5 мин.

Ad astra: феномен ТШТ (часть 2)

Часть 2

Ученицы и программы: per aspera ad astra

На мой взгляд, ТШТ и их фигуристки - это 'коллективный Пушкин': вместе они создают магию. Магию искусства на спортивной арене (as simple as that).

От девочки-вундеркинда до прекрасного лебедя

Я впервые услышала о 12летней Лизе Турсынбаевой, когда она выиграла первенство Москвы среди юниоров. Журналисты её называли вундеркиндом. Тогда же я впервые услышала имя её тренера Этери Тутберидзе. Затем она исчезла и в следующий раз участвовала в каком-то международном турнире уже как ученица Брайана Орсера . Я ещё долго находилась под "эффектом обманутого ожидания": на, казалось, огромной арене каталась очень нестабильная, невесомая девочка, очень робкая и беззащитная.

Когда я узнала, что Лиза перешла к Этери, я ждала её программ с таким же нетерпением, как и программы Алины в её пост-олимпийский год. И ТШТ опять не обманул ожиданий. Это была неузнаваемая, по-новому невесомая Лиза в "Лунной сонате" Бетховена и игривая и гордая (даже горделивая) в «Otoño Porteño» Пьяццоллы.

Это преображение Лизы, дополненное впервые исполненным 4ым сальховым на женском чемпионате мира в Сайтаме, я считаю одним из самых драгоценных камней в шкатулке ТШТ. Не только серебряная медаль чемпионата мира вслед за олимпийской чемпионкой, а долгий, прекрасный след в человеческой судьбе.

Потом была тяжёлая травма, но не стоит забывать, что Лиза - спортсменка, отдавшая этому делу всё детство. Что бы вы выбрали на её месте? Лизина звезда была наконец-то достигнута.

А было ещё неземное "Адажио" в показательной программе. Может быть, прощание; может быть, обещание вернуться.

"Девочка в красном пальто", которая не захотела вырастать

Большинство из нас узнали имя Этери Тутберидзе после олимпиады в Сочи, хотя, в какой-то степени, она оставалась в тени "девочки в красном пальто" (хореограф программы Илья Авербух). С Юли Липницкой началась настоящая история ТШТ и с её же уходом разверзлись хляби 'интернетных войн' болельщиков. Мне кажется, что Юля не жила фигурным катанием как Этери или Женя Медведева. Ей было некомфортно взрослеть в нём. И дело даже не в страшном для фигуристок пубертате, а в глубоко-личной причине её ухода. Но прощальный взгляд девочки в красном пальто останется в их общей с Этери копилке.

Чертёнок, в конце концов выпрыгнувший из коробки

Непостижимым образом Этери как бы "запускает" своих учениц прямо к вам, в ваш дом и вашу жизнь. Вы начинаете любить то, что они делают, страдать при их неудачах и даже хвалиться их успехами. Вы любите их друзей и ненавидите их 'врагов'. Вам очень хочется, чтобы именно вашу любимицу Этери любила больше всех и занималась только с нею. Это как раз сильно повлияло на то, что произошло с Женей Медведевой. И эта почти родительская любовь к Алине возникла именно на фоне "капли дёгтя в бочке мёда" в год её олимпийского триумфа.

На детской фотографии, сложив руки за спиной, стоит маленькая девочка и упорно хочет не то понять, не то запомнить что-то. Мне кажется, что Женя была тогда озорной, шаловливой и по-хорошему упрямой - этакий чертёнок с глазами оленёнка. Вместе с Этери они достигли всевозможных высоких вершин, но к высочайшей Женя идёт без неё. Может быть, багаж, оставшийся от Этери, поможет ей на этом пути к недостижимой пока звезде.

4К как ступеньки наверх: Китри - Кристина - Кармен - Клеопатра

Вы слышите как скачет по этим ступенькам поцелованная богом девочка-искра в красной балетной пачке? Алина Загитова. Можно уже ничего больше не говорить. Она сама - мега-звезда. Олимпийская чемпионка навсегда, единственная наша олимпийская чемпионка Пхенчхана в индивидуальных видах спорта.

Если вы когда-нибудь сидели у пионерского костра, то вы помните, как было весело, жарко и не хотелось уходить. С такой жаркой, искристой, весёлой (и тяжелейшей в техническом компоненте) программой появилась Алина в олимпийский год. Я смотрела репортаж зарубежных комментаторов и даже через экран чувствовалось нетерпение, с которым они его вели: горячо -- горячее -- горячее -- и вот он - фейерверк, брызги шампанского, взлёт и победный взмах рукой.

Известно, что образ красной балерины Китри Этери пробовала с другими фигуристками, но только с Алиной всё стало на свои места. Это ещё раз доказывает постоянное стремление ТШТ к совершенству, неуспокоенность и особое видение спортивного спектакля на льду, одним словом, талант. А таланту надо соответствовать.

Потом были ещё 3К как три красивые ступеньки наверх: Кристина - Кармен - Клеопатра.

Кармен - избитый образ, да и музыка давно уже шлягер. Многие, я думаю, с сомнением приняли выбор такой произвольной программы. ТШТ шли по тонкому льду, балансируя между пошлостью и юной наивностью, и им удалось избежать и того и другого. В тот год под музыку Бизе красиво катался Михаил Коляда. Мне в какой-то момент хотелось, чтобы они откатали вместе показательный номер, - получилось бы эффектно.

В программах 4К я вижу тот самый блуждающий сюжет (см. Часть 1), связанный наконец-то воедино: от солнечного детства к "тёмным водам" отрочества, к юной страсти и драме взросления. Именно в Алине творческие (да и технические) идеи ТШТ приобретали законченный вид, но Алина уже сидит и смотрит на нас со своего воздушного облака достигнутой мечты. Захочет - слетит к нам или улетит ещё дальше. Алина уже прошла до конца по своему олимпийскому коридору, прошла она и людское улюлюканье и безмерное обожание, но как же хочется, чтобы красная балерина снова победно взмахнула рукой.

После сумасшедшего триумфа в Сайтаме казалось, что ТШТ могут передохнуть, попочивать на лаврах, но в дверь уже настойчиво стучалась турбо-тройка ТЩК.

Далее:

Часть 3

Миф, легенда о чудо-тройке, которая могла превратиться в чудесных птиц, вылетевших из гнезда прекрасной жар-птицей или совершенным кораблём будущего. Судя по всему, этот миф столкнулся с земным притяжением денег, интриг, обид и зависти.