11 мин.

Пау Газоль: «Наше поколение меняет историю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ему было суждено расширить горизонты испанского баскетбола и принять самое деятельное участие в его успешной новейшей истории. Ему совсем недавно исполнилось 32 года, за плечами почти 900 игр в НБА, и он одинаково комфортно чувствует себя как в Барселоне, так и в Лос-Анджелесе. Ближайшим вызовом станет Олимпиада в Лондоне, где он будет знаменосцем сборной Испании на церемонии открытия Игр.

Его полет в США, где его ждал дебют в лучшей баскетбольной лиге мира, состоялся спустя несколько дней после трагических событий 11 сентября 2001 года. Сейчас ему 32 года, за его плечами почти 900 игр в НБА, которая еще совсем недавно казалась испанцам недосягаемой галактикой. Пау Газолю довелось сломать почти все барьеры, чтобы вписать новые золотые страницы в историю испанского баскетбола. Его послужной список уникален, ни один испанский баскетболист не достигал ничего подобного. Среди них: два перстня чемпиона НБА и четыре участия в матчах всех звезд лиги, два титула чемпиона Европы, один – чемпиона мира и еще многое другое.

Он превосходно приспособился к американскому стилю жизни, и чувствует себя комфортно как в Барселоне, так и Лос-Анджелесе, как в «Лейкерс», так и в сборной Испании, цвета которой защищает с юниорского возраста. Его ждет огромный вызов – Олимпийский баскетбольный турнир. Четыре года назад в Пекине Испания достойно противостояла в финале всемогущей сборной США, в составе за которой выделялись фигуры Кобе Брайанта и ЛеБрона Джеймса. Теперь к ним присоединился Кевин Дюрэнт. От этого факта вызов накануне Олимпиады становится еще более титаническим. Накануне отъезда в Лондон Пау Газоль побеседовал с корреспондентом ведущего испанского издания «Эль Паис».

– Каковы ваши первые олимпийские воспоминания?

– Они относятся в 92 году. Мне тогда только что исполнилось 12 лет. Нас сводили на пару матчей по баскетболу  и волейболу. Было здорово. Конечно, мне бы больше хотелось увидеть американскую DreamTeam, но не получилось. Мы были на одном из матчей сборной Испании, но она в ту пору была далека от уровня лучших команд той эпохи.

– Вас вдохновляют успехи испанских спортсменов в других видах спорта: Надаля, Алонсо, футбольной сборной?

– Любой успех одного спортсмена вдохновляет и мотивирует другого. Поэтому испанский спорт переживает сейчас такую прекрасную эпоху. Ведь если задуматься, успехи испанских спортсменов – поразительны.

– Кем больше восхищаетесь: Надалем или Алонсо?

– Влияют разные факторы и обстоятельства, успех определяют качества, которые в одних случаях совпадают, в других – различны, но есть те, которые являются базисными для любого спортсмена. Это амбиции, работоспособность, веря в себя и в свои возможности, стремление стать лучшим и умение развивать в себе некоторые способности.

– Видите в них отражение себя?

– Да. И думаю, что обладание этими качествами помогло мне в моей карьере разрушить столько барьеров. Ты должен иметь этот менталитет и говорить себе: «Почему бы мне не стать одним из лучших в мире в моей профессии или в моем виде спорта?» Затем в один прекрасный момент ты становишься в один ряд с лучшими и спрашиваешь себя: «А что теперь я должен делать, чтобы продержаться на высшем уровне как можно дольше?» И это то, что выделяет тех, кто, способен продержаться на высшем уровне 10 или 15 лет, от тех, кто через короткое время исчезает из поля зрения. Звучит немного высокопарно, не так ли?

– Сборным Испании по футболу и баскетболу удалось дважды подряд выиграть чемпионат Европы. Кажется, что вы идете с футболистами параллельными путями?

– Это нормально. Когда достигаешь определенного успеха, уровень требовательности к себе тоже растет. Все ждут, сумеешь ли ты повторить свой успех. Всем нравится побеждать и всем хочется побеждать как можно чаще, но это не всегда возможно осуществить в силу различных обстоятельств. Да, проглядывается некая параллельность между нами и футболистами, и у сборных есть общие черты: командная «химия», стремление стать лучшими и продолжать быть таковыми… А также скромность – очень важное качество для тех, кто хочет стать лучшим в истории. Есть общие факторы у обеих сборных. По крайней мере, я это ощущаю.

