15 мин.

ФХР против сборной, сезон КХЛ сломали, месяц без игр, Ротенберг – тренер. В нашем хоккее происходит какой-то бред

После того, как улеглась пыль от беготни с расширенным, но расширенным не окончательно олимпийским составом сборной России (как философски заметил Валерий Каменский, до Олимпиады многое может случиться), давайте осмыслим произошедшее:

• Игроков и болельщиков почти на месяц оставили без хоккея – ради хоккея сборной в феврале

КХЛ – главная профессиональная лига страны – официально на паузе. Игроки из расширенного состава сборной на пути в Новогорск. Ближайший матч они проведут 9 февраля – против Швейцарии, уже на Олимпиаде. До этого они играть не будут совсем – только двусторонки и, может быть, товарняк против сборной Латвии.

Получается, мы снова не играем в хоккей, чтобы лучше играть в хоккей. Чтобы лучше играть в хоккей, мы совсем не играем в хоккей. Речь не о нескольких днях или неделе – с учетом остановки сезона хоккеисты нашей сборной не сыграют всерьез около месяца. 

В сборную вызвали 36, а потом 37 человек – все остальные игроки лиги просто на паузе. Они, скорее всего, тренируются и поддерживают себя в форме, но матчей у них нет и пока не планируется – потому что олимпийская пауза. Несколько сотен профессиональных игроков, которые недостаточно хороши для отдыха на базе в Новогорске (игроки сборной, напоминаю, тоже там сидят без матчей), отдыхают у себя в городах – отдыхают в январе, самом хоккейном месяце года, когда все сезоны всех лиг должны быть в разгаре.

У игроков – действующие контракты, у клубов – действующие обязанности перед игроками.

Арены всей страны (которые, в соответствии с техническим регламентом КХЛ, вмещают от 5 с лишним тысяч зрителей и больше) пустуют. Да, сезон остановили из-за коронавируса, но изначально таким и был план: с двадцатых чисел января хоккей в России в любом случае должен был остановиться, чтобы 36 (37) человек имели возможность отдохнуть на базе в Новогорске – перед самым важным, как говорят, турниром в их жизни. Таков и был план, вирус просто чуть-чуть его подкорректировал. Нет никаких сомнений в том, что если б у нового тренерского штаба сборной России была возможность остановить сезон сразу в октябре, это и было бы сделано.

• Состав сборной слили заранее – и заранее набросились на него

В сборной планировали, что расширенный состав выкатят в понедельник, 17 января – за три недели до первого матча. План провалился: вечером пятницы состав попал в чьи-то волшебные руки и его немедленно слили в «Спорт-Экспресс» – и сливали все выходные.

Несложно просчитать, чьим было это волшебство: штаб Жамнова наверняка был обязан прислать список в ФХР, которая, по идее, занимается формальностями – типа отправки писем в клубы, заселением игроков в гостиницу, и так далее. 

Состав не просто слили – сливы вышли с комментариями, обвиняющими новый штаб в предвзятости. В 2018-м итоговый состав на Олимпиаду включал в себя 8 игроков ЦСКА и 15 хоккеистов СКА, а всего представителей трех (!!!) клубов; в расширенном ростере-2022 игроки из 11 клубов, но именно штаб-2022 обвиняют в предвзятости.

Я сам своими глазами видел, как непопадание в расширенный список Сергея Толчинского коллеги объясняли его кричалкой про ЦСКА (один из выдающихся моментов в истории КХЛ, кстати говоря). Я видел теорию, в соответствии с которой Игорь Есмантович не взял в состав-2022 всех игроков, которые ушли из ЦСКА.

Я сам видел новости и комментарии о том, что Артем Галимов из «Ак Барса» отказывается играть за олимпийскую сборную по спортивным причинам.

Сливы, комментарии, обвинения, фейковые новости – слушайте, это довольно полноценная информационная война против олимпийской сборной и ее нового штаба. Тренеры еще даже ничего не сказали, а их уже выставляют врагами. Я видел такие серийные сливы и комментарии против клубов (например «Авангарда», против которого уже много лет ведется чья-то информационная война), но тут – сборная.

Это был очень-очень странный уикенд. Состав был слит, но официально его еще не представили – что делать? Когда на Матч ТВ решили все-таки собрать и представить слитый «Спорт-Экспрессом» состав, один из корров «СЭ» увидел это и обвинил штаб сборной и лично Илью Ковальчука в том, что они не сдержали собственный график и опубликовали состав раньше 17 января.

• Комментарии из штаба сборной сделали все только хуже

Параллельно с этим появились первые реплики. Алексей Кудашов назвал Олимпиаду «делом государственной важности» («странно, что про войну не сказал», – справедливо заметили в комментариях), не обращая внимание, что в групповом турнире сборной предстоит сыграть с датчанами и швейцарцами, а США открыто везет на Олимпиаду молодежь и студентов.

Валерий Каменский вроде бы взялся объяснять что-то про состав, но, по ощущениям, сделал только хуже: причины, по которым Толчинского нет в расширенном списке он «назвать не может» – то есть это неспортивные причины? То есть версия с Есмантовичем и кричалкой про коней только усилилась?

• Даже КХЛ не знает, что будет дальше с ее сезоном

Будет ли доиграна регулярка КХЛ? Никто не знает. Президент КХЛ Алексей Морозов уже выдал кучу противоречивой информации и, кажется, окончательно запутавшись, взял паузу.

На прошлых выходных, 8-9 января, когда стало очевидно, что положительных тестов в лиге становится критически много, пошли слухи – извините, что использую эту дурацкую конструкцию, но я просто не знаю, как это еще назвать – об остановке сезона. Потом было начало недели, 10-11 января, и Алексей Морозов неуверенно объяснял, что в диалоге с клубами приняли решение играть – и рассказывал, какие есть варианты. 

В среду, 12 января, сезон все-таки остановили.

У КХЛ вроде бы – опять же извиняюсь за такую формулировку, но уже просто не знаю, есть ли смысл в том, что говорит Алексей Морозов – есть договоренность с ФХР, что в паузу можно будет доигрывать матчи. Соответственно, какие-то клубы будут играть без хоккеистов, уехавших в сборную – хотя уже «Йокерит» (5 перенесенных матчей) заявил, что он не будет, просто некем. Есть слухи от инсайдеров: ЦСКА (4-е место на Западе) за то, чтобы не доигрывать, а сразу начать плей-офф, «Автомобилист» (10-е место на Востоке) – против.

В принципе понятно, что офис КХЛ ничего не решает – решают связи клубных боссов: чье решение будет принято, зависит от того, чьи связи мощнее. Это Россия, детка!

• Ротенберг стал главным тренером – и его уже сравнили с Джоном Купером

На фоне всего этого Роман Ротенберг, занявший руководящие посты буквально во всем нашем хоккее (вице-президент ФХР, вице-президент и гендиректор СКА и, соответственно, член Совета директоров КХЛ), вышел на скамейку СКА как главный тренер. Валерий Брагин стал его помощником – как сказал Владислав Третьяк, «у Романа опытный советник» (проговорите это вслух: Брагин – опытный советник Ротенберга). 

Главный тренер топ-клуба, которым руководили Вячеслав Быков, Олег Знарок и Илья Воробьев (все выигрывали Кубок Гагарина как главные тренеры до того, как получали пост главного в СКА) – это сын друга президента России. не работавший главным тренером прежде ни секунды.

После первого матча Ротенберг сравнил себя с Жозе Моуринью (назвав его Йозе Марино). Канадский тренер Дэйв Кинг сравнил Ротенберга с Джоном Купером, двукратным обладателем Кубка Стэнли, архитектором самой мощной команды современной НХЛ. 

До того, как возглавить «Тампу» и получить возможность работать с Никитой Кучеровым, Купер работал главным тренером 13 лет в 8 разных лигах – от детских до студенческих и юниорских. Роман Ротенберг – сын друга президента России.

Пожалуй, суммируем:

Лучшие русские игроки КХЛ до 9 февраля не проведут ни одного официального матча, чтобы быть лучше к нему готовым (?!?!?!?!); подготовкой у нас считают не игру против лучших, а по-прежнему тренировки и каникулы на базе. Хоккеистам будет очень тяжело: три недели их будут накачивать и держать без хоккея, а потом выпустят на лед и будут требовать идеальной игры.

В целом, весь наш хоккей остановили ради подготовки к главному турниру в истории, на котором нам играть против второго-третьего состава сборной Дании, второго-третьего состава сборной Швейцарии и, если повезет, против Мэттью Бенирса – 19-летнего нападающего сборной США (в декабре он был в составе американской молодежки), проспекта «Сиэтла». Игры против этих команд и игроков Алексей Кудашов называет буквально делом государственной важности.

Медиа ведут информационную войну против сборной.

В КХЛ еще лучше: тренером тут стал Роман Ротенберг (уже, кстати, не сильно и скрывают, что он назначил себя сам), ну и вообще лигу просто остановили и даже не делают вид, что хотят продолжать. Любая из схем доигровки регулярки выглядит так замысловато, что ее проще не доигрывать (что, скорее всего, и не сделают)...

