6 мин.

«Он был больше, чем просто профессионал» - Найджел Робак и Брайане Редмане

Во времена, когда апрель всегда означал гонку в Имоле, я и Деннис Дженкинс с удовольствием уезжали по вечерам в горы, где были отрезки трассы известнейшей гонки Mille Miglia, и он делился своими воспоминаниями о величайшей гонке всех времен. В 1955 Дженкинс выиграл гонку на Mercedes вместе с Стирлингом Моссом, так что он знал, о чем говорил. Однажды Дженкс сказал, что было бы интересно проехать Mille Miglia на Porsche 917. С Родригесом? Зиффертом? Он ответил: «Нет, нет. Если бы у меня бы выбор, я бы выбрал Редмана – он был быстр так же, как они, но намного умнее. С Брайаном шанс добраться до финиша был бы выше…»

И нельзя сказать, что Брайану не хватало таланта или навыков для Формулы 1, нет, напротив. Он финишировал третьим в своей второй гонке в Хараме в 1968. А во время сильного дождя в Монако в 1972 он заменял в McLaren Питера Ревсона и смог закончить гонку пятым, опередив напарника Денни Халма на круг.

Редмана помнят, как гонщика спорткаров, но он так же блеснул своим талантом за рулем машин с открытыми колесами, например, в чемпионате Формула 5000, где он регулярно опережал Марио Андретти: «У нас было отличное соперничество с Марио, и знаете что: мы ни разу не соприкоснулись колесами…» Брайан был очень скромным и описывал себя как «хорошего профессионала». Но он был куда больше, чем просто профессионал…

Редман обрел известность в Великобритании в 1965, постоянно выигрывая за рулем Jaguar E-type Чарльза Бриджеса. На следующий год Бриджес купил Lola T70, на которой Брайан продолжал успешно гоняться, а затем брат Чарльза пригласил Редмана в формульные гонки: «Когда Чарльз решил завязать с гонками, его брат Дэвид сказал мне: «Хочешь гоняться в Формуле 2?» Я тогда ответил: «Да, какова сделка?» Он ответил: «Я плачу тебе 30 фунтов в неделю весь сезон». И я согласился. Мы ездили на разные этапы чемпионата на протяжении месяца, а когда вернулись, то в 10 часов утра он сидел со стаканом виски и спрашивал: «Привет, бродяга! Где был?» «Ну, Барселона, Нюрбургринг…» «Отличная поездка, как все прошло?» «Ну, там были четвертыми, тут шестыми…» «Ну, вполне себе здорово, куда теперь?» – это все происходило вот так».

Редман и Стив Макуин в Ле-Мане 1970 на съемках

 

В том же году Редман впервые оказался в Спа на гонке 1000 километров за рулем Ford, и, 12 месяцев спустя, будучи членом команда JW Automotive Джона Уайра, вместе с Жаки Иксом выиграл гонку на GT40. А когда через некоторое время он вернулся туда на Cooper на Гран-При Бельгии, его ждала ужасная авария. В повороте Les Combes у него сломалась передняя подвеска: «Я перелетел через ограждение, а моя правая рука оказалась зажата между машиной и барьером. Прошли часы до операции, и я помню, как кричал, чтобы не резали комбинезон, ведь он был новым! Хирург говорил, что, возможно, руку не удастся сохранить, так что мне еще повезло».

Редман считал, что старая Спа – самая тяжелая трасса среди всех: «Когда я приезжал туда, я лежал на кровати, с меня тек пот, и я думал, что следующий день может стать последним. Мне нравилась трасса, но я не хотел попасть там в аварию. В целом я думаю, это была хорошая трасса для меня: я побеждал там раз пять».

Через несколько лет, в 1972, Редман лидировал в гонке 1000 километров за рулем заводской Ferrari 312P, но Ронни Петерсон на такой же машине приближался к нему. И снова Les Combes: «Я видел, что зрители зашевелились, так что я сбросил скорость и ехал спокойно. Начинался дождь, и люди открывали зонты. Ронни проехал прямо до барьера. Мы выиграли».

В основном Редмана ассоциируют с Porsche: «Когда я присоединился к ним в 1969, меня спросили, хочу ли я быть номером один в своей машине или гоняться с Зиффертом. Я знал, что я буду вторым номером при нем, но считал, что так мы выиграем больше гонок, так что не беспокоился». Пара Редман-Зифферт выиграла много раз, и Брайан смог сработаться с своим импульсивным напарником, но и расставание с ним не стало разочарованием: «У Зифферта была только одна скорость – на всю катушку. В Ле-Мане 1970 у нас было преимущество в четыре круга, когда у него выпала передача в коробке, это огорчало…»

Последняя гонка с заработанными очками для Редмана - Гран-При Германии 1972

 

Через несколько лет один из членов команды сказал ему, что в Спа он был намного быстрее и Зифферта, и Родригеса, и незадолго до того, как умер Уайр, Редман спросил у него: «Почему вы мне не сказали?» Ответ был сдержанным и сухим: «Дорогой Редман, если бы ты узнал об этом, представь, сколько бы нам пришлось платить тебе».

В конце 1973 он ненадолго вернулся в Ф1 за рулем Shadow в Уоткинс-Глен, его напарниками были Джейми Оливер и Джордж Фоллмер: «Это была старая машина, но в квалификации я был быстрее них, так что мне предложили контракт на сезон 1974. У меня только что был хороший сезон в Формуле 5000 с Карлом Хаасом и Джимом Холлом, и я решил остаться там. В Shadow подписали Ревсона, который потом погиб в Кьялами. В то же время гонки серии Ф5000 отменили, так что, когда мне позвонили после аварии Питера, я согласился. Я проехал в Хараме, Зольдере и Монако, но в 60-х Ф1 была веселой и свободной, а теперь она стала серьезной и недружелюбной. Когда Хаас позвонил и сказал, что Ф5000 снова в строю, я сообщил Дону Николсу, что возвращаюсь туда. Я получал 75 тысяч долларов за гонку, но я подумал, что могу выигрывать в США и тоже получать там деньги…»

В 1977 во время гонки Can-Am в Мон-Треблане Редман попал в свою самую серьезную аварию, когда его Lola совершила переворот в воздухе на скорости 250 км/ч: «Я не ожидал такого, все было хорошо до этого момента, но, когда Джим Холл спросил на пит-стопе, хочу ли я внести изменения, я попросил чуточку уменьшить прижим на переднем крыле. Ха! Это-то и стало причиной. На следующем круге машина взлетела, и пока я ехал на голове по трассе, верхняя стойка и мой шлем стерлись. У меня была сломана шея, травмы мозга, сломанное плечо и ребра…Я был не в лучшей форме. Моя жена села на самолет из Англии, а когда прилетела, то в газетах увидела, что «Редман мертв». К счастью, они ошиблись».

Редман более 40 лет живет в Флориде с тех пор, но его ланкастерский акцент никуда не делся. Ему 84 года, и он все еще любит быстро поездить на машинах, что делает его счастливым. Его шрамы на лице со времен аварии на гонке Targe Florio 1971 уже не так видны и утонули в загаре. Марио Андретти как-то сказал, что Брайан Редман один из самых недооцененных гонщиков в мировом автоспорте, и я соглашусь с ним.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за август 2021.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал