12 мин.

Игрок из ПФЛ, который вас удивит

ПФЛ — странный чемпионат. Здесь отдыхают от футбола больше, чем играют в него, клубы погибают и возрождаются чуть ли не каждую неделю, а игроки делают ставки на поражение своей команды. От падения в ад ПФЛ спасают люди, которые рушат стереотипы - пытаются построить частные клубы, запускают годное футбольное шоу или просто удивляют образованностью, начитанностью и широтой кругозора. К числу последних точно относится защитник новотроицкой "Носты" Виктор Утюжников. 

- Давай с начала. Кто был тренером, который дал дорогу в профессиональный футбол?

 - Я воспитанник футбольной школы “Зенит”, которая находится во Втором Иркутске. Первым тренером был Дмитрий Дмитриевич Волков. Когда стал чуть постарше, тренировался у Евгения Глебовича Ленского, а потом в команде КФК у Андрея Михайловича Шелудякова. Вот, пожалуй, они все и открыли дорогу в футбол.

- В профессиональном футболе ты дебютировал в составе иркутского “Байкала” в Кубке России. Подписал с командой контракт в 2013 году?

- Ну да. Весной, перед Кубком, нас с Ваней Хлебородовым взяли на сборы с командой. Потом мы подписали контракты.

Байкал

- В первом же матче за “Байкал” ты забил гол “Чите” в Кубке России. Следующие 89 игр прошли без забитых мячей. Вспоминаешь тот первый и пока единственный гол в профессиональной карьере?

- Да не особо. И не пересматриваю даже. К тому же тот матч мы проиграли, так что особой радости от гола не было.

- В сезоне 13/14 ты провел в зоне “Восток” ПФЛ 13 матчей. В победном для “Байкала” сезоне 14/15 был основным защитником, 18 раз вышел в стартовом составе. Почему не остался играть в ФНЛ, а уехал в “Сахалин”?

- В команду приехали другие футболисты. Я разговаривал с тренером, с руководством. Они посчитали, что мне будет тяжело конкурировать, пробиться в состав. А игровая практика нужна. В этот момент позвонил Александр Михайлович Алферов, он в “Сахалине” был главным тренером, позвал в команду. Я и поехал.

- Тяжело привыкать к другому городу, новой команде? Или тот факт, что там был Александр Алферов, который до этого тренировал “Байкал”, помог быстро влиться в состав?

- То, что я знал Алферова, помогло в плане быстрой адаптации к тренировочному процессу, игровым требованиям, так как все было знакомо. В коллективе освоиться помогло присутствие в игроков, которых я уже знал. Мы поехали в аренду из “Байкала” вместе с Димой Галиным, в команде уже были Коля Шиков и Илья Изотов.

Хотя, если честно, до конца освоиться так и не удалось. Может быть из-за того, что это была моя первая команда за пределами Иркутска. Было небольшое ощущение, что нахожусь не в своей тарелке. Психологически было тяжеловато. Может, в силу возраста.

- В “Сахалине” ты провел 2 месяца в аренде, после чего перешел в “Носту”. Как появилось предложение играть в Новотроицке? Представители “Носты” тебя просматривали, были какие-то контакты?

- Михаил Владимирович Белов, главный тренер “Носты”, позвонил сам, пригласил в команду. Где просматривал, не знаю. Через программу Instat Scout, наверное.

“Байкал” сразу согласился на переход?

- Я сам не сразу согласился, потому что у “Байкала” тогда начались серьезные финансовые проблемы, и была возможность оставшуюся часть сезона сыграть в ФНЛ. Попросил “Носту” подождать, чтобы наступила какая-то ясность с “Байкалом”. Но там до последнего было неизвестно, появятся ли финансы в клубе, чтобы доиграть сезон.

В конце февраля, когда оставалась неделя до завершения заявочного периода, я поговорил с руководством “Байкала”, и они меня отпустили.

- Как было с адаптацией в “Носте”? Там знакомых не было?

- Знакомых не было, но с некоторыми ребятами пересекались на играх в зоне “Восток”. Например, Женя Андреев в Омске и Новокузнецке играл, Костя Мальцев в Якутии. Но там в целом довольно молодая команда собралась, поэтому быстро нашли общий язык, сдружились. В общем, в этом плане все удачно сложилось, проблем не было никаких.

- Как строится быт молодого футболиста в другом городе? Ты приезжаешь в Южно-Сахалинск, Новотроицк. Как находишь жилье? Кто-то помогает осваиваться или все сам?

- Все зависит от команды. Мне в этом плане повезло оба раза. На Сахалине мы жили в гостинице, нас кормили 3 раза в день, увозили на тренировку и привозили, стирали вещи. В общем, никаких бытовых забот. В Новотроицке все то же самое, только не гостиница, а база команды. Точно так же трехразовое питание плюс полдник. Стадион там рядом, 3 минуты идти. В комнатах раз в неделю уборщица прибирала, меняла постельное белье. Короче, как в детском лагере, только тебе не 12, а 22.