– Дель Боске утверждает, что за любым успехом стоит преодоление, и что футбольная сборная – лучшее подтверждение этому. А как у баскетболистов?

– Так же. Уверенность в том, что команда отдаст все силы, очень важна. Потом ты побеждаешь или нет. Но если команда способная сплотиться и действовать в унисон, шансы на успех резко возрастают.

– Вы видели, как Фернандо Алонсо плакал, стоя на подиуме в Валенсии? С вами происходило что-то похожее когда-нибудь?

– Наши ситуации немного различны. Пилоты имеют возможность подняться на подиум каждые две недели. Мы – нет. У нас в сезоне одна лига и один международный турнир, то есть всего две возможности. И успех переживается по-другому. Но в любом случае речь идет о победах, добытых большим трудом. Иногда происходит так, что в силу каких-то обстоятельств победа обретает какой-то особый вкус и вызывает особые эмоции.

– У вас такое было?

– Один из таких случаев очевиден – это победа на чемпионате мира в 2006-м. Я не мог играть в финале из-за серьезной травмы, полученной в полуфинальном матче против Аргентины, и сидел на скамейке с костылями. Ребята в знак поддержки надели перед матчем майки с моим номером. Это был очень волнующий момент. Так же захлестывали эмоции, когда я выиграл мой первый чемпионский перстень с «Лейкерс». Но еще больше переживаний было, когда было завоевано второе чемпионство. В финальной серии мы победили «Селтикс», отыграв их преимущество, будучи «прижатыми к канатам». Нам пришлось выложиться на 200%. Ситуация была очень драматичной, и накал эмоций в седьмой игре после тяжелейшего плей-офф был предельный. Нам надо было сыграть на максимуме возможностей, оставить все свои силы на площадке, как будто это был последний матч в нашей жизни, последнее усилие. Это было чудесно.

– Одним из самых эмоциональных событий стало путешествие в Африку в качестве посла ЮНИСЕФ.

– Эта была одна из самых важных миссий в моей жизни. Здесь речь идет о вещах, которые простираются дальше, чем спорт. Спорт – важнаясоставляющаяжизни. В моей жизни это вообще все. Но когда речь идет о ситуациях, в которых люди борются за выживание и делают это в обстоятельствах крайне неблагоприятных для жизни, и при этом так страдают дети… Спорт – это средство, благодаря которому я получил свой шанс в жизни. С помощью ЮНИСЕФ мы осуществляем разные мероприятия в помощь обездоленным. Два года назад совместно с организацией «SchoolforAfrica» и фондом Манделы был реализован проект по строительству школ в Эфиопии. Мы оказываем поддержку многим инициативам в этой стране. Путешествие туда было очень тяжелым, но после него возникло ощущение того, что сделано что-то по-настоящему важное для людей.

– Там знают игроков НБА?

– Некоторые, менее обездоленные, да. Те же, кто кочует с племенами по равнинам или живет в горах, не имеют доступа к средствам информации из внешнего мира. Их ежедневная заботы – выживание и решение насущных проблем, которых жителям развитых стран не вообразить. Они спят на земле, иногда вместе с животными. Очень печальная ситуация, которую надо исправлять.

 

– В 2010-м Вам была вручена премия лучшему спортсмену Лос-Анджелеса, которой отмечаются те, кто является олицетворением определенного набора спортивных и общечеловеческих ценностей, как на спортивных площадках, так и вне их. Какимобразомудалосьдобитьсятакогопризнания?

–Я себя там комфортно чувствую, мне все нравится, я узнаваем. Соединенные Штаты мне дали много, и я чувствую себя там состоявшимся человеком.

– Вы можете представить, что ваша спортивная карьера так и завершится в Лос-Анджелесе?

– Посмотрим. В моей голове и в моем сердце живет желание жить в Барселоне. Но мне бы хотелось иметь дом в Лос-Анджелесе и иметь возможность возвращаться туда каждый год.

– Каково жить в городе, полном звезд и находящимся под постоянным прицелом камер?

– Стараюсь относиться к этому с максимально возможным спокойствием. Это огромная удача – иметь возможность жить там, хотя суета, связанная с матчами, поездками, тренировками, немного портит идиллию. Поэтому я поселился в районе, расположенном подальше от центра, где тихо и есть пляж (Саут Бич). Я себя чувствую частью привилегированного общества, наслаждаюсь компанией потрясающих людей, таких как Пласидо Доминго, Антонио (Бандерас) , Пенелопа (Крус) и Хавьер (Бардем). Общаюсь с огромным количеством других знаменитостей.

– Лондонская Олимпиада станет третьей в вашей карьере. За кого из соседей по олимпийской деревне будете болеть? Не все из них так знамениты как вы…

–Я знаком со многими атлетами, выступавшими на Олимпийских играх: С Рейесом Эстевесом, с дзюдоистами, пловцами и многими женщинами-спортсменками, не столь окруженными вниманием СМИ. Многие из них не могут обеспечить себя, занимаясь только своим видом спорта. Не все из них достигли высокого уровня. Я себя ощущаю очень счастливым человеком, поскольку мой вид спорта популярен и компенсирует затраченные усилия. Деньги – не главная цель в спорте, но они очень помогают по жизни.

– Поражение в финальном матче на прошлой Олимпиаде оставило чувства сожаления?

– Ни малейшего. Мы ехали на Игры с мечтой об олимпийской медали, получили возможность сразиться за золото. Если бы мы завоевали олимпийское золото, наше поколение игроков, уже ставшее историческим, стало бы еще более незабываемым. Вот и вся разница.

– В том матче играли лучшая сборная Испании в истории баскетбола и одна из лучших в версий сборной США, уступающая, пожалуй, лишь DreamTeam?

–Да. И даже говорят, что после этих Игр вернутся к практике формирования сборной из игроков университетских команд вместо звезд НБА. Но на сегодняшний день команды таковы, и это делает турнир интереснее, а победу в нем – престижнее. С 2006 года американцы изменили свое отношение к сборной, хотят демонстрировать весь свой потенциал и доказывать, что они – лучшие в мире. В конце концов, хочется же играть против лучших, и тот факт, что тебе противостоят как раз они, делает победу, если удастся одержать ее, гораздо более ценной и заслуженной.

– В 2008-м вы дали настоящий бой в финале, но в первом матче против США проиграли в пух и прах.

- Мы сумели показать, что способны дать им отпор, и в финале была настоящая борьба. Впечатление, которое нам удалось произвести, было блистательным. Нам удалось гораздо лучше навязать соперничество и играть более раскрепощено, несмотря на то, что это был олимпийский финал. Мы хотели победить в этом поединке, а не взять реванш. У нас нет комплексов, страха, есть уважение, которое они несомненно заслуживают.

– Где храните свою олимпийскую медаль?

– Дома в сейфе. Это одно из моих самых лучших воспоминаний.

– Какой вам видится нынешняя команда?

– Сильной и мощной. Я имею в виду уровень готовности выложиться по-полной в решающий момент.

– Влияет ли на вас то, что происходит на протяжении этого сезона в «Лейкерс», неопределенность в отношении будущего?

–Для меня приезд в расположение сборной меняет полностью внутреннее состояние. Здесь я получаю огромное наслаждение и обогащаюсь от всего, что меня окружает. Пребывание здесь не имеет ничего общего с сезоном в клубе и не зависит от того, что там происходит.

 

– Вас напрягают разговоры о золотых медалях?

– Мы понимаем, что для болельщиков и для прессы в порядке вещей говорить об ожиданиях. Мысли о гипотетическом финале или о конкретном сопернике могут навредить, и мы должны избегать этого, какими бы привлекательными они не казались. Разумеется, все мы хотим дойти до финала, кто бы из соперников не попался нам на пути.

– Поэтому любое поражение будет воспринято как провал?

– Когда не исполняются ожидания, наступает разочарование. Так было и так будет в карьере любого спортсмена, который хоть раз добился успеха.

– Какое-то из таких разочарований имело особую горечь?

– Финал чемпионата Европы, проигранный в 2007-м в Мадриде, стал тяжелым ударом лично для меня. Две последние серии плей-офф НБА с «Лейкерс» тоже были тяжелыми, хотя там мы проиграли не в финале.

– Это личное разочарование от поражения против России в 2007-м связано с промахом в последнем броске, который мог дать команде титул?

– Нет-нет, ничего общего с тем промахом оно не имеет. Мое разочарование обусловлено тем, что мы проиграли у себя дома с разницей в одно очко, хотя до того момента сборная Испании не выиграла ни одного чемпионата Европы.

– Вы едете на Игры в своей лучшей форме? Наступила зрелость и стабильность…

– Это все надо будет продемонстрировать результатами. У нас было много хороших моментов в истории, были и не очень хорошие, но история пишется в каждый конкретный момент. Я уверен, что в Лондоне мы продолжим летопись нашей истории.