8 мин.

7 фактов о самом результативном защитнике в истории России

Кирилл Кольцов накануне переписал историю российских чемпионатов, обогнав Вячеслава Фетисова, а Sports.ru собрал о рекордсмене малоизвестные факты.

Кирилла Кольцова воспитал тренер Сергея Гончара и Андрея Назарова

Понятно, что на пути к профессиональной карьере хоккеист может пройти через несколько тренерских рук – и, на самом деле, не всегда просто восстановить полную биографию хоккеиста от ДЮСШ до команды мастеров, но в случае с Кольцовым, воспитанником челябинского хоккея и, в частности, детской школы «Трактора», какие-то эпизоды обнаружить можно. Кирилл играл в команде 1983 года рождения под руководством тренера Виктора Перегудова. Виктор Михайлович ранее довел до выпуска «Трактор»-74, где у него как раз и играли Андрей Назаров, Сергей Гончар и Андрей Мезин – с этими парнями он пережил такой интересный опыт, как тренировки в 2 часа ночи (в обычное время не хватало льда).

С хоккеистами 1983 года рождения Перегудов работал все-таки в менее экстремальных условиях, но результаты получились сопоставимыми. Кольцова, кстати, в уже в юношеском возрасте приметили в Омске: когда «Трактор»-83 не пробился в финал первенства страны, несколько челябинских игроков усилили команду «Авангарда» и провели там целый сезон – в том числе и защитник Кольцов (на фото – шестой слева в верхнем ряду).

Подростком сбежал из российской команды и перезимовал в Северной Америке

Достаточно малоизвестный факт о Кольцове, но в профайле игрока на сайте задрафтовавшего его «Ванкувера» значатся такие команды, как «Калифорния Полар Беарс» и «Стритсвилль Дербис». Это единственное упоминание Кирилла рядом с данными клубами, но это не ошибка статистов – россиянин действительно успел там поиграть еще до приглашения в «Авангард».

Как писал чуть позже USAToday, во время турне «Магнитки»-83 (по всей видимости, усиленной лучшими игроками «Трактора») по Северной Америке в 1997 году два друга – Кирилл Кольцов и Станислав Чистов – получили приглашение на просмотр от команды «Полар Блэк Стар» из Северной Калифорнии. 14-летние парни решили, что местный климат нравится им гораздо больше, чем долгая русская зима, а потому сбежали из «Металлурга», присоединившись к новой команде в Сан-Франциско.

«Изначально родители отказались поддержать наше решение, но нам удалось их переубедить. Это было очень важно для нас. Так в возрасте 14 лет я приехал в Сан-Франциско, и чувствовал себя вполне хорошо», – вспоминал Станислав Чистов. Хоккеистам нашли семьи для проживания, пристроили их в местные школы. Чуть позже игроки сменили обстановку – оба отправились играть в юниорскую хоккейную лигу Онтарио (не путать с OHL): Кольцов – в «Стритсвилль», а Чистов – в «Джорджтаун». Имеющаяся статистика говорит о том, что россияне были на первых ролях в своих командах. Но тоска по родине вернула и того, и другого в Челябинск. И совсем скоро они вновь стали играть вместе – сначала в системе «Трактора», а потом уже в «Авангарде».

Признавался лучшим защитником ЮЧМ

Факт, в общем, по очевидности где-то на уровне Википедии, но, тем не менее, игнорировать его никак нельзя. Весной 2001 года первенство мира среди среди юниоров разыгрывалось в Финляндии, и основу всех команд составляли игроки 1983 года рождения. Не так уж сложно навскидку назвать россиян, которые выступали за сборную: Алексей Кайгородов, Федор Тютин, Евгений Артюхин, Игорь Григоренко, естественно, Илья Ковальчук и Кирилл Кольцов.

Трое последних и стали главными героями чемпионата мира. Сборная России тогда уверенно прошлась по всему турниру, разгромив в полуфинале чехов 8:3, а в финале неожиданных швейцарцев – 6:2. Григоренко, Ковальчук и Кольцов вошли в символическую сборную чемпионата, Кови взял призы лучшего бомбардира и лучшего нападающего, а челябинца признали лучшим среди защитников – в 6 матчах на ЮЧМ он набрал 7 (1+6) очков.

Служил в армии

В начале нулевых генменеджер омского «Авангарда» – клуба, где Кольцов и начал свою взрослую карьеру, – практиковал интересные методы воздействия на хоккеистов и предупреждения их отъезда в НХЛ. Имея некоторые связи, Анатолий Бардин устраивал игроков не в вузы с военной кафедрой, что давало бы отсрочку от службы в ВС РФ, а заигрывал их за фарм-клуб «ястребов» – «Авангард-ВДВ», имеющий определенное отношение к Министерству обороны. Хоккеисты формально становились военнослужащими, но продолжали играть за главную команду. В 2001 году эту процедуру пережили высоко ушедшие на драфте НХЛ Александр Свитов, Станислав Чистов и пока не добравшийся до драфта Кирилл Кольцов.

Приехав в Москву на очередной матч чемпионата, Кольцов, Свитов и Чистов вдруг выяснили, что с целью «повышения спортивного мастерства» и в сопровождении милиции их переводят служить в столицу — и играть они должны были за ЦСКА Виктора Тихонова, который тогда намеревался вернуться в Суперлигу. Но по итогам оперативно проведенных переговоров (не без обращений в РХЛ, правда) омичи отстояли своих игроков и все трое вернулись в «Авангард». Правда, Свитов и Чистов уже в ближайшее межсезонье рванули за океан.

Кольцов и Федор Федоров подрались с Кевином Биексой

Выбранный «Ванкувером» под общим 49 номером на драфте НХЛ защитник не попал в основной состав с ходу — и был отправлен набираться опыта в клуб АХЛ «Манитоба Мус». Там с ним произошел один из тех случаев, о которых хоккеисты охотно рассказывают в своих автобиографиях — что в данном случае и сделал Шон Пронгер, игравший в «Манитобе» вместе с Кольцовым и еще одним россиянином  – Федором Федоровым.

Одно из командных посещений местного бара закончилось небольшим семинаром по тимбилдингу. Биекса развлекался с соломинкой из коктейля — и попал ей в Кольцова. Тот не полез за словом в карман, за Кирилла быстро вступился Федоров, сидевший тут же, а Биекса отступать не стал. Продолжение разговора на улице не затянулось — Федорову Кевин со второго удара рассек правую половину лица, а Кольцов конкуренцию Биекса составить и не мог, хотя бы в силу более скромных габаритов. Узнать об этом эпизоде сейчас, спустя столько лет и при этом ввиду того, как сложились судьбы всей троицы – бесценно.

Cбежал из АХЛ

Нельзя сказать, что в «Манитобе» Кольцов был одной из главных звезд, но свои лучшие качества он все-таки проявлял – в 74 играх первого сезона набрал 32 очка. Но очевидных и быстрых перспектив закрепиться в «Ванкувере» не просматривалось, а терпением Кирилл никогда особо не отличался – в общем, в интервью по ходу второго сезона защитник и не скрывал, что, несмотря на неплохо идущие в АХЛ дела, оставаться там он не собирается и хочет как можно быстрее вернуться в Россию. «Я надеюсь, что в этом декабре я уеду в Россию», – рассказал Кольцов журналистам в 2004 году. И в конце декабря уже переехал в Омск.

Возможно, на каком-то этапе карьеры он рассматривал Суперлигу как плацдарм для подготовки к будущему переезду в НХЛ, но этого так и не произошло – похоже, что его заокеанские показатели уже не изменятся – 102 матча в АХЛ, 49 очков и показатель полезности «-12».

Конфликтовал с Вячеславом Быковым в «Салавате Юлаеве»

Отношения защитника с тренерами – это вообще особый сюжет в карьере Кольцова, но линия взаимотношений с Вячеславом Быковым в частности и тренерским штабом «Салавата Юлаева» вообще, естественно, стоит особняком. Это был не просто разовый и громкий конфликт – хоккеист и тренер проработали вместе достаточно продолжительный отрезок времени, вдобавок ко всему пересекаясь еще и в сборной.

В главной команде страны Кольцов, впрочем, особо не задержался: у тренерского штаба были к нему претензии, а этого защитник, судя по всему, не особенно любит – о чем не стеснялся говорить в прессе. «Он талантливый игрок, но не здорово играет в обороне», – говорил про Кольцова Игорь Захаркин. «Они меня поддушили», – отвечал на это защитник и обвинял тренеров в проигрыше «Ак Барсу» в 2010 году. Когда же, наконец, «Салават» выиграл Кубок Гагарина, Кольцов объяснил победу просто – мол, выиграть получилось потому, что тренеры перестали нам, хоккеистам мешать. На том и расстались.

Фото: 74hockey.com; Fotobank/Getty Images/Doug Pensinger, Claus Andersen; РИА Новости/Николай Ефанов