6 мин.

Грустная история Дун Фанджо

Это был знаменательный день для китайского футбола, произошедший задолго до того, как в него стали вливаться миллионы. Китайская система подготовки смогла вырастить игрока, который способен выступать за мирового гранда, а ведь парню всего 18 лет и его карьера только начинается. Тем, кто вспомнит про Сунь Цзихая, нужно учитывать, что «Манчестер Сити» тогда только вернулся в АПЛ и был далек от тех амбиций, которые у клуба есть сейчас.  

alt

В 2004 году английской футбольное сообщество неожиданно для себя узнала о Дун Фанджо, который перешел из «Далянь Шидэ» в МЮ за полмиллиона фунтов, причем сумма могла возрасти в несколько раз за счет успешных личных показателей нападающего. Но был ли этот трансфер циничным маркетинговым ходом, направленным на завоевание китайского рынка, или же менеджеры МЮ действительно что-то разглядели в молодом нападающем? Спустя более чем десять лет, истина, как обычно, видится где-то посередине.   

С маркетинговой точки зрения, трансфер Дуна позволил мгновенно увеличить интерес к МЮ со стороны азиатских болельщиков. Учитывая умение тренерского штаба «красных дьяволов» взращивать молодых талантов, это могло бы принести МЮ высокие показатели продажи футболок и прочей сувенирной продукции на обширном китайском рынке многие годы вперед.

Практически сразу клуб начал выжимать максимум из совершенного трансфера, в первый же год устроив летнее турне по Азии, в котором Дун сыграл три матча, и даже отметился голом в игре против Гонконга.

alt

Однако трансфер сам по себе не был единственным действием, направленным на укрепление бренда «Манчестер Юнайтед» в Азии. Переход футболиста были частью системы мероприятий. Так, официальный сайт английского футбольного клуба представлял китайским любителям футбола версию на соответствующем языке. Стратегия также заключалась в том, чтобы усилить позиции бренда «Манчестер Юнайтед» на глобальной арене с помощью различных форматов розничной торговли. Клуб заключил соглашения с торговыми предприятиями Шанхая, Гонконга и других городов, поставляя им для продажи свои товары. Это позволило избежать капитальных инвестиций, но гарантировала получение прибыли. В этих «флагманских магазинах», разбросанных по территории Китая, фанаты могли не только приобрести товары с клубной символикой, но и зайти на сайт команды и посмотреть ее телеканал MUTV.

Несмотря на то, что присутствие китайского игрока открыло перед МЮ множество маркетинговых перспектив, Дун Фанчжо имел и ощутимый потенциал именно как футболист. На молодежном Чемпионате Азии в 2004 году Дун был отмечен как один из самых перспективных азиатских игроков, а ведомая им команда Китая вышла в финал того турнира. Сам Дун был номинирован на награду Лучшего молодого игрока от организации FIFPro. Вместе с ним в списке номинантов значились такие люди как Роналду, Руни, Роббен и Бастиан Швантштайгер.

Из-за строгих британских правил, Дун не мог быть сразу заявлен за МЮ в чемпионат, поэтому был отдан в аренду в бельгийский «Антверпен», который долгие годы был неким фарм-клубом МЮ. В све время там в аренде побывали О’Ши, Гибсон, Эванс, новый чемпион Англии Симпсон, а также  Фил Бардсли.

Если вторую половину сезона 03\04 Дун начал в качестве игрока замены и отличился лишь однажды в девяти матчах, но уже на следующий год, адаптировавшись в европейском футболе, он забил 6 мячей в 19 играх, а еще через год записал себе в актив 18 голов в 29 встречах.

Успешные выступления в Бельгии позволили Дуну закрепиться в сборной и набрать необходимое количество матчей для получения разрешения на работу в Англии. (Строгое правило, из-за которого в свое время сорвался переход Павла Мамаева в МЮ).

Получив разрешение на выступление в Англии. Китайский нападающий был отозван из аренды в «Антверпен» и заявлен за «Юнайтед». В Манчестере Дун долгое время варился в резервной команде, а официальный дебют в основе для него случился на «Стемфорд Бридж» против «Челси», правда, на тот момент МЮ уже практически обеспечил себе титул.

В сезоне 07\08 китайский форвард сыграл лишь один матч в Кубке Лиги против «Ковентри», а также игру против «Ромы» в Лиге Чемпионов, после чего начал страдать от травм. Он и в лучшей то своей форме был очень далек от основы, а после этого стало понятно, что его дни в качестве игрока МЮ сочтены.

alt

Дун вернулся домой, в «Шанхай Шидэ», где вновь обрел уверенность и попробовал снова заиграть в Европе. Неудачная попытка в польской «Легии», короткий отрезок в португальском «Портимоменси», куда ему помог перейти Роналду, занесли Дуна в армянскую «Нику»,  после года в которой Фанчжо снове вернулся домой, на этот раз навсегда, причем играл в клубах второго эшелона, не застав финансового бума, который случился с китайскими клубами в последний год.  

Так что же случилось с карьерой Дун Фанджо? Был ли он разменной монетой в большой маркетинговой игре, или стал всего лишь одной из неудачных покупок сэра Алекса Фергюсона? Предположу, что и то и другое.

Несомненно, менеджер МЮ понимал, какие перспективы для клуба открывает появление в составе игрока из Китая, однако нельзя забывать, что в 2004 году Дун был действительно очень хорош на футбольном поле, что позже подтвердил своей игрой в Бельгии.

alt

Последующие отчаянные попытки закрепиться в европейском футболе говорят о том, что сам Дун рассматривал себя в первую очередь как футболиста. Обладая статусом бывшего игрока МЮ. Он запросто мог стать аналогом китайского Хидетоси Накаты – сниматься в рекламе и ток-шоу, запустить линейку одежды, открыть футбольную школу своего имени и завести инстаграм с миллионом подписчиков. Дун принял другое решение, отчаянно хватаясь за мечту о европейском футболе, ради которой он поехал в Варшаву, скромный португальский городок Портиман, а чуть позже в великолепный по красоте но захолустный по футбольным меркам Ереван.

История Дун Фанджо не о том, насколько жесток и циничен мир маркетинга и большого бизнеса, она о том, что футбол может быть беспощадным в своем непостоянстве. Впрочем, как и бизнес. Хотя, он уже давно этим бизнесом стал, и никогда не станет другим. 

 

Автор: Илья Штеблов 

Вместе с этой статьей читают: 

Как футбольные наклейки стали многомиллионным бизнесом

Как футбольные клубы используют интернет для привлечения детской аудитории

Почему чемпионство Бориса Ротенберга – это хорошо?

 

При написании статьи были использованы материалы сайта These Football Times

 

alt