» (о его создании объявили в конце мая). Инициатором создания совета выступил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, поэтому в состав сразу вошли практически все крупные компании, работающие в регионе – «Евраз» «Сима-Ленд», «СКБ Контур», Brozex, Уральский Сбербанк, «Уральские авиалинии», «Мотив» и другие.

«Рассчитываю, что клуб в следующем сезоне сможет существенно прибавить», – сказал губернатор. Так что летом последим за активностью клуба из Екатеринбурга. Рассчитывать на еврокубки с 38-летним Павлом Погребяком нереально. 

Дмитрий Пумпянский – трубный король мира, зарабатывающий миллиарды на госзаказах. Среди его клиентов – «Газпром» и РЖД

В альянсе Пумпянский-Вексельберг, который финансирует «Урал», именно Пумпянский является старшим партнером, которому доверено управление. И это легко объяснимо. Для Вексельберга Свердловская область – лишь регион присутствия, где компании его группы «Ренова» ведут бизнес, а финансирование местного футбольного клуба – это залог хороших отношений с местными властями. А Пумпянский – местный, свой, уральский. 

Своим богатством Пумпянский, как и многие резиденты российского списка Forbes, обязан резкому росту нефтяных цен в начале 2000-х. В девяностых выпускник уральского Политеха Дмитрий Пумпянский сделал успешную менеджерскую карьеру на промышленных предприятиях Свердловской области. В условиях нехватки оборотных средств на поставки сырья и оплату газа он внедрял бартерные схемы. «Трубы обменивались на топливо, топливо – на руду, чтобы выплавить сталь и произвести трубы – и так по кругу», – так журнал Forbes описывал схему работы Синарского трубного завода в конце 1990-х, где Пумпянский отвечал за сбыт.

Из менеджера в собственника бизнеса он переквалифицировался в первой половине 2000-х, когда основатель МДМ-Банка Андрей Мельниченко, один из самых успешных банкиров 1990-х, инвестировал в создание крупного трубного холдинга и начал скупать предприятия отрасли. Одним из купленных заводов оказался Синарский, которым руководил Пумпянский. Он же и возглавил созданную группу ТМК. 

Все эти события совпали со взлетом цен на нефть и газ. Трубы предприятий ТМК оказались крайне востребованы на рынке, а после того, как компания освоила выпуск труб диаметром 1420 мм, которые до этого в России не производили, но которые «Газпром» использовал для прокладки магистральных газопроводов – Пумпянский сорвал куш. Он стал эксклюзивным поставщиком труб для газовой корпорации. 

В 2006-м Пумпянский стал миллиардером, выкупив ТМК у Мельниченко за 1,3 млрд долларов: большую часть денег на сделку он занял у своей же компании и тут же вернул долг –  продав 23% ТМК инвесторам на IPO. 

Примерно в то же время Пумпянский получил контракты на десятки миллиардов рублей и от РЖД. Железнодорожной госмонополии не нужны были его трубы, зато требовалась замена огромного парка пассажирских поездов и электричек. Вместе с немецким концерном Siemens он запустил предприятие «Синара – Транспортные машины» (СТМ), наладившее выпуск электропоездов нового поколения, в том числе «Ласточек». 

Такой список клиентов обеспечил Пумпянскому постоянное место в рейтинге «Короли госзаказа» Forbes. В 2018-м он занял в нем второе место, опередив даже крупнейшего партнера государства последних двух десятилетий Аркадия Ротенберга. Такое высокое место бизнесмену из Екатеринбурга обеспечила победа на двух крупных тендерах «Роснефти» общей стоимостью 228 миллиардов рублей. 

Среди госконтрактов, которые выигрывал (зачастую на безальтернативной основе) Пумпянский, были и футбольные. Он два раза за госсчет он обновлял центральный стадион Екатеринбурга. Первая реконструкция стадиона «Центральный» прошла в 2009-2011 годах, построенный в 1950-х годах стадион действительно требовал ремонта. За работу компания Пумпянского «Синара-Девелопмент» получила 2,5 миллиарда рублей от региональных властей.

Не успели обновленный стадион ввести в эксплуатацию, как потребовалась новая реконструкция: Екатеринбург получил матчи ЧМ-2018, и по требованиям ФИФА арена должна была вмещать не менее 45 тысяч зрителей (а отремонтированный «Центральный» был рассчитан на 30). Новая перестройка, которой опять занялась «Синара-Девелопмент», обошлась федеральному бюджету в 12,7 млрд рублей. Еще 1,2 млрд рублей были выделены после завершения ЧМ на демонтаж временной трибуны за воротами, выходившей за периметр стадиона. 

И это не последний спортивный подряд Пумпянского. В 2020 году его компания заключила несколько контрактов на строительство объектов к Универсиаде, которая пройдет в Екатеринбурге в 2023 году. Стройка будет даже масштабнее, чем перед ЧМ – 19 млрд рублей. 

Все неплохо и в основном трубном бизнесе Пумпянского. В 2019 году уральский миллиардер продал свои заводы в США за 1,2 млрд долларов – его клиентами были не только родной «Газпром», но и американские производители сланцевого газа. Этих денег хватило для покупки Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) в марте этого года – эксперты РБК оценивали сделку в 75 миллиардов рублей. После этой покупки Пумпянский стал крупнейшим производителем труб в мире, занимая 79% российского рынка труб для нефтегаза. Специалисты считают, что за сделкой последуют очередные крупные госзаказы труб – в частности, речь идет о строительстве газопровода «Газпрома» в Китай «Сила Сибири – 2» и проекте «Роснефти» «Восток Ойл», объединяющем нефтяные месторождения Красноярского края.

Экономика стадиона ЦСКА – от рынков 90-х до башни, которая не помогла Гинеру закрыть кредит

Экономика «Динамо» в Петровском парке – катастрофа. Клуб жил в кредит, а деньги ВТБ, видимо, никогда не отобьются

Изнанка успеха «Лилля» – миллиарды на Skype, дружба с Путиным и госконтракты в России

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын, Сергей Гунеев, Алексей Никольский