5 мин.

Первый бразильский чемпион - Эмерсон Фиттипальди и его карьера

Путь и подъем Фиттипальди в автоспорте был плавным. Он родился в Сан-Паулу в 1946, был очень хорош в картинге, а к 1969 перебрался в Англию, где блистал в Formula Ford, а затем в Формуле 3. А в середине 1970 его позвали присоединиться к Lotus. Всего в своей второй гонке, в Хоккенхайме, Эмерсон финишировал четвертым за рулем Lotus 49. В Монце он получил модель 72, за рулем которой Йохен Риндт выиграл чемпионат мира.

«В первый день я попал в серьезную аварию: я бросил взгляд в зеркало, пропустил точку торможения, а когда посмотрел перед собой, то увидел Ferrari Игнацио Гинти. Я врезался в него, перелетел через барьер и столкнулся с деревьями. Правда, самым трудным было объяснить Колину Чэпмену, что же случилось – Йохен должен был стартовать на ней на следующий день. Она была совсем новой, я должен был просто проверить ее, но теперь машина была разрушена. Я был честен с ним и сказал, что я облажался».

В субботу на машине Риндта сломались тормоза перед поворотом Parabolica, ее дернуло влево, и произошло столкновение с барьером на скорости 240 км/ч. Там невозможно было выжить, для Фиттипальди это тоже был удар: Риндт был не только его напарником, Эмерсон боготворил австрийца. «Эмоционально это было тяжело. Я завтракал с Йохеном тем утром в отеле de la Ville, и он попросил меня гоняться за его команду в Формуле 2 в следующем году. Через несколько часов он погиб, и тогда я понял, насколько наши жизни хрупкие – шансы погибнуть были очень велики».

Оставшиеся машины Lotus были сняты с гонки, а затем команда пропустила этап в Моспорте. Затем была гонка в Уоткинс-Глен, там Эмесрон квалифицировался третьим позади Жаки Икса и Джеки Стюарта, а на следующий день победил в своей всего лишь четвертой гонке в карьере. Он признавал, что ему повезло, но Фиттипальди проехал гонку без ошибок. Та победа была очень важна для команды, которая только что потеряла своего лидера. Теперь Эмерсон был полноценной частью команды, а в 1972 он выиграл титул, одержав 5 побед в 12 гонках.

 

«Lotus 72 и Penske PC18 были лучшими машинами, которыми я когда-либо управлял. В обоих случаях я мог говорить с машинами, а машины говорили со мной. Обычно такого не происходит, но, если это ощущение есть, то это потрясающе. Хотя я выиграл титул в 1972, Lotus 72 была в лучшей форме на следующий год, а моя лучшая гонка была в Аргентине. Тогда впереди меня были две машины Tyrrell, Франсуа Свевер и Джеки Стюарт. В какой-то момент у Джеки случился прокол, а я наконец смог обогнать Франсуа. На пределе всю гонку».

В 1974 Фиттипальди ушел из Lotus в McLaren, где он продолжил отлично выступать и выиграл второй титул, а на следующий год стал вице-чемпионом (Лауда выиграл титул). «В McLaren я провел два отличных сезона, а потом принял неверное решение. Мой брат Уилсон и я решили построить собственную машину, и он управлял ей в 1975. Затем я присоединился к команде, но мы недооценили сложность задачи: и техническую сторону, и финансовую. В последние два года в Ф1 я приезжал на гонки, только потому что так надо было. Не слишком здорово».

Fittipaldi Automotive продолжала существовать еще два года, Эмерсон был руководителем, но к концу 1982 все было кончено, и он вернулся в Бразилию. Поначалу он не скучал по гонкам, но в 1984 принял предложение опробовать машину March IMSA в Майами. Там он встретил Пепе Ромеро, который сказал, что покупает машину March для Indycar, и предложил Эмерсону место. Так началась вторая карьера бразильца. «Мне нравилось гоняться в Формуле 1, но я чувствовал себя более расслабленным в Indycar – это то, в чем я нуждался в тот момент».

 

Позже в 1984 он присоединился к Patrick Racing, заменив молодого Чипа Ганасси, который пострадал в аварии в Мичигане. Через год на той же трассе он выиграл свою первую гонку там, а в 1989 Эмерсон выиграл и чемпионат. «Из того сезона я помню лучше всего Индианаполис и сражение с Алом Унзером-младшим. Я лидировал ближе к концу, но затем был желтый флаг, и я заехал в боксы. Оставалось 15 кругов всего лишь, а меня заправили по полной! Моррис Нан все посчитал и был в ужасе, но Пэт (Патрик) сказал: «Я босс!». На рестарте был кошмар, я видел, как Ал приближается, и я не могу оторваться – я не знал, что у меня полный бак топлива. Он легко меня обогнал, оставалось четыре круга, все было плохо – такова Инди 500! Шел 199-й круг, оставался последний, и в первом повороте мы наткнулись на более медленные машины. Ал задержался чуть дольше меня, и я вышел из второго поворота гораздо лучше, а в третьем мы были бок-о-бок. Я сказал себе, что не уберу ногу с педали, но впереди был еще один круговой, и в грязном воздухе позади него я потерял прижимную силу и начал скользить по трассе. Ал и я коснулись, и мне повезло: он вылетел, а я остался на трассе…»

Четыре года спустя Фиттипальди оказался в такой же ситуации. Теперь он гонялся за Роджера Пенске, лидировал на последних кругах, а Найджел Мэнселл, шедший третьим, вылетел с трассы. Эмерсон вспоминал: «Ранее в гонке я ехал очень далеко позади Найджела. Он выступал в Индианаполисе впервые, и он был невероятен, но я не удивился, когда он все-таки задел стену. Айртон Сенна, который гонялся с ним в Ф1, предупредил меня и рассказал, чего ожидать! Мэнселл прекрасный гонщик, но он все время как будто все делал в спешке. Он входил в поворот на пределе, а затем как-то умудрялся выйти из него целым. Когда он задел стену, вывесили желтый флаг, и он получил преимущество от этого, его машина не была повреждена, и он сократил отставание! К счастью, когда случился рестарт, мне хватило опыта, чтобы оторваться».

Фиттипальди оставил гонки в 50 лет в 1996. И он всегда любил обе своих карьеры, оба мира. «Мне сильно повезло, не так ли? Я гонялся против таких гонщиков, как Стюарт и Лауда в Формуле 1, а также против Майкла Андретти, Ала-младшего, Рика Мирса в Indycar. И против великолепного Марио Андретти, который гонялся и там, и там».

Таким был за рулем и сам Фиттипальди.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за июль 2021.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал