4 мин.

Россия перед судом с WADA: нас защищают юрист, работавший с Юрьевой и Ахатовой, и фирма, которая оправдала 28 сочинцев

Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) официально уведомило WADA, что оспорит 4-летнее отстранение в Спортивном арбитражном суде (CAS). Для тех, кто не помнит (хотя вряд ли) – WADA забанило российский спорт за манипуляции с базой данных Московской антидопинговой лаборатории.

Рассмотрение дела в CAS, скорее всего, затянется до весны; уже известно, кто именно будет отстаивать интересы российской стороны в суде.

РУСАДА не удивило – с их стороны в CAS пойдут адвокаты швейцарской фирмы Schellenberg Wittmer.

Эта контора здорово зарекомендовала себя: именно благодаря ее усилиям в 2018-м CAS оправдал 28 дисквалифицированных Международным олимпийским комитетом (МОК) российских спортсменов. Наказание еще 11 россиян было смягчено.

Тогда в CAS работали юристы Филипп Бартш и Кристофер Боог; кто конкретно займется делом РУСАДА – неизвестно, но очень вероятно, что опять они же.

Schellenberg Wittmer основали в 2000 году; на ее счету множество выигранных дел, в том числе многомиллионные иски крупных энергетических и фармацевтических компаний. А вот на спорте она не специализируется – единственной громкой спортивной победой фирмы стало дело российских участников Сочи-2014. Но зато тот исход действительно срезонировал.

Швейцарские адвокаты проделали серьезную работу: провели экспертизы, привлекли несколько важных свидетелей и задавали неудобные вопросы Григорию Родченкову, заставив его путаться в показаниях во время заседания в CAS.

Помимо РУСАДА Россию в CAS в качестве третьей стороны будут представлять наши Олимпийский (ОКР) и Паралимпийский (ПКР) комитеты.

ПКР в суде будет представлять тоже швейцарская фирма – Bonnard Lawson. Их юристы не новички в допинговых разборках – сейчас, например, защищают трехкратного олимпийского чемпиона по плаванию китайца Сунь Яна, который молотком разбил контейнер с пробой во время допинг-контроля. Пока дело далеко от завершения – WADA настаивает на дисквалификации сроком от 2 до 8 лет, а вердикт CAS ожидается только в середине января.

Но самое интересное допинговое дело Bonnard Lawson, конечно же, связано с Россией – услугами фирмы воспользовался бывший министр спорта Виталий Мутко: он оспаривал пожизненное отстранение от Олимпиад, которое наложил на него МОК. Суд оправдал Мутко. Защищал нынешнего вице-премьера по строительству адвокат Фабрис-Роберт Тиссо, которого как раз и нанял ПКР.

Мутко = успех! Его навсегда отстраняли от Игр, но он победил МОК в суде

Не менее интересный выбор сделал и ОКР – их в CAS представит очередной швейцарский адвокат Клод Рамони. И да, он тоже не новичок в российском спорте, но вот его достижения не такие мощные, как у юристов Schellenberg Wittmer и Bonnard Lawson.

Клод Рамони

Швейцарец защищал российских допингистов 10-11 лет назад – в 2009-м, когда на эритропоэтине (EPO) попались биатлонисты Екатерина Юрьева, Альбина Ахатова и Дмитрий Ярошенко. Последний быстро смирился с дисквалификацией, а вот Юрьева и Ахатова пошли с апелляцией в CAS.

Рамони – представитель фирмы Libra Law, которую основали 1 мая 2009 года. До этого Клод Рамони 7 лет работал в Carrard Paschout Heim & Partners под началом знаменитого швейцарского адвоката Франсуа Каррара. Он принимал участие во множестве дел на уровне CAS, международных и национальных спортивных федераций, в числе его клиентом было и WADA.

В 2009-м в деле Юрьевой и Ахатовой Рамони упирал на ошибки в заборе допинг-проб: «Позиция спортсменок, которую мы отстаивали: при взятии проб не были соблюдены некоторые технические, четко регламентированные правила. На основании этого мы делаем вывод: результаты не могут считаться законными».

То дело Рамони, конечно, проиграл – оспорить наказание при наличии ЭПО в тестах нереально.

Вообще, Рамони – эксперт по российскому допингу. И дело не только в случаях с биатлонистками. Швейцарец подробно разбирал доклад Ричарда Макларена о допинге в России, мельдониевый скандал, разбирательства 38 сочинцев в CAS и отдельно дела Александра Легкова и Александра Зубкова.

Еще в 2016-м Рамони писал в статье для юридического журнала, что у МОК или других организаций мало шансов наказать российских спортсменов на основании доклада Макларена (помните царапины на контейнерах с пробами и дырку в стене сочинской лаборатории?). Только в том случае, если спортсмены признаются или их биопаспорта покажут аномалии. Одних показаний Григория Родченкова, как считал Рамони, недостаточно.

Однако, по его мнению, дела всех сочинцев могут возобновить после получения важной информации из базы данных Московской антидопинговой лаборатории. Круг замкнулся – именно Рамони будет защищать позицию России по изменениям в базе данных.

Что Россия меняла в базе данных: детская ошибка с датой, 20 тысяч удаленных файлов, подделанная переписка Родченкова

Пока не понятно, кто будет работать в CAS со стороны WADA, но, скорее всего, это будут юристы организации. Кстати, у РУСАДА и ОКР тоже есть юридические отделы, но в очередной раз спасать российский спорт доверили иностранцам.

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Agence Zoom; libra-law; mostattractiveemployers.ch