Обычно для того, чтобы сделать какую-то мысль или факт заметнее, я докрашиваю их своими эмоциями, но в этот раз есть ощущение, что ничего докрашивать не нужно. Просто перечитайте текст выше, пробегитесь хотя бы. Это просто пересказ фактов, описание нашего хоккея прямо сейчас, текущий статус вида спорта в стране, не больше и не меньше – и это полный, вот просто полный, не знаю, кошмар, наверное. Бардак, хаос, беспредел. Вы знаете, как это все можно назвать в одно слово, но закон лишил меня этого слова – к счастью, это слово остается у вас как у читателей.

Предлагаю, кстати, заменить то самое слово на «Йозе Марино». Это все – один большой Йозе Марино. 

Да, это именно он. Он пришел. Нашему хоккею Йозе Марино.

Какой же Йозе Марино, а? Никто, вообще никто не понимает, что делает и зачем. Сезон остановили, состав слили, новый штаб атакуют, Ротенберг – главный тренер, эксперты поддерживают Ротенберга – и это все на фоне того, что один из лучших игроков КХЛ прямо сейчас, Никита Гусев, набравший 35 очков в 31 матче регулярки, осенью не смог пробиться в состав «Торонто». Не из-за денег, не из-за повышенных требований, а просто не смог пробиться в состав команды, в первом звене которой сейчас играет Майкл Бантинг. 

Это все на фоне феерического релиза, которым ФХР объяснила поражение в четвертьфинале ЧМ-2021 от Канады: «В Канаде овертаймы проводятся в формате «три на три» начиная с детско-юношеских школ. В результате игроки обучены ему как тактически, так и технически. В наш хоккей данный формат пришел относительно недавно: КХЛ внедрила его с середины сезона-2016/2017».

Думаю, настало время спросить себя, как мы тут оказались и почему.

Я хорошо помню как: путь в полный Йозе Марино после Сочи-2014 наметил Владислав Третьяк. Глядя на полную катастрофу и в смысле результата, и в смысле содержания игры на том турнире, он как ни в чем не бывало сказал: «ФХР сделала все правильно, мы будем продолжать».

Убитый, подогнанный под псевдопродуктивные решения федерации чемпионат КХЛ, паузы на Евротур и вообще участие в Евротуре, паузы на чемпионаты мира и Олимпиады, убитая конкуренция внутри КХЛ, базовые клубы, способные выдирать любых игроков из любых клубов, приоритет сборной надо всем, в том числе и здравым смыслом – все это продолжается до сих пор.

И становится все страшнее – мы замираем в страхе перед вторым-третьим составом Дании. Алексей Кудашов не уверен, что мы сможем переиграть второй-третий состав сборной Дании, для него этот матч... ну вы помните, дело какой важности.

Обо всем этом я пишу с разной периодичностью уже скоро как 9 лет, в том числе и в этом блоге (и в этом канале) – и уже надоело об этом говорить, и это все одно и то же, и ничего нового не добавить; но все же, это ответ на вопрос «Как?».

Ну вот почему? Почему Третьяк так уверен в том, что лучший способ подготовиться к хоккейному матчу – это как можно дольше не играть в хоккей вообще? Ведь такими темпами сезон КХЛ-2025/26 вообще отменят. Почему ФХР вообще позволяют вмешиваться в дела клубного хоккея? Почему новому штабу позволяют вызывать игроков из клубов за бесконечные три недели до первой игры – хотя энхаэловцы бы приехали за три дня до нее.

Почему в СКА нет людей, которые бы закрыли Роману Ротенбергу путь на пост главного тренера СКА? Почему Алексей Морозов ничего не контролирует? Почему вообще Алексея Морозова назначили президентом КХЛ? Почему «Газпром» и «Роснефть» позволяют себе спонсировать конкретные клубы КХЛ – если точнее не спонсировать, а просто сливать туда огромные бюджеты? Почему сезон КХЛ выгоднее не доигрывать? Почему все так легко от него отказываются? 

Так много вопросов, а ответ удивительно простой. В России до сих пор не относятся к хоккею как к бизнесу. В России хоккей что угодно – но только не бизнес. Для 2022-го, в котором бизнесом становится примерно все – и блоги на ютубе, и телеграм-каналы, и стендап, и танцы – это какой-то кошмарный парадокс, но, тем не менее, это так. Наш хоккей остается где-то в 1960-х, когда играть надо было за Родину, а не за деньги (любимая присказка ветеранов), а слово «бизнес» – самое главное ругательство.