Но я думаю, что во второй лиге мало клубов, где все так хорошо организовано. В большинстве команд игрокам ежемесячно поверх зарплаты дают деньги на квартиру, и каждый снимает жилье сам. Хорошо, если в клубе финансовых задержек нет. Но как правило, они везде есть. Поэтому частенько бывают проблемы с оплатой квартиры.

- Михаил Белов тогда пришел в команду вместе с Денисом Бояринцевым. Известный футболист, к тому же он с “Ностой” в качестве игрока выходил в Первый дивизион в 1999 году. Какие у него были обязанности в тренерском штабе?

- Бояринцев выполнял обязанности помощника главного тренера. Проводил разминку, участвовал в упражнениях, когда требовалось. На сборах проводил занятия, когда мы статику делали, пресс, растяжку. Разбирал наши игры.

Денис Бояринцев и Михаил Белов

Он вообще очень много общался со всеми, подсказывал, что-то объяснял, иногда показывал. Много находился внутри коллектива. Часто с нами футбол смотрел в общей комнате на большом экране, какими-то историями из футбольной жизни делился. В общем, создавал в коллективе положительный эмоциональный фон.

- Приходилось играть против Бояринцева? Он в порядке на поле?

- Он принимал участие в тренировках, двусторонках. Конечно, чувствуется уровень в плане работы с мячом, мышления. Подачи с фланга сумасшедшие.

Денис Бояринцев

- Бояринцев показывал какие-то фишки, чтобы ты подумал: “Вот это круто, надо обязательно начать применять на поле”?

- Он очень много подсказывал: откуда лучше подавать, чтобы нападающим удобней было, как на стандартах действовать. Больше для атаки советы давал. Как открываться нападающим, куда бежать в штрафной, в какой момент лучше начинать движение, чтобы защитникам соперника максимально неудобно было.

Еще Бояринцев говорил, что когда штрафной удар назначают близко к воротам, метров 18–20, надо бить между вторым и третьим игроком в стенке или над головой третьего, чтобы мяч в девятку летел. Я штрафные не бью, не проверял. Но, по словам Бояринцева, удар между вторым и третьим игроком железно идет в девятку. Считать надо от игрока, по которому вратарь выстраивает стенку.

- Новотроицк — город небольшой даже по сравнению с Иркутском, всего 88 тысяч человек. Это помогает сосредоточиться на профессиональной карьере? Меньше возможностей для развлечений, отвлекающих от тренировочного процесса?

- Да я когда и в Иркутске был, меня не отвлекало ничего от футбола. Развлечения в том виде, о которых ты спрашиваешь, меня не особо интересуют. Я предпочитаю дома посидеть или на базе, если в Новотроицке. Можно фильм посмотреть, книгу почитать, в компьютер поиграть. Мне этого вполне достаточно для отдыха.

Вообще в Новотроицке именно для развития, для тренировок созданы хорошие условия. Стадион рядом с базой —ходи, занимайся дополнительно, если хочешь.

Подготовка

- Книги — это отлично. Что последнее прочитал? Есть какие-то любимые произведения, авторы?

- Прочитал “Идиот” Достоевского, сейчас читаю его же “Братья Карамазовы”. Любимый автор, наверное, Джек Лондон. А произведения вообще тяжело выделить, много хороших. Те же “Братья Карамазовы” — сильнейшая книга.

- Посмотрел аудиозаписи у тебя на странице ВКонтакте— “Кино”, Eminem, Three Days Grace, Oxxxymiron. Есть какие-то фавориты? Группа, про которую ты можешь сказать, что она любимая?

- Если брать школьные годы, слушал только рок. Из русского — “Кино”, “Алиса”, “ДДТ”, “Ария”. В общем, стандартный набор. Из зарубежного — AC/DC, Metallica, Guns N’ Roses, Nirvana, Rammstein, The Offspring. Это все и сейчас имеется в плей-листе.

Со временем музыкальный вкус расширился. Стал нравиться рэп, отдельные исполнители и их треки. Тот же Eminem. Из наших рэперов — некоторые треки Басты, Оксимирона. Сейчас в плеере разная музыка, от тяжелого трэш-метала до чего-нибудь легкого и ненавязчивого. Хотя предпочтение всё равно отдаю рок-исполнителям.

Если выделять любимые группы, то из наших это, наверное, “Кино” и “Алиса”. Из зарубежных — Metallica. Тяжело так конкретно назвать, все крутые.

- Ладно, теперь кино. Можешь назвать три фильма, которые надо посмотреть каждому? Твой золотой фонд.

- Из тех, которые я пересматривал несколько раз — “Трасса 60”, “Достучаться до небес” и “Интерстеллар”. Отдельно можно назвать “Большой куш” в переводе Гоблина. Это именно оригинальный перевод, почти дословный, очень смешной. Когда английский получше изучу, в оригинале посмотрю еще раз. Но такой юмор не всем нравится, поэтому в топ-3 его не включил.

- Как у тебя с образованием? В 18 лет ты стал основным игроком команды ПФЛ, в 20 — уехал в другой город. Учишься заочно в университете?

- В 18 лет поступил в лингвистический институт в Иркутске. Потом нас мурыжили 3 года, мы были то филиалом Московского университета, то там еще что-то произошло. В итоге нас присоединили к Иркутскому государственному университету, вот там сейчас и учусь на очном, просто пропускаю много. Но в целом все преподаватели идут навстречу, так что я приезжаю, учусь вместе со всеми, готовлюсь к сессии, сдаю экзамены и опять уезжаю. Правда, этот год последний. Как сдавать госэкзамены, проходить преддипломную практику и защищать диплом, я пока с трудом представляю.

- Какая специальность?

- Педагог. Направление: теория и методика преподавания иностранных языков и культур. Короче, учитель английского языка.

- На каком уровне владеешь языком? Свободно разговариваешь?

- Владею хуже, чем хотелось бы. Не сказать, что свободно. Но, наверное, выше среднего. Если бы не пропускал месяцами учебу, то сейчас бы уже приближался к свободному владению английским. Самостоятельно пытаюсь заниматься, читать что-то, иногда фильм посмотреть на английском. Но этого мало.

- Ты сейчас убиваешь стереотипы о футболистах. Читаешь Достоевского, смотришь фильмы на английском.

- Да это же стереотипы. Миллионы людей читают Достоевского и смотрят фильмы на английском, испанском, французском и любом языке. Кому-то это интересно, кому-то нет. Так что не думаю, что в этом есть что-то особенное.

- Английский учил только в школе или где-то занимался дополнительно?

- Специально нигде не занимался. Но у меня папа был переводчиком, часто в командировки ездил. Поэтому английский язык постоянно присутствовал в жизни. Может поэтому мне он легко давался в школе.

- Изучение языка — это мысли о международной карьере, хобби или реально собираешься преподавать?

- Да я вообще поступил в лингвистический, потому что прошел на бюджет. Решил, зачем платить деньги? Вот и поступил туда, хотя документы в несколько вузов подавал. Так и получилось, что продолжил изучение языка.

Преподаватель или международная карьера — не знаю. Как сложится, пока что мне просто это интересно и легко дается. В любом случае, лишним не будет.

- “Носта “— середняк зоны “Урал-Поволжье”. Ты в 22 года — основной защитник. Тебя устраивает, как развивается карьера сейчас? Или хочется уже попробовать силы в ФНЛ?

- Смотри, тут два вида “устраивает”. В плане карьеры, развития — конечно, хочется играть выше. Это и уровень футбола другой, и уровень заработка. Хочется двигаться дальше. С другой стороны, последние пару месяцев я получаю удовольствие и от игры, и от общения с коллективом. В этом плане меня все устраивает. 

Носта

Если вдруг появится возможность попробовать себя в дивизионе повыше, то это будет интересно. Если нет, то для меня это не трагедия, буду тренироваться и играть дальше.

- Как выглядит футбольный матч в Новотроицке? В Иркутске на “Зенит” ходит максимум 200 человек, нет фанатов. Как у “Носты”?

- Примерно то же самое. На трибунах люди, которые еще на Бояринцева в 1999 году ходили. Фанаты есть, человек 20–30. Даже на выездные матчи некоторые выбираются. Но в целом атмосфера на стадионе такая же, как в большинстве городов Второй лиги.

Болельщики Носты

Мы недавно в выходной день решили сходить на детский турнир по хоккею, в Новотроицке ледовый дворец хороший. Это был международный турнир, 2010 год рождения играл. 1200 человек пришли посмотреть на семилетних хоккеистов. Кто с барабанами, кто с флагами, кто с чем. В Иркутске на стадион больше людей приходило, только когда “Байкал” в ФНЛ играл.

- К фанатам особое отношение? Ты поздравлял фанатов иркутского "Байкала" из “Нерпинария” с юбилеем.

- Да было дело, ещё когда иркутская “Звезда” в Первой лиге играла. Потом как-то подостыл к этой теме. Но было прикольно.

- Шизил на секторе? Выходил в поля с фанатами других команд?

- Заряды кричал вместе со всеми. Даже пару раз фаеры проносили на стадион. До драк не доходило, мне 14 лет было.

- Сейчас твоя родная команда “Зенит” играет в ПФЛ. В составе — только иркутяне. Поступало предложение вернуться?

- Поступало. Но пока что я в “Носте”. Посмотрим, как дальше события сложатся.

- В нынешних условиях гипотетический переход в “Зенит” — это шаг назад? В зоне “Урал-Поволжье” 14 команд, да и уровень в целом повыше.

- У команд в ПФЛ примерно равный уровень. Так что не в этом дело. Просто именно сам турнир в других зонах поинтересней, чем на востоке. Хочется играть там, где больше команд. Футбольный сезон и так у нас нереально короткий, именно период официальных игр.

- Ты сейчас уже в Иркутске? Зимой будешь играть в чемпионате города?

- Да, сезон закончился, я уже вернулся. В зимнем чемпионате буду играть за “Дизель”.

- Есть какой-то индивидуальный план на отпуск от главного тренера? Все-таки перерыв огромный.

- Тренер ничего индивидуально не давал. Сейчас отдохну немного и самостоятельно буду заниматься, поддерживать себя в форме. Если разрешат, буду тренироваться с “Зенитом” и параллельно играть в зимнем чемпионате города.