Трибуна
9 мин.

Неоконченная пьеса: «Виннипег» снова совершил обмен года, отдав Лайне

От редакции Sports.ru: вы читаете один из лучших блогов хоккейной Трибуны «Чувствуя Манитобу», который посвящен «Виннипег Джетс». Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные посты о клубе из самого холодного города НХЛ чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.

В интересное время живем, дорогие читатели. Не прошло и двух недель с начала сезона, как обмен года уже состоялся. По традиции, раз в пять лет одним из участников такого трейда становится «Виннипег». Прошу прощения у тех, кто ждал подробного разбора обмена по горячим следам, со временем как-то не очень. Но, может, оно и к лучшему. Поиск победителей и проигравших подробно проведен всеми авторами, имеющими хоть какое-то отношение к НХЛ – в том числе и на этом ресурсе. Давненько я не видел, чтобы новостная лента была настолько забита новостями по тегам, относящимся к команде из Манитобы. Не хочется повторять то, что уже сказали многие до меня, поэтому не ждите здесь объективной оценки обмена. Я просто постараюсь поделиться чувствами болельщика «Джетс» и выразить свое отношение к трейду, который стал знаковым для команды.

В том, что он знаковый, можно не сомневаться. Обмены такого масштаба случаются раз в несколько лет. Последний раз игроков из первой тройки одного драфта меняли 25 лет назад. После подобного трейда пути развития обеих команд могут измениться навсегда. При всем при этом нельзя сказать, что этот обмен был неожиданным. Морально я начал себя готовить к нему примерно пару лет назад, когда слухи о том, что раздевалка «Виннипега» расколота на две части, стало не утаить. Нынешние лидеры команды во главе с Уилером и Шайфли с одной стороны и молодежь в лице Лайне, Трубы и (как сейчас уже понятно) Рословика  с другой не могли найти общий язык между собой. Происходило это на фоне того, что для одних хоккей был на первом месте и никакой другой цели, кроме победы в Кубке Стэнли не существовало. Все, кто не готов посвятить всего себя высшей цели и не думать ни о чем другом, рассматривались как чужаки и даже как возможное препятствие в этом крестовом походе.

Для более расслабленного крыла команды, у которых помимо хоккея были и другие интересы в жизни, подобное давление со стороны лидеров команды было не слишком комфортно. Вряд ли в ближайшее время мы с вами узнаем, что произошло между Лайне и группой лидеров «Джетс» в 2019-м, но даже визит Пола Мориса в Финляндию для диалога с Патриком не помог исправить ситуацию. Нужно отдать должное Лайне, что он никогда не стеснялся говорить, что он хочет получить от команды больше игрового времени, больше ответственности, нормального центра. И при этом сам со своей стороны делал то, что просил от него тренерский штаб – отработка в обороне, больше игры в пас, грамотное использование габаритов. Все это добавилось в игру финского снайпера в последние годы, но, похоже, не изменило отношения к нему со стороны руководства команды.

По всему было видно, что дальнейшие пути Лайне и «Виннипега» расходятся все больше. Обмен финна был лишь вопросом времени. Я уже писал и по-прежнему считаю, что обмен Лайне – одна из самых больших ошибок для этого франчайза. В то же время это был единственный возможный выход из сложившейся ситуации. Иметь в своем распоряжении главного снайпера поколения и использовать его возможности не на полную мощность – хоккейное преступление. Очень хочется верить, что в «Коламбусе» для Патрика найдут достойное применение и он сможет стать тем игроком, которого мы видели в некоторых матчах за «Виннипег». Пять голов одном матче, 18 шайб за месяц, неимоверные выстрелы над плечом вратаря с дистанций, на которой другие игроки просто вбрасывают шайбу в зону, а еще чит-код при игре в большинстве.

Лично у меня от четырех полных сезонов Лайне в составе «Джетс» осталось чувство досады и какая-то недосказанность. Мне кажется, вопрос «а что, если?» будет преследовать меня еще несколько лет. Кто-то из болельщиков команды из Манитобы сейчас проводит параллели с обменом Теему Селянне из еще первой инкарнации «Виннипега». Тот тоже провел в столице Манитобы всего четыре года, но успел стать живой легендой во всей провинции. Как его встречали спустя 20 лет по возвращении в Виннипег , еще никогда не приветствовали ни одного игрока своей родной команды за все десять лет второй жизни клуба. Думаю, что Лайне ждет куда более прохладный прием, когда он снова доберется до Канады.

Реклама 18+

Обмен с «Коламбусом» вызывает у меня совсем другие ассоциации. Я помню, когда из «Атланты» меняли Дэни Хитли (да, я такой старый), ситуация была чем-то похожа на нынешнюю. Молодой игрок, одна из надежд франчайза, по определенным причинам не желающий играть за эту команду и в открытую требующий обмена. Тогда трейд с «Оттавой» был один в один на Мариана Госсу, у которого не успели высохнуть чернила на новом контракте, и его тоже никто особо не спрашивал, хочет он оказаться в Джорджии или нет. Тот обмен пошел обоим игрокам на пользу в краткосрочной перспективе – Хитли вышел на уровень 50 голов за сезон, а Госса на протяжении двух с половиной сезонов был лучшим игроком в составе «Трэшерс» – и это при пиковом Илье Ковальчуке.

Пьер-Люк Дюбуа, который проследовал в «Виннипег» в обмен на Лайне, конечно, далеко не Госса. Если оставить за скобками последний плей-офф, где центр «Коламбуса» выглядел настоящим монстром, то потолок Дюбуа – 50-60 очков за сезон. Может быть, при правильных крайних форвардах он дотянет до 70, но не более. Неплохо для второго центра, но не идет ни в какое сравнение с 50 голами за сезон, которые должен выбивать Лайне при правильном его использовании. Но я не расстраиваюсь такой компенсации, потому что этот вариант – лучшее, что можно было получить за финна в текущих условиях.

Варианты обмена Лайне, которые начали всплывать тут и там этим летом, крутились в основном вокруг возможной компенсации в виде защитника топ-4, плюс проспекты и пики. Если бы обмен Патрика состоялся в таком виде, то этот блог можно было бы закрывать, потому что я бы не хотел бы иметь ничего общего с «Виннипегом» в таком случае. Получить второго центра в ситуации, когда все – игрок, команда, почти все клубы лиги понимают, что расставание неизбежно, я считаю несомненной удачей.

Что меня смущает во всей этой истории, так это более чем странное поведение Дюбуа в последних матчах перед обменом. Тот, кто хоть немного интересуется хоккеем, наверняка уже видел выдающуюся во всех отношениях смену канадского форварда, которая стала для него последней в «Коламбусе». У меня куча вопросов к этим 40 секундам, что Пьер-Люк провел на льду. Это он так всегда будет делать, когда ему будет что-то не нравиться в команде? Как можно смотреть в глаза партнерам по команде после подобного перформанса? Неужели репутация ничто по сравнению с желанием добиться своего любой ценой?

Патрик Лайне, как бы он ни хотел покинуть Виннипег, никогда себе ничего подобного не позволял. Ни в одной игре я не замечал, чтобы Лайне не выкладывался на 100%. Даже последние игры в составе своих бывших команд они провели совершенно по-разному. Дюбуа превратил себя в ходячий мем. Патрик попрощался с «Джетс» двумя голами и голевой передачей в матче с «Калгари», став лучшим игроком встречи. Дюбуа теперь долго придется рвать жилы, чтобы снова наработать себе авторитет в новой команде и в лиге, чтобы все забыли о том недоразумении, что он представлял в начале этого сезона.

Если в чем «Виннипег» и выиграл в этом обмене, так это в том, что Кевин Чевелдэйофф обменял две своих проблемы на одну. Джек Рословик не хотел подписывать новый контракт, и команда вряд ли смогла бы удовлетворить запросы Лайне этим летом. Теперь ни о чем об этом не придется думать как минимум до лета 2022-го года. И это хорошо, потому что контрактные тяжбы и слухи о возможных обменах лидеров, которые окружают «Джетс» каждое межсезонье, уже порядком надоели.

И сколько бы ни работало в системе «Виннипега» человек с фамилией Дюбуа, я больше верю в долгосрочные перспективы Лайне с «Коламбусом», чем в то, что Пьер-Люк станет значимой фигурой в развитии франчайза на годы вперед. Если Лайне и стоило куда-то переходить, так это в Огайо. Финский генеральный менеджер, Микко Койву в качестве дядьки-наставника и не такое пристальное внимание со стороны прессы, как это было в Канаде. Мне кажется, что в Коламбусе у Патрика будет хорошая возможность разобраться в себе и поставить голову на место, а потом договориться с новой командой на разумный для обеих сторон контракт. Что же до Тортореллы, то мне кажется, что большинство проблем, которые у игроков есть с ним, раздуты прессой. Мужик он неплохой, и ему теперь нужно разобраться, когда Лайне шутит, а когда говорит серьезно, потому что делает он это с одинаковым лицом.

Что касается Дюбуа, то многие уже записали его во вторую тройку вместе с Ником Элерсом и предсказывают Полу Штястны командировку в третье звено. Однако я не представляю, как на месте Пола Мориса можно разбить тройку Копп-Штястны-Элерс, которая на старте регулярки является лучшим звеном «Джетс». Как бы не оказалось, что в обмен на Лайне «Виннипег» получил в свое распоряжение вингера третьего звена – по крайней мере, на этот сезон. Что будет потом, когда Дюбуа понадобится новый контракт, я сейчас даже не хочу думать. По слухам, он отказался в «Коламбусе» от предложения 8 миллионов х 8 лет. В Манитобе ему никто таких денег платить не собирается, и если он оценивает себя выше, то у нас снова начинаются проблемы.

Реклама 18+

Но до них пока еще, кажется, далеко. Подводя итог размышлений этой недели, могу сказать, что все могло быть гораздо хуже. За 20 лет боления за эту команду я видел, как лидеров и лучших игроков меняют за бесценок – компенсации за Ковальчука и Госсу в свое время очень быстро превратились в пшик. Сейчас размен на Дюбуа кажется достойным вариантом, и я думаю, что он может сделать «Виннипег» лучше. Ну, если начнет сгибать ноги в коленях, когда катается.

Тем не менее, мне кажется, что это всего лишь первый акт пьесы, в которой главные герои сменили декорации, но главные страсти все еще ждут нас впереди.

Фото: Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis, Kirk Irwin; REUTERS/Tim Fuller-USA TODAY Sports, Terrence Lee-USA TODAY Sports; globallookpress.com/Fabio Ferrari/Joel Marklund/ZUMAPRESS.com