4 мин.

Лучшие российские телешоу сезона-2014/15. «Истории футбола»

Заключительный текст Данила Тармасинова по итогам телесезона. 

Истории футбола, ВГТРК, телеканал

Конечно, этот текст должен был выйти позавчера, но кто же знал, что невод принесет нам Тину Канделаки?

Сразу скажу, чтобы вам легче было в меня чем-нибудь кинуть: Илья Казаков – мой любимый комментатор. Не нужно путать его с лучшим – я смотрю футбол с ним на одной волне, мне приятно слушать его репортажи. Поэтому и за программой Казакова я следил внимательно.

Мне она понравилась по другой причине. Каталогизировать русский футбол не пытался никто. Составить по полочкам историю наших чемпионатов, рассказать о самых значимых персонах не в сиюминутном режиме, а в вечность – наверное, считали, что самый популярный вид спорта на Руси духовно беден и вытащить из него героев невозможно. Илья Казаков всегда романтизирует игру и ее актеров, не просто так его самый частый оборот в комментарии – «блистательно». Здесь он и три известных журналиста – Евгений Дзичковский, Дмитрий Зеленов, Мурад Латипов – выбрали самых значимых людей нашего футбола.

Как и в любом документальном цикле, получилось неровно. Отличные серии перемешивались со странными, но даже в сериалах не бывает так, чтобы уровень оставался стабильно высоким. Конечно, первый сезон вышел значительно удачнее, чем второй. Герои подбирались тщательно и избирательно, про каждого есть что сказать. Мне кажется огромной удачей выпуск с Андреем Аршавиным. Видимо, не мне одному кажется, потому что авторы с него начали. Самый известный футболист новой России раскрылся максимально, я нигде не видел от Аршавина такой откровенности. Вы можете, сидя перед камерой, сказать, когда вы были больше всего счастливы? А с контрактом на 2,5 миллиона евро?

Я считаю очень важным, что по большому счету Илья Казаков с товарищами волей-неволей следуют примеру Билла Симмонса. Болейте за неудачников. Почти все 25-минутные фильмы пронизаны интонацией оправдания: где-то не получилось, где-то не повезло, где-то подвели. Сознательно или бес-, но создатели выразили общее отношение к российскому футболу в обществе и меняют его в лучшую сторону. Посмотрите любой выпуск: каждый герой мог достичь большего и каждый из них до конца не реализовался. Хиддинк? Уехал после одного проигранного матча. Адвокат? В сборной его никто не любил. Смолов? Отбивался от инстаграм-хейтеров. Кержаков. Аршавин. Романцев. Акинфеев.

Я не нашел ни одного плохого слова толком ни про кого, в программе негатив создают только обстоятельства, из которых выбирались герои, плохих людей в цикле нет. Но «Истории футбола» не выглядят поздравительной открыткой юбиляру, где все пьют за здоровье и говорят, как любят друг друга. Герои честно отвечают на вопросы, не похоже, что они где-то привирают. Существуют перегибы («тренерская карьера Бубнова прервалась на взлете» – эээээ?), но и их не слишком много.

Дик Адвокат, Илья Казаков,

За что еще нужно любить эту программу – за точно подобранную стилистику. О каждом персонаже авторы рассказывают по-своему. Я раньше не замечал, насколько это важно, но при просмотре вгляделся в детали. О Слуцком рассказали на фоне семьи и сына. О Бубнове – через людей, которые о нем говорят (для него это важно, не для себя же все эти оры). О Гинере – в антураже его кабинета, во власти. Об Аршавине – в дорогом внедорожнике и шапочке с британским флагом. Скажите, разве это не говорит о человеке?

Я сильно против того, чтобы программа растягивалась на третий сезон. Уже во втором были выпуски, которые были обо всем сразу, но не успевали все рассказать. Например, объединение в одну серию Зырянова и Широкова. Серия про агентов. «Мушкетеры на службе российского футбола» – разве франкофоны вошли в его историю? Вальбуэна, Это’О – Голландия, Италия и Бразилия запомнились, как минимум, не меньше.

Но в итоге мы имеем очень вдумчивую работу, за которую в российских телевизорах берется только (вы не пугайтесь) Первый канал. Попадали когда-нибудь на фильмы Алексея Васильева воскресным утром? «Истории футбола» не являются ответом, продолжением или противопоставлением спортивному кино Васильева. Уровень откровенности приятно удивил, при этом в цикле Ильи Казакова не было желтизны. От нее красиво ушли, но оставили на редкость деликатные вопросы обо всем горячем, о чем хотелось спросить. Здесь не было выбора: дружба или долг, каждый персонаж рассказывал о любых темах.

В этой моральной развилке я вспоминаю автора фильма «Бродский не поэт» Николая Картозию. В радиоэфире его спросили: как удалось избежать в фильме о Бродском налета скандальности и желтизны? В биографии было много разных моментов, на которые можно сделать упор. Ответом Картозии я закончу наши итоги телесезона и очень хочу, чтобы его слова стали девизом сезона следующего.

Когда ты хочешь избежать желтизны, ты ее избегаешь.

Лучшие российские телешоу сезона-2014/15. «GOALактика»

Может ли человек, не связанный со спортом, делать спортивное ТВ?

Присоединяйтесь к нашей странице на фейсбуке, все новости спортивного телевидения – только там.