5 мин.

Новая надежда Италии - история Луиджи Муссо

Помимо большого количества историй и памятных моментов есть у меня в коллекции два трофея, стоящих на полке шкафа в офисе. Первый был выигран моим героем детства Жаном Бера на Гран-При в 1957. Второй был вручен в том же году римским автомобильным клубом, на нем написано «Луиджи Муссо, абсолютный чемпион Италии».

После смерти Альберто Аскари на тестах в Монце в мае 1955 итальянский автоспорт был в трауре. Ушел великий гонщик, так что теперь кто-то должен был занять его место. Все надеялись, что двое талантливых парней, Луиджи Муссо и Эудженио Кастелотти, станут новыми суперзвездами.

В те дни гонщикам почти ничего не платили, но Муссо и Кастелотти это не мешало, обе семьи были состоятельными, так что парни гонялись, потому что это было их страстью. Луиджи был сыном дипломата, родился в Риме в 1924. Он впервые засветился в итальянском автоспорте после покупки двухлитровой Maserati A6GCS – в 1954 он финишировал третьим в гонке Mille Miglia и вторым в Targa Florio.

Эпизодически он гонялся за Maserati в Формуле 1. Муссо выиграл в Пескаре, а в конце сезона на Гран-При Испании был вторым позади Майка Хоторна на Ferrari, но впереди Фанхио на Mercedes. В 1955 Муссо уже был полноценным членом команды, а в конце сезона перешел в Ferrari.

Карьера Муссо в Маранелло едва ли могла стартовать лучше: на Гран-При Аргентины ему пришлось отдать свою машину Фанхио, потому что у аргентинца она сломалась, Хуан Мануэль гонку выиграл, и победа была разделена между двумя гонщиками. Правда, в мае он попал в серьезную аварию на Нюрбургринге и пропустил большую часть сезона.

На Гран-При Италии Муссо яростно сражался со своим напарником Кастелотти за лидерство, а чуть позже его снова попросили отдать машину Фанхио. В этот раз он отказался – у итальянца был шанс выиграть в Монце. Он лидировал за несколько кругов до финиша, но сломалась рулевая тяга.

На трассе Муссо и Кастелотти всегда сражались друг с другом до последнего, но вне гоночного полотна они были друзьями (как двадцатью годами ранее Тацио Нуволари и Акилле Варци), и Луиджи был полностью опустошен, когда Кастелотти разбился в Модене во время тестов в 1957. Двумя месяцами ранее они делили Ferrari с Мастеном Грегори на гонке 1000 километров Буэнос-Айреса и победили.

 

Теперь внезапно Муссо стал единственным итальянским гонщиком, и он ощущал прессинг. Фанхио ушел в Maserati, а напарниками Муссо были Питер Коллинз и вернувшийся Майк Хоторн. Луиджи было некомфортно, ведь два англичанина были друзьями, так что даже в самой итальянской команде он чувствовал себя аутсайдером. Фил Хилл, в то время часть команды Ferrari в гонках спорткаров, вспоминал: «Я очень хорошо ладил с Майком и Питером. Но мне не нравилось, как они вели себя с Муссо, они никогда не упускали возможность принизить его».

Однако, в 1957 Муссо был самым успешным гонщиком Ferrari. Команда не выиграла ни одного Гран-При, но Луиджи был вторым в Руане и Эйнтри, а также выиграл внезачетную гонку в Реймсе. В конце сезона он был третьим в чемпионате, впереди него были только Фанхио и Мосс. Но во многих аспектах жизнь Муссо была не в порядке. С одной стороны, у него была новая девушка, Фиамма Бреши, из-за которой он бросил жену и детей. С другой стороны, его беззаботность в отношении денег становилась для него угрозой. Несколько его инвестиций не оправдали себя, и Луиджи был тем еще игроком. Фанхио мне говорил о нем: «Луиджи не мог пройти мимо казино…»

Тем не менее, сезон 1958 начался бодро. В Аргентине Муссо был вторым сразу позади Мосса на Cooper: в Ferrari верили, что Стирлинг заедет менять шины, но он так и не совершил остановки. Луиджи выиграл в Сиракузах, и участвовал в Targa Florio вместе с Оливье Жендебьеном. В Монако Муссо был вторым, а затем пережил тяжелую аварию в Спа.

 

Затем в календаре был Гран-При Франции, но за неделю до этого проходила Гонка Двух Миров, где Ferrari и Maserati сражались с родстерами Индианаполиса на овале в Монце, и Муссо удивил американцев, квалифицировавшись на поуле со средней скоростью в 280 км/ч. Фил Хилл: «Это была храбрость, какую нечасто видишь. Бэнкинг Монцы очень быстрый, но и очень опасный. Я видел тренировки Муссо, и когда я смотрел, как он проезжал его, я сказал, что нам бы нужен ремень безопасности в его машине. И дело не в возможной аварии, а в том, что на ходу он почти вылетал из кокпита! Это был первый случай, когда ремни безопасности использовались в Европе, и тогда они просто удерживали нас в машинах…»

В день гонки Муссо лидировал в самом начале и сражался с американцами до тех пор, пока на нем не начали наконец сказываться пары метанола от выхлопов других машин. Он передал машину Хоторну, а потом Хиллу, в итоге они финишировали третьими. Через много лет я узнал, что героизм Муссо произвел огромное впечатление на 23-летнего новичка автоспорта ЭйДжей Фойта.

Теперь все отправили в Реймс, где Луиджи выиграл годом ранее. Организаторы этой гонки платили традиционно больше всех остальных в Европе, так что еще одна победа помогла бы закрыть многие финансовые проблемы итальянца. В гонке Муссо старался удержаться за Хоторном, на 10-м круге итальянец немного выехал за пределы трассы в быстром первом повороте, и его машина улетела в канаву. Он вылетел из перевернувшейся Ferrari, получил серьезные травмы головы и вскоре умер в больнице.

Фил Хилл: «В тот уик-энд была моя первая гонка Формулы 1, и жаль, что все случилось так. Мне нравился Муссо, он всегда был добр ко мне. Я запомнил его как симпатичного парня с отличным чувством юмора, он был от природы элегантным, но немного грустным. Я не удивлен, что все закончилось именно так».

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за октябрь 2021.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал