12 мин.

СКА и ЦСКА потратили на Олимпиаду больше 4 миллиардов рублей. Зачем?

Никита Петухов считает чеки.

Российский хоккей два года ждал Олимпиаду-2018. Главными на этой вечеринке были назначены СКА и ЦСКА, «Газпром» и «Роснефть», Тимченко и Сечин. Под них запустили два неофициальных проекта: «В интересах сборной» и «Два базовых клуба» – с этими табличками и очень недурными контрактами армейцы вытаскивали из Северной Америки забуксовавшую там молодежь и выманивали оставшиеся таланты из КХЛ.

Если сложить знаменитые московские два миллиарда и цифры СКА из нашего рейтинга зарплат, то общий бюджет хоккейного нацпроекта получается больше 4 миллиардов рублей – и это без учета 20 млн долларов Ковальчука, который в Питер переехал еще в 2013-м.

С золотого броска Капризова прошло полгода. За это время проект «Хоккей России» изменился – хотя бы тем, что в нем больше нет Олега Знарка, и тем, что его пока не давит призрак великой цели. Самое время подсчитать, куда ушел самый большой зарплатный фонд в истории КХЛ.

Первая группа. Поднял денег и улетел

Валерий Ничушкин, нападающий, ЦСКА – зарплата 1,8 млн долларов в год / провел в России 2 года

Самая странная судьба из всего сериала «В интересах сборной». Ничушкин забуксовал в «Далласе»: оттуда не гнали, но спуски в АХЛ уже маячили – а Валерий еще в 18 лет говорил, что туда не хочет. Он вернулся в КХЛ на год, не скрывал, что уедет почти сразу, но в ЦСКА настояли на двух. Но даже за этот срок использовать габариты Ничушкина в России не научились – до Олимпиады он не доехал, звездой ЦСКА тоже не стал.

Летом 2018-го у Ничушкина истек контракт, он спокойно собрал вещи и уехал обратно в «Даллас», как и обещал.

Вклад в золото Пхенчхана: ноль

Вячеслав Войнов, защитник, СКА – 3,1 млн долларов в год / 3 года 

Войнов прилетел из Штатов на золотом парашюте СКА: его назначили самым талантливым защитником страны (что тогда было вполне справедливо) и вручили солидный контракт – хотя других вариантов у Славы и быть не могло. Щедрое предложение Войнову выставляли как поддержку русскому хоккеисту, пострадавшему от слишком справедливого американского суда: да, он бил жену, но ведь он не хотел.

США прямым текстом обещали не пускать Войнова на Кубок мира-2016 – ФХР его туда заявляла; федерация обещала договориться – игрока все равно туда не пустили. Все три года Вячеслав провел на своем уровне – и уехал в НХЛ сразу, как появилась возможность. 

Вклад в золото Пхенчхана: защитник первой пары

Бонус. Илья Ковальчук, нападающий, СКА – 4,4 млн долларов / 5 лет

Илья вернулся в Россию чуть ли не на пике, по собственному желанию – редкий случай, когда у хоккеиста все было нормально, а он вдруг сорвался в КХЛ. Провел пять очень похожих сезонов: начинал так себе, потом разгонялся, и к концу – никаких вопросов. Провалил всего один, когда тренер СКА Андрей Назаров разрешил Илье готовиться к сезону отдельно от команды; от лишнего веса в том сезоне Ковальчук избавился где-то к декабрю. В марте 2016-го он разошелся во мнениях с руководством СКА, из-за чего пропустил целый сезон в сборной – в том числе и Кубок мира.

Впрочем, все пять лет было ясно: этот временами ленивый, иногда просто безалаберный, неустойчивый психически и удивительно здоровый хоккеист – настоящая звезда НХЛ; оставайся он там, мог бы выиграть и Кубок Стэнли. А так у него два Кубка Гагарина, миллиарды в кармане и спокойная хоккейная старость в Лос-Анджелесе.

Вклад в золото Пхенчхана: крепкий бегунок из третьего звена

Вторая группа. Поднял денег и остался

Сергей Плотников, нападающий, СКА  – 1,6 млн долларов / 2 года

Боец, мужик, герой. Многие забыли, но это Плотников в 2015-м выкупил остаток контракта у «Локомотива» и рванул за мечтой в НХЛ, хотя его природный талант явно не о том. В памяти сидели его бойкая весна-2014 и феерический минский ЧМ – но дерзость поступка сбивала с толку. За год в НХЛ Плотников сыграл 45 раз и набрал три очка. На Дальнем Востоке, где Сергей вырос, это называется облажался.

В СКА он заиграл как зверь. Уже без минского фарта, но с таким огнем, что тот перекинулся на Ковальчука, как на сухую траву. В 2017-м Знарок поставил Плотникова к Андронову и Телегину, пробирки зашипели, в лаборатории рвануло – и из химического дыма вышло самое энергичное звено французско-немецкого чемпионата мира. А может и вообще пяти-шести последних.

Перед Олимпиадой ВАДА припомнила Плотникову какие-то допинговые слухи и не пустила на игры; весной 2018-го он подписался со СКА еще на четыре года. 

Вклад в золото Пхенчхана: ноль

Павел Дацюк, нападающий, СКА – 4,4 млн долларов / 2 года

Дацюк ехал не столько спасать Россию на Олимпиаде, сколько подальше от молодых и быстрых парней из НХЛ, но на плакат поместили, естественно, первый тезис. И в общем, верно: на европейском уровне, на широких площадках, против средних и не очень быстрых (а если быстрых, то тупых) соперников даже тридцать процентов оригинального Дацюка – это ого-го.

Павла очень трогательно берегли к Олимпиаде. Он целиком пропускал месяцы в СКА, не играл на евротурах и чемпионатах мира, часто даже без видимой причины – но он был очень нужен в Корее и его можно было не тратить по мелочам. Знарок выходил к журналистам и на вопрос, что с Павлом, просто глубоко выдыхал – журналисты понимающе кивали. 

И ведь сберегли – если бы между Гусевым и Капризовым не было Дацюка, не взяли бы эту чертову Олимпиаду.

Вклад в золото Пхенчхана: пас на победный гол

Алексей Марченко, защитник, ЦСКА – 2,2 млн долларов / 1 год 

Самая обидная деградация года. Марченко прилично смотрелся в «Детройте», нормально в «Торонто», превосходно в сборной на Кубке мира-2016 и в Россию возвращался будто на перекур, в статусе железного участника топ-4 нашего лучшего состава.

За год в ЦСКА он потерял не то что этот статус: один матч на Олимпиаде, ноль на ЧМ-2018 – а впереди еще два сезона в Москве. Похоже, Марченко вернулся надолго.

Вклад в золото Пхенчхана: ноль целых, одна десятая.

Никита Нестеров, защитник, ЦСКА – 1,6 млн долларов / 1 год

Никиту переезд в Россию, наоборот, взбодрил – похоже ему и правда лучше играть где-то неподалеку с приятелем Яруллиным. Ему доверяли в НХЛ, но слишком выборочно: в ЦСКА он ехал за игровым временем в решающие минуты.

И получил его. Нестеров стал надежнее на своей половине (почти нет смешных привозов), стабильно хорош на чужой, прокачался как лидер. Его «Покажи себя, Кирилл!» – это главная хоккейная кричалка лета.

Нестеров абсолютно, как говорят, NHL-ready – и не прижат трехлетним контрактом. На этот год запланирован поход за Кубком Гагарина, дальше вариант один.

Вклад в золото Пхенчхана: основной защитник 

Михаил Григоренко, нападающий, ЦСКА – 1,6 млн долларов / 1 год

Михаил когда-то шел в фаворитах драфта, где-то за Наилем Якуповым, но про тот драфт лучше не вспоминать. В НХЛ у него шло туговато – вот сейчас смотришь на статистику, кажется, вроде и неплохо. Но если иметь в виду мягкость и силу его рук, то конечно, маловато.

В России, где много лет с центрами – как с коррупцией – все очень плохо, его, центрального нападающего, перевели на край. В этом качестве Михаил понадобился Знарку на Олимпиаде и Воробьеву на чемпионате мира.

Может быть и не стал суперзвездой, но свои деньги, пожалуй, отработал.

Вклад в золото Пхенчхана: один из массовки

Виктор Тихонов, нападающий, СКА – 1 млн долларов / 2 года

Внук того самого Виктора Тихонова никогда не считался большим талантом, но порвал сначала КХЛ весной 2013-го, а потом весь ЧМ-2014, запрыгнув на скамейку топ-игроков России, которые играют, собственно, в России. На этой волне он пробрался сначала в состав сборной на ЧМ-2015 («Как я могу не взять игрока, который за меня умирал год назад?» – удивлялся Знарок), а потом махнул за океан – вместе с приятелем Панариным. Как раз долг Панарина перед Виктором в пять тысяч долларов и есть самый яркий след его второго энхаэловского похода.

Обаятельный, общительный Тихонов всегда был слишком медленным и не очень силовым – в НХЛ мощно проявились оба минуса. В СКА его приняли без малейших проблем, но об Олимпиаде никакой речи не шло. Даже в клубе Виктор плещется между 3-4 звеном и золотым запасом.

Вклад в золото Пхенчхана: ноль

Бонус. Максим Шалунов, нападающий, ЦСКА – 2,1 млн долларов / 1 год 

Редкая птица, участник особой разновидности проекта «В интересах сборной». Таких как он выдергивали не из-за океана, а из российской глубинки. В ЦСКА так оказались он, Шумаков и Капризов, в СКА – Прохоркин.

В 2013-м в Челябинске Шалунов хоть и считался одаренным, был никому особо не нужен – там таких печатают пачками. Он уехал в Северную Америку и провалился в самую ECHL – это, на минутку, третья американская лига, ниже уже любители. Так что в КХЛ Максим вернулся с репутацией мешка картошки. Повезло: его принял Новосибирск, который таких парней – талантливых, но потерявшихся – поднимает на раз-два.

В «Сибири» очень не хотели его отпускать, но такие сделки не обсуждаются. В ЦСКА он стал чуть ли не второй звездой, но для Олимпиады этого оказалось мало – я слышал, что Шалунова подвел характер. Ну и отвлеченный факт – Максим сыграл за «Спартак», имея контракт с ЦСКА.

Вклад в золото Пхенчхана: ноль

Третья группа. Списали

Сергей Калинин, нападающий, СКА – 1,8 млн долларов / 1 год

По ощущениям, СКА перетащил права на Калинина у Омска по причине хватательного рефлекса. Добротный центр уровня КХЛ так и не разогнался в Северной Америке – в «Нью-Джерси» вроде давали шанс, но на второй год пошло совсем нехорошо. В СКА таких полкоманды: сказалось, что Калинин из того, проверенного Знарком, состава ЧМ-2014. Ну да, «своих не бросаем».

На Олимпиаде он был незаметен, но эффективен – как и всегда.

Для нового тренера СКА Калинин уже не такой уж и свой, поэтому при Воробьеве от него легко отказались в пользу Кузьменко, потенциал которого пока загадка. 

Вклад в золото Пхенчхана: прикрывал тылы

Роман Любимов, нападающий, ЦСКА – 1,4 млн долларов / 1 год 

На топ-уровень (по рыночной оценке) Любимов вышел не то чтобы удачными сезонами, а прям несколькими матчами – и чуть ли не эпизодами. Квартальновский ЦСКА, а конкретно Александр Радулов обильно эксплуатировал главное и по-настоящему крутое умение Романа – врыться на пятаке и грамотно подставляться под отскоки шайб.

Таким способом Любимов запрыгнул на волну хайпа и на ней добрался до «Филадельфии», где одного стоицизма (Роман – супертерпеливый парень) оказалось маловато. Его вернули в Россию и быстро убедились, что свой потолок Любимов пробил году в 2015-м; ни о какой Олимпиаде речи и не шло. В итоге его списали даже в ЦСКА, где роботы все еще в цене.

Вклад в золото Пхенчхана: ноль

Кирилл Петров, нападающий, ЦСКА – 1,3 млн долларов / 2,5 года

Петрову не было и 23 лет, а он уже недурно вылезал из-за ворот на пятак соперников «Ак Барса»: казалось, что этому парню шанс в НХЛ точно дадут. С шансом случилось непонятное: на Петрова посмотрели в лагерях «Айлендерс», потом скинули в АХЛ, оттуда Кирилл быстро смылся обратно в Россию. Только не в Казань, а в ЦСКА, потому что интересы сборной.

Там он честно оттарабанил почти три года и сейчас переехал в Омск. Странное дело – на самом деле, сомнений в его таланте никаких, но и не скажешь, что нападающий раскрылся. Видимо, дело в том, что у нас не очень умеют использовать больших. Косвенная улика – сборная о нем даже не думает.

Вклад в золото Пхенчхана: ноль

Бонус. Сергей Шумаков, нападающий, ЦСКА – 1,4 млн долларов / 1 год

Шумаков последние года три двигается по карьере прицепом к Шалунову – если подумать, недурной такой симбиоз. Оба не то чтобы супербомбардиры, но если их очки постоянно складывать, то цифры смотрятся очень даже. Легкий изобретательный нападающий, каких Россия выпускает в режиме конвейера – разве что уровнем примерно под сборную. Но от сборной Шумакова ограждает как раз легковесность и что-то еще такое, что Игорь Никитин прокомментировал вполне назидательно: «Шумаков не заслуживает вызова в сборную».

По последним событиям, Шумаков вообще мало чего заслуживает – за ЦСКА он не играет, поменять его тоже не выходит. Хотя последнее, конечно, вопрос времени. 

Вклад в золото Пхенчхана: ноль 

Капризов рассказывает каналу «Шайба», почему его нет в этом списке

Фото: globallookpress.com/oel Marklund/Bildbyran; РИА Новости/Владимир Федоренко; globallookpress.com/Petter Arvidson/Bildbyran; РИА Новости/Алексей Даничев, Алексей Куденко; globallookpress.com/Newspix24/Tomi Honninen; РИА Новости/Алексей Филиппов