12 мин.

История Williams. Часть 6: 2006-2013. Однажды поднявшись

Независимость – прекрасная вещь. Управлять своей судьбой, наслаждаться свободой и самодостаточностью – здорово быть хозяином самому себе. Но в Формуле 1 независимость может означать слабость: такие команды лишены поддержки автопроизводителей, и им приходится платить вообще за все самим (ну или при помощи спонсоров, если они могут их найти), включая самую дорогую часть расходов – двигатели. Таким командам не хватает мощи – во всех смыслах: им трудно бороться как на трассе, так и вне ее. Это неравная борьба, тяжелое существование на грани. В Формуле 1 независимость и свобода не всегда приносят лишь пользу.

Фрэнк Уильямс хорошо знает, каково это, ведь он только так и управлял командой. Даже когда ему везло с поставщиком двигателей в лице Honda в 1980-х, Renault в 1990-х и BMW в 2000-х, Уильямс все равно гнул свою линию, и заключал сделки на своих условиях. Возможно, именно поэтому последнее такое партнерство с BMW пятнадцать лет назад разрушилось. Старые привычки сложно перебороть, когда ты долгие годы просто выживал и пытался попасть на стартовую решетку, как было с Фрэнком в 1970-х, когда он только начинал.

В 2006 в результате прекращения сотрудничества с BMW, которые решили пойти другим путем и купили команду Sauber, Фрэнк Уильямс и его деловой партнер Патрик Хэд должны были все начинать сначала. Но Формула 1 уже не была той, что в 1977, когда они выставили на решетку шасси March Патрика Неве. И сама их команда изменилась с тех пор, переехав из Дидкота в более просторные помещения в Гроуве в 1996. Формула 1 решила отказаться от трехлитровых V10 в пользу V8 объемом 2,4 литра, чтобы снизить скорости машин и сократить расходы, так что Уильямсу нужен был новый партнер, который бы мог предоставить силовую установку команде. Двигатель Cosworth V10 выиграл только две гонки в свою эпоху: Джонни Херберт за рулем Stewart стал победителем на Нюрбургринге в 1999, а Джанкарло Физикелла на Jordan выиграл в Бразилии в 2003. А до этого последние победы с их двигателем V8 одерживал еще Михаэль Шумахер за рулем Benetton в 1994. Новые правила воодушевили производителя, они рассчитывали снова бороться за первые места вместе с одной из топ-команд, которая когда-то начинала свой путь с DFV на шасси FW06 десятки лет назад.

Но даже волны добрых пожеланий внутри паддока и фанатов за его пределами недостаточно, чтобы принести тандему Williams-Cosworth победы. Нужны гонщики. И к Марку Уэбберу присоединился чемпион GP2 Нико Росберг. Копия своего отца? Не совсем. С самого начала Нико был аккуратным и точным за рулем и вне его в отличие от живого и веселого трубадура Кеке, который был фаворитом Williams. Черт возьми, у него даже не было усов!

Сделка с Toyota помогла улучшить результаты Williams

Но парень был быстрым. В дебютной гонке в Бахрейне он показал лучший круг – Марк и Нико тогда финишировали шестым и седьмым и набрали очки. Многообещающе, но это все лишь ввело в заблуждение стороннего наблюдателя. В Сепанге они квалифицировались третьим и четвертым, но оба выбыли из гонки к 15-му кругу (у Росберга были проблемы с двигателем, у Уэббера – с гидравликой). И эта история с ненадежностью продолжалась весь сезон. И постепенно романтика независимых гаражистов улетучивалась: ненадежность дорого обходилась, за двигатели надо было платить, а команду покинул спонсор Hewlett-Packard.

Вскоре Уэббер, который устал от постоянных проблем, был уже на пути в Red Bull на сезон 2007. Дома, в Австралии, ему удалось полидировать несколько кругов во время пит-стопов, пока у него не сломалась коробка передач. В Монако он мог побороться за высокие места, но поломка выхлопа разрушила его надежды. Марк по характеру был намного ближе к Алану Джонсу, чем Нико к своему отцу, так что он мог стать настоящей легендой Williams, если бы у него в руках была конкурентоспособная машина.

Для Cosworth год не сложился, а в Williams заключили трехлетний контракт с Toyota. На 2007 год возлагались новые надежды: технический директор Сэм Майкл, главный конструктор Эд Вуд и руководитель отдела аэродинамики Лоик Бигуа создали FW29 для Росберга и его нового напарника Алекса Вурца. Все вместе помогло команде занять четвертое место в Кубке конструкторов (после дисквалификации McLaren из-за шпионского скандала). Немалый вклад в этот результат внес Росберг, который семь раз побывал в очковой зоне, а лучшим достижением стало четвертое место в Бразилии. Вурц неожиданно попал на подиум в Канаде, но еще до конца сезона австриец решил, что продолжать не станет, так как у него были серьезные проблемы с шинами Bridgestone после ухода Michelin. Перед Гран-При Японии в Фудзи он покинул команду, и отправился покорять спорткары – ему удалось выиграть во второй раз гонку в Ле-Мане вместе с Peugeot.

Его заменил подопечный Toyota, от отца которого в команде отказались двадцать лет назад и тем самым потеряли тогда своего партнера и поставщика двигателей Honda. По сравнению со своим отцом Сатору Казуки Накаджима казался отличным кандидатом в Williams на два сезона. В 2008-м он смог пять раз набрать очки, но весь год провел в тени Нико Росберга, который демонстрировал потенциал, позже заинтересовавший Mercedes. Нико дважды был на подиуме: в Австралии и в первой ночной гонке Сингапуре (его лучший результат на тот момент).

Росберг стал напарником Уэббера в 2006

В Формуле 1 в то время была суматоха: экономическая модель рассыпалась, президент FIA угодил в секс-скандал, который ударил по спорту (но не по самому Максу Мосли), а заводские команды решили откусить кусок пирога денег и власти у безликого руководства серии, которых отдал на растерзание Экклстоун. Фрэнк Уильямс, всегда искавший лучшие условия для своей команды, взвесил свои шансы. В 2006 он смог найти исполнительного директора, который смог бы «вести корабль компании через неспокойные воды, полные акул». Адам Парр, имевший образование Кембриджа и Итона, а также опыт в юриспруденции, инвестировании и работы в Rio Tinto Group (одной из самых крупных добывающих компаний), не был частью мира Ф1, совсем. Но Фрэнк был впечатлен. А теперь и производивший сильное впечатление австриец Тото Вольфф купил пакет акций компании, впервые сунувшись в жесткий мир Формулы 1. Вскоре мы узнаем о нем больше.

В 2009 произошла радикальная смена регламента (самая большая за долгое время): прижимная сила уменьшилась (пока команды через какое-то время не отыграли потери обратно), вернулись слики, что позволяло увеличить механическое сцепление с трассой. Все это обещало интересный спектакль. В Williams доказали, что еще что-то могут, разработав и внедрив в шасси FW31 двойной диффузор. То же самое сделали в Toyota и в Brawn GP, которая возродилась из пепла ушедшей Honda. И Браун сделал это лучше и эффективнее всего. Намного лучше. Команда, которая станет в будущем Mercedes, выиграла и личный зачет, и Кубок конструкторов благодаря старому другу Williams Дженсону Баттону (он выкупил свой контракт в 2006 и вернулся в BAR – деньги были потрачены не зря). Williams же стали лишь седьмой командой чемпионата. Росберг был стабилен, а вот Накаджима не блистал совсем. Как и Вурц, он смог много добиться в гонках спорткаров вместе с Toyota, а Росберг в свою очередь подписал контракт с Mercedes – его четыре года в Williams подошли к концу. Промежуток времени в команде, идентичный его отцу, не принес столько же побед и титул, но это время помогло ему создать репутацию и сделать следующий шаг.

У Williams был полностью новый состав в 2010-м и «старый новый» поставщик двигателей – Cosworth. Сотрудничество с Toyota шло хорошо, но японцы решили оставить спорт полностью по финансовым соображениям. Компания так и не выиграла ни одной гонки за все годы и ничем особенно не запомнилась – просто поразительно, учитывая статус одного из самых крупных и влиятельных автопроизводителей в мире.

Нико был вполне хорош за рулем Williams и позже получил предложение Mercedes

В команду пришел любимый всеми ветеран Руббенс Баррикелло. Он уважал Williams, и был рад продолжить свою карьеру в британской команде, хоть и от борьбы за победы пришлось отказаться. Вместе с ним в команду взяли того, кто должен был стать новым Михаэлем Шумахером (а сам Михаэль тоже был на стартовой решетке за рулем Mercedes). Казалось, что у Нико Хюлькенберга были все слагаемые успеха – даже менеджер Михаэля, Вили Вебер. Чего он мог добиться за рулем FW32?

Семь финишей в очках и самое большое (на данный момент) его достижение в Ф1: выигранная дождевая квалификация в Бразилии. Нико тогда еще не знал, что лучше результатов у него уже не будет. Он перешел в Force India и провел десятилетие в середине пелотона. Баррикелло в том году десять раз набирал очки с лучшим результатом – четвертое место в Валенсии на Гран-При Европы. Памятен и эпизод его сражения с Шумахером в Венгрии. Команда заняла шестое место в КК позади Renault, но на очко впереди Force India. А затем все посыпалось.

Сезон 2011 на трассе был ужасным для команды, хотя Парр и рапортовал о прекрасных финансовых показателях благодаря свежей сделке с венесуэльской нефтяной компанией PDVSA, которая посадила за руль нового чемпиона GP2. Пастор Мальдонадо четыре сезона штурмовал последнюю ступень перед Формулой 1, и теперь пришло время подняться в высшую лигу, разве нет? Парр сердился, когда шли разговоры о рента-драйвере, но, учитывая результаты команды, неудивительно, что Мальдонадо были рады.

Хюлькенберг выглядел в 2010 отлично на фоне Баррикелло, а в Бразилии добыл для команды поул

Williams закончила сезон девятой лишь с пятью очками – четыре добыл Баррикелло, одно новичок. Это было худшее выступление в истории команды. Технический директор Сэм Майкл оставил свой пост, его сменил Майк Куглан, который возвращался после четырехлетнего отсутствия в паддоке после шпионского скандала 2007. Джейсон Соммервиль стал главным по аэродинамике, а Мар Гиллан главным операционным инженером. Так же Парр вывел компанию на биржу, а Патрик Хэд оставил совет директоров.

К тому моменту Патрик уже какое-то время не был на первых ролях в команде, но именно в партнерстве с Фрэнком они создавали компанию и ковали ее славу на протяжении трех десятков лет. Он столько достиг и столько отдал спорту, что все бы поняли его желание пожить вдали от паддока. Но по нему точно бы скучали.

Баррикелло тоже покидал команду в конце года, но его отставка была резкой, и он не получил почестей, которых заслуживал после 19 сезонов в Формуле 1. Он всегда был чувствительным, и его выбил из колеи уход Сэма Майкла. И только он сам знал, насколько трудной была FW33. Позже он признал, что не испытывал симпатии и к Адаму Парру, так что Руббенс знал, к чему все идет. Ему позвонил сам Фрэнк, как вспоминал Баррикелло, тон его был деловым, немного даже холодным. Жаль, что все так случилось, но Руббенс, будучи самим собой, не держал ни на кого зла.

Что дальше? Новая техническая бригада работала, чтобы возродить команду в партнерстве с Renault. Все это вызывало воспоминания о доминировании в 1990-х…и счастливый (и, будем честными, немного шокирующий) сюрприз ждал команду. Еще один сдвиг случился в совете директоров. Сэру Фрэнку скоро должно было исполниться 70 лет, и он решил последовать за своим другом Патриком и оставил свою должность, передав управление своей дочери Клэр. Парр тоже ушел. Во время переговоров по новому Договору Согласия Парр не смог выторговать никаких хороших условий и уступок для своей команды у «царя» Экклстоуна, плюс начались трения в совете директоров, так что ему пришлось уйти в отставку. Некоторые люди проходят через Формулу 1 и не выглядят на своем месте в этом закрытом, странном, маленьком мире, в котором дела и сейчас ведутся особым образом. Парр был одним из таких.

Мальдонадо принес в Williams нефтедоллары, показывал порой неплохой темп, но слишком часто попадал в аварии

А потом, через шесть недель после ухода Парра, Williams выиграли гонку. У Мальдонадо были признаки прогресса в начале непредсказуемого сезона 2012, в котором четверо разных гонщиков выиграли четыре первых гонки. Венесуэлец увеличил это число до пяти во время незабываемого уик-энда в Испании. Сначала он унаследовал поул от Льюиса Хэмилтона, после того как McLaren был отправлен в конец стартовой решетки после невозможности предоставить топливо на анализ после Q3 (бак был просто пуст). Мальдонадо должен был провалиться в гонке, не так ли? Но он не провалился. Вместо этого он непонятно откуда нашел вдохновение и вернул лидерство после того, как потерял его в первом повороте в пользу Фернандо Алонсо. Он смог сдержать натиск испанца, чем удивил не только местную публику, но и весь мир Ф1. Никаких «если», никаких «но» – он прекрасно пилотировал и принес Williams первую победу с Бразилии 2004. Это на настоящий момент 114-ая и последняя победа команды.

Через полтора часа после финиша, когда команда праздновала заслуженную победу, в боксах случился пожар. К счастью, тогда никто не пострадал. И это олицетворяло тот период для Williams: даже когда все шло хорошо, что-то непредсказуемое и неприятное все равно случалось. По ходу сезона Бруно Сенна (племянник Айртона) добавил очков в копилку команды, но Мальдонадо больше не был даже близок к своему лучшему результату. Но в его коллекции всегда будет победа в Гран-При Испании 2012.

Победа Мальдонадо на Гран-При Испании 2012

И снова жизнь больно ударила по команде в 2013: Williams откатилась назад, повторяя свой худший результат двухлетней давности. К команде присоединился молодой финн Валттери Боттас вместо Бруно Сенны. Вольфф оставил свое место в команде, готовясь возглавить Mercedes, а венесуэльские нефтедоллары начали постепенно иссякать. Но появилась новая надежда. Жан Тодт расчетливо подходил к управлению, и хотел направить Формулу 1 в новую, гибридную эру, чтобы спорт соответствовал современному быстро меняющемуся миру. В эпоху V8 Williams получала удар за ударом, но теперь, вооружившись мотором Mercedes, который оставил не удел Ferrari и Renault, независимость больше не приравнивалась к слабости. Пришло время наверстать упущенное. Кому налить мартини?

Это перевод статьи Дэмиена Смита из журнала GP Racing UK за октябрь 2020 года.

Фото: MotorsportImages.com

Прирожденные гонщики. История Williams. Часть 1

Вопреки всему. История Williams. Часть 2 

Новая игра - новые правила. История Williams. Часть 3

Тень Имолы. История Williams. Часть 4

Неуправляемая мощь. История Williams. Часть 5

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал