9 мин.

Ad astra: постскриптум

"В первых строчках хочу передать приветы" моим первым читателям и поблагодарить VALIKO0702 Строитель DD102DD  Jasna    Ad notam за поддержку и оценку первыми :) Спасибо!

Современный/виртуально-существующий текст всё чаще становится результатом непосредственно возникающего совместного осмысления и читатель, как участник, должен, на мой взгляд, получать признание. Так, после чтения комментариев к постам я решила написать этот постскриптум, поскольку именно меткие замечания позволяли дополнить или придать новый ракурс освещению темы. Я не буду называть ники и экаунты (их комментарии подчёркнуты), чтобы не нарушать относительную анонимность авторов, - вы можете познакомиться с ними ближе, пробежавшись по комментариям в блоге.

Когда мы говорим о ФК вообще, мы прибегаем к таким, в общем-то, привычным в мире ФК выражениям "прекрасное катание", "удивительная артистичность", "изумительное сочетание техники, скольжения и артизтизма" и т.п. Когда же мы говорим о способности ТШТ 'затягивать' нас, всего-навсего спортивных зрителей, в омут непривычных страстей через явление миру своей 'всего-навсего' тренерской работы, мы отчего-то ударяемся в некую высокопарность, 'говорим концептами', пытаемся объяснить само явление, хотя бы для самого себя (да и ругают ТШТ тоже почти эпично, забираясь в какие-то неописуемые дебри ненависти и злобы). Как написал один из читателей, именно эта необъяснимая эпичность привела его в ФК: "Очень точно. Пожалуй именно это лично меня и привлекло к современному фигурному катанию. Я бы даже сказал ухватило и не отпускает. Это магия".

Говоря о центральной идее моего, скажем, цикла мини-статей, читатели соглашаются, что Этери "создала 'новый миф', который вдохновляет сам по себе и становится почему-то очень важным лично для тебя в общечеловеческом контексте, даже если ты вообще не имеешь никакого отношения ни к ФК, ни к спорту в целом. Это - «мировоззренческий» феномен. Поэтому (Вы правы) и переходы учениц воспринимаются как «предательство»... Это разрушает наш прекрасный миф, которым мы уже успели увлечься."

В обмене мнениями с одним из комментаторов, я шутя упомянула, что ТШТ - это явление, данное нам в почти "чувственном созерцании". И была рада прочитать в комментариях следующее наблюдение: "У многих иностранных комментаторов в разминке и перед выходом Алины <была> некая восторженность в интонациях, а после её проката, выражаясь боксёрским термином, ощущалось некое состояние гроги - настолько они были ошеломлены прокатом."

И напомню ещё раз о собственном впечатлении от иностранных комментаторов, которые и не скрывали горячего нетерпения в ожидании второй части Дон Кихота во время олимпийского проката Алины. А каким восхищённым эхом Алининого ледового фейерверка была их эйфория, когда она прыгнула свой каскад в конце программы!

О какой-бы несправедливости ни говорили проигравшие свою главную спортивную битву спортсмены, всегда можно привести им в пример несдавшуюся 15-летнюю девчонку в балетной пачке или плачущую от именно чемпионского облегчения Мао на ещё горячем от её катания сочинском катке. Ведь, собственно, вся олимпийская 'трагедия' Жени Медведевой сводилась к неподнятым в прыжке рукам (и потере тех самых десятых долей итоговой разницы), о чём, кажется, и пыталась сказать ей Этери после проката (в одном из видео из КИКа слышно, как Женя говорит "Я всЁ сделала!", на что Этери отвечает "Нет, не всё!").

Обсуждая сам феномен ТШТ, читатели высказали очень верную мысль об Этери как об искусном шахматисте на льду, обладающем безупречным расчётом и логикой. Они пишут о том, "как виртуозно она разбирается с правилами, использует абсолютный максимум пользы из предложенных условий. Да так, что законотворцам остаётся только сказать "а что, так можно было?", и отправиться изучать и править свои же закорючки."

Этери (скорее всего, вместе с Сергеем Дудаковым) просчитывает все возможности и выбирает самые оптимальные для того или другого спортсмена варианты. Опять же, вспоминая ОИ и опровергая расхожее мнение о том, что Женя проиграла из-за несправедливых тренерских предпочтений, можно сказать, что и Алине, и Жене были поставлены программы на пределе их физических возможностей, артистического дарования и технического потенциала. Даже с учётом выигрыша короткой программы Алиной, поскольку она была технически более совершенной фигуристкой, сам исход соревнований зависел тогда только от воли и хладнокровия спортсменок.

И Алина выдержала этот поединок с собой, с каскадом, со смятением судейской бригады, со смятением собственных тренеров. И, слава Богу, его спортивный коллега, очевидно, вернулся к тому времени из дальней командировки в другие галактики.

Самые интересные статьи для всех читателей это те, где говорится о самих спортсменках. Я сравнивала ТШТ и их фигуристок с «коллективным Пушкиным». Пожалуй, согласившись с критическим замечанием и прочитав комментарий ниже, можно сказать, что они, скорее, очень слажено работающая ювелирная мастерская с лаборантами, огранщиками, мастерами-ювелирами: «Бесспорно, что любой талант надо раскрыть и огранить, что очень удачно получается в Хрустальном. Как говорила Е.А.Чайковская после первых программ ЕМ у Орсера: «...куда подевалась манкость Жени?»… Видно, как <с фигуристками> поработал коллектив специалистов ТШ и были отточены все движения, и мимика лица даже».

Действительно, ТШТ работает как любой, очень хорошо отлаженный коллектив (часто называемый конвейером), но, поскольку мы имеем в результате не только красивое кольцо, но и ощущаем живое или отстранённое, трепетное или пламенное дыхание искусства, то ТШТ близок по результату к превосходному камерному оркестру, в котором каждый отдельный инструмент, каждый исполнитель, не говоря уже о дирижёре, это – эксклюзив. И поэтому нам так досадно, что с уходом фигуристок теряется уникальный мотив, а у дирижёра может задрожать палочка в руках.

Как, например, пишет комментатор, «то, что Алёна презентует на льду - результат шикарного скольжения и огромной работы ТШТ по подбору и вкатыванию программ, в каждой детали, которую оттачивают до безупречного состояния… Боюсь, в новом сезоне вау-эффект пропадёт, Плющенко все пустит на самотёк».

Исчезновение 'эффекта присутствия' фигуристок Этери и сожаление об их оставшихся в прошлом ТШТэшных программах, безусловно, самое трогательное в той ‘буре эмоций’, которую вызывают их поступки. Почему-то теперь, после ухода к Плющенко, это уже совсем другая Сашенька Трусова, не первопроходец, не «девочка-воительница», а незнакомый Терминатор, успехи которого уже не так волнуют. Ну, порубает, может, всех хоть Джульеттой, хоть Тибальтом. А скорее всего, нет. Ладно, переживётся, что нам до той Гекубы. И что нам до кошелька Плющенко, в котором звякнут ещё несколько злотых. А как бы мы переживали раньше!

И ещё: «Больше всех мне нравился (созданный ТШТ) образ Саши. Образ-шедевр. смотришь и у тебя нет ни секунды оценить отдельно скольжение, вращение, прыжки, костюм и т. д. Здесь всё - одно целое . После её перехода, первое , как и вы, я сказала: «Саша, что же ты наделала». Второе - страх того, что мы увидим недостатки Саши».

Уход Алёны оказался, по последним слухам, таким приземлённо-прозаичным, что вызывает, в первую очередь, ассоциацию со ‘сбитым лётчиком’: запуталась в тумане собственного эгоизма, приняла чужие посадочные огни и оказалась на непонятном аэродроме, в изобилии украшенном воплощением людского тщеславия. Она попала в руки, как замечено в комментарии, «не повелителя ангелов, а повелителя "Падших ангелов". Плющенко не любит, так сказать, прилагательное и "из скромности" прилагательное "Падшие" старается опускать. Но мы то знаем».

Из всех замечательных сюжетов о ТШТ меня больше  всего впечатляют истории Алины и Лизы Турсынбаевой. Сегодня я прочитала, что Лиза очень хорошо сдала ЕГЭ и будет поступать в МГИМО. Какая чудесная история спортсменки, в судьбе которой Этери и её команда оставили «долгий прекрасный след». Такого же высокого полёта тебе, как твой серебряный 4ой сальхов, прекрасный лебедь Хрустального!

«Вчера я несколько раз пересмотрела прокаты Элизабет Турсынбаевой на ЧМ, который принёс ей серебро. И всякий раз думала - как можно было почувствовать и прочувствовать спортсменку, и сделать так, чтобы программа "сидела" как влитая. Лунная соната для меня чудо, с первого вздоха-раскрытия рук Элизабет и до последнего аккорда там всё едино, оторваться невозможно. Произвольная тоже поразила меня - было ощущение, что спортменку раскрыли полностью, и показали её миру - вот она какая прекрасная, Элизабет. Эта музыка, и порхающая надо льдом девочка в красном теперь тоже навсегда в моей памяти. Удивляет, что такое в Хрустальном случается постоянно, нас поражают победы, программы, костюмы, новые элементы, и в первую очередь сами ученики ТШТ. Который год мы с восторгом наблюдаем за их взлётами, переживаем, когда случаются неудачи, и, конечно, уход из Хрустального каждого спортсмена это почти трагедия».

