Трибуна
10 мин.

Самые противоречивые развязки в «Ф-1»: разборки Сенны и Проста, авария Шумахера и Вильнева. Теперь здесь и Хэмилтон с Ферстаппеном

От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» – доме переводов классных текстов о «Ф-1». Ожесточенная борьба за титул Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона заставила вспомнить еще несколько эпизодов из истории, когда финал сезона вызывал много жарких споров. Автор как раз приводит перевод классного ретроспективного перечисления таких примеров – и его труд заслуживает плюса!

Гран-при Мексики 1964 – Хилл против Бандини

Чемпион: Джон Сертис

Учитывая отсутствие видеохроники, нам сложно судить обо всем произошедшем. Но нет никаких сомнений в том, что столкновение между одним претендентом на титул и партнером по команде другого повлияло на исход чемпионата мира. Три гонщика боролись за корону 1964 года в финале в Мехико: Грэм Хилл из «БРМ», Джон Сертис из «Феррари» и Джим Кларк из «Лотуса». 

Проблемы с двигателем мешали Сертису на тренировке и в начале гонки, в то время как Кларк вырвался вперед с поула. Когда двигатель Сертиса набрал температуру, он начал погоню. Вскоре он догнал боровшихся за третье место Лоренцо Бандини (своего напарника) и Грэма Хилла. В конце концов, Бандини и Хилл столкнулись, так что «БРМ» выбыли из борьбы (хотя Хилл финишировал 11-м). 

Позже Сертис утверждал, что он видел, что что-то должно было произойти, учитывая жесткость сражения, но кто именно был виноват, остается предметом споров. В любом случае, Кларк все еще оставался впереди и должен был выиграть титул, но у него сломалась система подачи масла. 

Дэн Герни вырвался вперед на предпоследнем круге, затем Бандини снова помог Сертису, уступив ему позицию на трассе. Таким образом, Джон финишировал вторым и опередил Хилла в чемпионате на одно очко.

Гран-при Японии 1989 – Прост против Сенны

Чемпион: Ален Прост

Это не был решающий поединок – через две недели должен был пройти Гран-при Австралии. Но для Айртона Сенны было очень важно победить Алена Проста на «Сузуке» и остаться в борьбе за титул в финале в Аделаиде. 

Две машины «Макларена» доминировали в квалификации, а Сенна опередил соперника на невероятные 1,73 секунды и завоевал поул-позицию. Прост выбрал для гонки настройку с более низкой прижимной силой и лучше стартовал, а Сенна едва смог удержать «Феррари» Герхарда Бергера в борьбе за второе место. 

Прост был на четыре секунды впереди, когда он заехал на пит-стоп. Сенна заехал на два круга позже, и его остановка заняла на две секунды больше. Началась погоня. К концу 40-го круга бразилец находился в полусекунде от француза, но затем Прост собрался и снова нарастил отрыв. Сенна опять отыгрался, и на 47-м круге, когда оставалось шесть до финиша, сделал ход.  

Более низкая прижимная сила Проста давала ему преимущество в скорости на прямой, поэтому единственным шансом Сенны на обгон оставалось очень позднее торможение перед шиканой. Он нырнул внутрь, но Прост не стал оставлять место – было слишком поздно. Оба «Макларена» остановились на обочине. Машина Проста заглохла, он вылез из машины и пошел прочь. Сенна смог продолжить движение, но, что особенно важно, он поехал по запасной дорожке, а не проехал по трассе через шикану. 

На следующем круге Сенна заменил поврежденное переднее крыло, Алессандро Наннини оказался впереди него, но Айртон обогнал «Бенеттон» в шикане за два круга до финиша. Сенна победил, но позже был исключен из протокола гонки за то, что не проехал шикану на 47-м круге. Апелляция «Макларена» не удалась: Прост стал чемпионом, затем ушел в «Феррари».

Гран-При Японии 1990 – Прост против Сенны

Чемпион: Айртон Сенна. 

Как и в 1989 году, гонка на «Сузуке» была предпоследним раундом. Прост теперь гонялся за «Феррари» – и его устраивала только победа, чтобы иметь хоть какой-то шанс побороться за титул с Сенной в Аделаиде. 

Снова Сенна оказался на поуле, а Прост стоял вторым рядом с ним на стартовой решетке. Сенна, все еще помнивший то, что произошло годом ранее, утверждал, что поул должен быть перенесен на внешнюю сторону. Однако президент FISA Жан-Мари Балестр, которого Сенна ошибочно обвинял в манипулировании стюардами во время спора годом ранее, наложил вето на его просьбу. 

Просту удался лучший старт, чем Сенне, который был на грязной, пыльной внутренней стороне трассы. Не поведя и бровью, Сенна чрезвычайно оптимистично нырнул на внутреннюю траекторию перед первым поворотом. Его левая передняя часть коснулась правой задней части Проста на большой скорости – и две машины вылетели в гравийную ловушку и сошли с дистанции. 

«Мы оба выбыли, дерьмовый конец чемпионата», – сказал Сенна год спустя, признав, что его намерением было опередить Проста в первом повороте, даже если это привело бы к столкновению. «Это оказалось плохо для меня и плохо для «Формулы-1». Как же он был прав в этом. 

И снова разборки Сенны и Проста привели к победе «Бенеттон»: Нельсон Пике и Роберто Морено оформили дубль, но только после того, как второй «Макларен» Герхарда Бергера развернулся на втором круге, а «Феррари» Найджела Мэнселла сломалась.

Гран-При Австралии 1994 – Шумахер против Хилла

Чемпион: Михаэль Шумахер

Сезон 1994 года и без того наполнился спорами и трагедиями: от смерти Сенны на Гран-при Сан-Марино до исключения Михаэля Шумахера из Гран-при Великобритании и запрета на участие в двух гонках. После потрясающего выступления на дождевом Гран-при Японии Дэймон Хилл сократил отставание от лидера чемпионата Шумахера до одного очка, когда команды прибыли в Аделаиду для участия в последней гонке сезона. 

После смерти Сенны «Уильямс» выступал с Деймоном Хиллом и Дэвидом Култхардом, а четырежды за команду выступил чемпион мира 1992 года Найджел Мэнселл. В Аделаиде Мэнселл оказался на высоте, завоевав поул-позицию, обогнав «Бенеттон» Шумахера на 0,018 секунды. Хилл же стал третьим. 

Благодаря разрыву в одно очко между претендентами титул должен был выиграть тот, кто окажется по итогам гонки впереди. Из-за того, что Мэнселл заскользил на старте, Шумахер и Хилл опередили его, а Найджел вдобавок оказался за пределами трассы на первом круге. Гонка успокоилась, Шумахер лидировал, а Хилл преследовал его. К 30-му кругу преимущество Михаэля колебалось около двух секунд. Но на 36-м круге Шумахер задел стену в одном из поворотов. Немец продолжил, а Хилл попытался обойти поврежденный «Бенеттон» в следующем повороте. Шумахер повернул в «Уильямс», встал на два колеса и врезался в ограждение, в то время как Хилл вынужденно сошел с дистанции после заезда в боксы из-за повреждения левой передней подвески. 

Шумахер стал чемпионом, а Мэнселл закончил карьеру в «Уильямсе» победой, обогнав «Феррари» Герхарда Бергера.

Гран-при Европы 1997 – Шумахер против Вильнева

Чемпион: Жак Вильнев

Как и в 1994 году, борьба за титул шла до последней гонки сезона. В этот раз между Шумахером, который теперь выступал за «Феррари», и гонщиком «Уильямса» Жаком Вильневом.  

«Уильямс» имел более быструю машину, но некоторые потрясающие выступления Шумахера и ошибки со стороны Вильнева привели к тому, что немец на одно очко опережал канадца перед гонкой в Хересе. Фактически это было решающее сражение по принципу «победитель получает все». 

Первое примечательное событие произошло в квалификации, где каким-то образом лидирующая тройка показала одно и то же время с точностью до одной тысячной секунды. Установив время первым, Вильнев завоевал поул, Шумахер был вторым, а другой Williams Хайнца-Харальда Френтцена – третьим. 

Шумахер лучше стартовал и опередил Вильнева. Они совершили по два пит-стопа – и каждый раз «Феррари» оказывалась впереди «Уильямса». На 48-м круге, едва пройдя две трети дистанции, Вильнев атаковал немца, он нырнул внутрь шпильки. Понимая, что он не может позволить себе уступить Вильневу, Шумахер повернул руль, и его правое переднее колесо ударилось в левый боковой понтон машины Вильнева. «Феррари» оказалась в гравийной ловушке. Шумахер пытался выбраться, чтобы продолжить борьбу, но ему пришлось сдаться и сойти. 

Вильневу по-прежнему нужны были очки, чтобы завоевать титул. К счастью для него, повреждения его «Уильямса» оказались несерьезными. Он лидировал до последнего круга, когда позволил паре «Макларена» выйти вперед. Это была первая победа Мики Хаккинена в Гран-при, а третье место для Вильнева означало, что он стал чемпионом.

Шумахер, которому все еще припоминали 1994 год, был исключен из чемпионата мира 1997.

Это перевод статьи Маркуса Симмонса с сайта motorsport.com от 9 декабря 2021 года.

От себя по поводу Гран-при Абу-Даби:  

Конечно, произошедшее между Хэмилтоном и Ферстаппеном выглядело чуть иначе. Претенденты на титул не столкнулись (хотя было близко в паре эпизодов), что, определенно, здорово. И надо отдать им должное – они красиво боролись и делали все от себя зависящее. В том, что случилось, гонщики не виноваты. Но то, что устроили Майкл Маси и ФИА стало опасным прецедентом: в погоне за шоу правила трактовались половинчато и так, как хотел гоночный директор. «Формула-1» – это вам не сериал на Netflix (им теперь даже сценаристы не нужны после такого-то сезона и финала), тут есть правила и в принятии решений должна быть четкость и однозначность. Об этом, кажется, говорят чуть ли не каждый Гран-при на протяжении двух последних лет.

Какие бы эмоции каждый из болельщиков ни испытывал по отношению к Льюису Хэмилтону и Максу Ферстаппену, они оба достойны титула, они оба провели феноменальный сезон и подарили нам потрясающую борьбу до самого конца. И очень жаль, что они стали жертвой искусственно созданной развязки сезона. Как и все болельщики.

И дело не в Николасе Латифи. Его авария – случайность, стечение обстоятельств. Дело в том, как и какие решения принимала дирекция гонки. Вы могли топить за красный флаг, вы могли топить за финиш под сейфти-каром, вы могли топить в конце концов за рестарт и непропуск круговых, так как это могло выглядеть «более справедливо» по отношению к ходу гонки – неважно. Это все допустимые варианты. Хороши они или нет, справедливы они или нет – это уже другой вопрос. Просто помните: на протяжении сезона выезды автомобиля безопасности, красные флаги и принимаемые дирекцией гонки решения порой играли то в пользу одного гонщика, то в пользу другого, это никогда не было подсуживанием одной стороне. Но, похоже, Маси и его окружение выбрали наихудший вариант: непоследовательность, переобувание на ходу, манеру принятия решений «я так сказал, так и будет, потому что я – гоночный директор». В итоге мы получили хаос, удивление и бесконечные споры между болельщиками, менеджерами команд, протесты и все то, чего так хотелось избежать в развязке интересного сезона. И это затмило даже самих гонщиков.

А самое главное – у болельщиков украли красивый финал и настоящие эмоции от него. В таких случаях (на финише борьбы за титул) половина болельщиков радуется, улыбается и обретает счастье, а вторая – расстраивается, плачет, злится. В данном случае было трудно просто радоваться или огорчаться – ты сидишь в недоумении перед экраном и думаешь, что же это было, как же так случилось, почему. И просто сочувствуешь всем, потому что произошедшее выглядело максимально искусственно. Сейчас все, чего бы хотелось, чтобы такое не повторилось в будущем, и для этого в руководстве «Формулы-1», ФИА и судейском корпусе должна быть проведена огромная работа. Стефано, Росс и будущий новый президент ФИА – следующий ход за вами.  

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал

В «Ф-1» не утихает скандал из-за спорного финиша: судьи украли титул у Хэмилтона? Рестарт провели не по правилам?

Фото: formula1.com; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport, Evening Standard/Hulton Archive, Paul-Henri Cahier; globallookpress.com/Melchert Harry/dpa, Panoramic/Keystone Press Agency