Вспомните, как наши ветераны ругают НХЛ за довольно разумный отказ от Олимпиады – «да им там лишь бы денег заработать!». Вячеслав Быков, один из самых тонких тренеров в нашей истории, называет НХЛ плохими грибниками, для которых бизнес важнее развития. Эта ругань происходит именно из того, что Вячеслав Быков – и все остальные наши хоккейные менеджеры – представляют себе хоккей как особенную среду, которая существует как бы сама, без всяких денег. Это вот общая хоккейная парадигма. Если Третьяку сказать, что мы в хоккее будем делать бизнес, он, наверное, сам побежит по стране и сожжет все хоккейные школы – потому что в его картине мира делать деньги на хоккее – это предательство (несмотря, разумеется, на то, что он сам делает на хоккее какие-то деньги).

У этого отрицания бизнеса куча последствий. Когда вы не решаете экономические задачи, а только символические – к вам в двери стучится политика. Хоккей в России давно уже не зарабатывает никаких денег, зато решает важные политические задачи (что подтвердит Алексей Кудашов). Деньги, если надо, выделят олигархи. Выделят, кстати, кому надо – вы же помните, что «Кузню» и КХЛ, и ФХР просто бросили и забыли, при этом никому не нужный в нулевые питерский СКА вдруг поднялся с низов. Почему? Потому что в Питере были свои люди, а в «Металлурге» – всего-то одна из лучших школ страны и Бобровский, Орлов, Капризов. С каких пор школа и лучшие игроки что-то решают? Решают свои люди: поэтому Роман Ротенберг стягивает лучших юниоров в Санкт-Петербург и всем рассказывает, что школа СКА – лучшая в мире (хотя она рядом не стояла, даже, например, с ярославской и магнитогорской).

Когда в хоккей приходит политика, на первый план двигаются гимн и флаг – то есть сборная. Уровень игры и сам хоккей – не важны: поэтому Роман Ротенберг так радуется победе над внезачетной Канадой на КПК-2022. Ротенбергу важны только символы, наш флаг сильнее канадского. Когда сборная на первом плане – под нее подгибается все остальное, в том числе и локальные клубы, которые единственные как-то пытаются выжить и заработать, и развить хоккей в этой суете.

Когда сборная на первом плане, хоккей не важен, в него вообще можно не играть. И даже люди, которые игроками сами никогда на сборах не сидели и показывали лучший хоккей в максимально плотных условиях НХЛ, приезжая на Олимпиаду за несколько дней до старта – я сейчас про Жамнова, Федорова и Гончара – применяют к сборной советскую методику. Сидеть на сборах! Надо готовиться! Не играем в хоккей вообще, только тренируемся! 

Никита Гусев сидит на сборах половину своей кахээловской карьеры – осенью-2021 на выставочных матчах за «Торонто» он выглядел хуже Майкла Бантинга. Можно понять почему: если бы Майкла Бантинга столько держали на сборах, ему тоже было бы тяжело. Но Бантинга с детства готовят к тому, что надо зарабатывать. Биться за каждую тысячу долларов своего контракта. Играть-играть-играть. Побеждать-побеждать-побеждать. За любой клуб, в котором ты окажешься. Вот так и происходит развитие хоккея.

А на тренировках и сборах даже в национальной команде, под национальным флагом происходит имитация. В этом весь прикол: пока наш хоккей не примет тот факт, что существовать он сможет, только если научится зарабатывать деньги, эти нездоровые, разрушающие его процессы, не остановятся. У нас есть мастерство и талант, но если мы на них не зарабатываем, они ничего не стоят – что, собственно, и происходит.

От прогресса нас отделяет всего один шаг. Как только мы его сделаем, мы сразу станем лучше – вопрос «А сколько мы на этом заработаем?» отменит Евротур быстрее любой самой бойкой колонки. Но это сложный мировоззренческий шаг – я не уверен, что даже люди поколения Романа Ротенберга на него готовы. Третьяк и Быков – точно нет, но, оказывается, и для людей помоложе хоккей – эта такая своего рода благотворительность. 

Ну, значит, полный Йозе Марино продолжается.

Состав сборной на Олимпиаду: вызваны 37 человек (в Пекин поедут 25), Анисимов – в составе, Голдобин и Толчинский – нет

КХЛ остановила сезон, хотя за сутки до этого объявила о его продолжении. Возможно, все из-за сборной России на Олимпиаде

Роман Ротенберг сделал себя тренером СКА. ЧТОООО, ЗАЧЕЕЕЕМ? И кто теперь главный в сборной России?

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Алексей Даничев, Александр Гальперин, Григорий Сысоев, Алексей Никольский, Алексей Куденко