Надежда болельщиков и ТШТ – Аня, Анечка Щербакова.

Не самая заметная, но самая “jaw dropping” в техническом компоненте. Теперь, после ухода Саши, возможно, мы лучше оценим её истинную роль стойкого первопроходца, не количество, а разнообразие её запредельного технического арсенала. Когда я написала, что "главное нам пока только слегка приоткрыли невесомым касанием конька Ани на высоте четверного лутца", я хотела отметить невероятно сложный набор прыжков, который может прыгать эта хрупкая девочка, но не была уверена в аккуратности моего утверждения.

Но как написал Денис Травин, «Щербакова должна в вашем ряду быть первой. В Хрустальном именно у неё первой появился устойчивый 3Lz+3Lo, именно она первая показала стабильные квады и каскады с ними, именно она первой, ещё до Загитовой, показала на соревнованиях расстановку прыжковых элементов в КП/ПП 0-3/07».

Спасибо читателю, который успокоил меня в отношении качества прыжков Ани: «Технически 4Lz у Ани достаточно хороший по действующим правилам. Преоборот не более 180 градусов, недокрут менее 1/4 (есть и докрученные полностью), по ребру - хотелось бы более выраженное внешнее. При этом, катание Ани эмоциональное, очень музыкальное и пластичное, великолепная растяжка и вращения».

Так что, ждём Аню назло злодею-пубертату!

И о будущем.

Как написала читательница, в моих текстах она увидела «и сожаление, и сомнения, и волнение, и надежду. Это именно те чувства, которые испытывают многие болельщики».

Да, именно. По-моему, у многих есть это смутное чувство выпрямления траектории полёта после крутого взлёта. Как будто бы наша космическая ракета стала медленно превращаться в ровно гудящий реактивный самолёт.

«Хочется верить, что это не конец каждой из них. Хотя "меня тревожат смутные сомнения". Я боюсь, что пик пройден всеми и ТШТ в том числе. Дальше все будет хорошо и ровно. Но "вау" останется в прошлом...»

«В прошлом сезоне качество просело. Я не знаю чем это объяснить. Наверно, и взросление спортсменок и усталость самого ТШ. В прошлом сезоне ТШ надо было презентовать на международном уровне 13 ( могу ошибиться, поправьте) спортсменов ! Это очень много, справляться с таким количеством, не теряя в качестве, просто невозможно».

«Мне кажется, что максимально широкий рывок был с ТЩК, именно широкий, они очень разные, очень сильные и все-таки достаточно равные. И, даже если так совпадут еще раз, то скажут "это уже было".

НО... не будем забывать о Камиле, этой «магии ФК, как сказано в фильме "Мадемуазель Совершенство".

Её новая программа под «Болеро» Равеля должна быть ‘крышесносной’. Первые блики мы уже скоро увидим на ОП и на протяжении сезона будем невообразимо переживать, как раньше волновались при первых звуках ДК, Кармен, Жар-птицы.

А может быть, Камила и Болеро - это ’лебединая песня’ ТШТ?

Возможно, людское несовершенство вызвыло усталость даже у железной леди Хрустального. Как замечено в комментарии, «люди со столь развитым логическим мышлением спотыкаются (всегда!) на человеческом факторе. И чем мощнее логика, тем больше незащищённость в разного рода этических коллизиях. Этери это подтверждает на протяжении всей её тренерской карьеры».

И закончу словами читателя:

«А я надеюсь на "вау" и в будущем. ТШТ ещё далеко не всё сказал, и они мастера преподносить сюрпризы, которых было множество. В первую очередь имею в виду прекрасные программы, которые теперь с нами навсегда… А ТШТ желаю... работать дальше, по возможности, отпустив эту ситуацию. Они фанаты своего дела, и это сразу видно, достаточно только посмотреть как они ведут себя у бортика, когда их воспитанники выступают. Ну а мы будем ждать новых красивых программ и новых побед ТШТ».

Далее:

Маленький принц маленького катка, раздираемого титанами

Когда на каток выходит этот фигурист, в первую очередь замечаешь его рост. НО... как только он начинает делать первые шаги, неповторимо раскрывает руки, а волосы летят назад, забываешь обо всём, ибо теперь катается сама музыка.